Значительное место в экономике регионов Российской Федерации в настоящее время занимает рынок труда муниципальных образований. В условиях развития региональной экономики на муниципальном рынке труда неизменно происходят структурные подвижки. Существует множество условий, с которыми необходимо считаться при решении задачи баланса спроса и предложения рабочей силы на муниципальном уровне, для этого необходимо исследовать, анализировать динамику рынка труда муниципальных образований, предлагать пути реформирования и решения социально-экономических проблем территории муниципального района.
Ключевые слова: региональный рынок труда, муниципальный рынок труда, трудовые ресурсы, коэффициент напряженности на рынке труда.
Понятие «рынок труда», отражающее динамику в сфере занятости, появилось в России в связи с переходом страны к рыночной экономике. В плановой экономике оно отсутствовало и определялось как «управление трудовыми ресурсами». Началом образования рынка труда в России следует считать1991 год, когда реально начались реформы в экономике и социальной сфере, а также был принят Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» [1].
Значительное место в экономике регионов Российской Федерации в настоящее время занимает рынок труда муниципальных образований. В условиях развития региональной экономики на муниципальном рынке труда неизменно происходят структурные подвижки. Структурная перестройка экономики влечет за собой изменения в характере спроса на рабочую силу и в ее профессионально-квалификационном составе [2]. Существует множество условий, с которыми необходимо считаться при решении задачи баланса спроса и предложения рабочей силы на муниципальном уровне, для этого необходимо исследовать, анализировать динамику рынка труда муниципальных образований, предлагать пути реформирования и решения социально-экономических проблем территории муниципального района [2]. В каждом отдельно взятом российском регионе рынки труда муниципальных образований формируются с учетом местной специфики и экономики.
Отличия в экономическом потенциале, демографической и ресурсной базе, природно-климатических условиях и в этнокультурных традициях населения определяют региональные особенности воспроизводства трудовых ресурсов и формирования рынков труда [3]. Следовательно, политика в области занятости и регулирования экономики должна быть адаптирована к условиям отдельных субъектов (регионов) Российской Федерации. И регионам при формировании политики занятости необходимо принимать во внимание уровень социально-экономического развития муниципальных образований, повышать роль исполнительной власти в регулировании рынка труда и социальном развитии общества.
По административно-территориальному обустройству в составе Вологодской области два городских округа (г. Вологда, г. Череповец), 26 муниципальных районов, из них 9 сельских районов, 274 поселения. По состоянию на 1 января 2014 года на территории области проживает 1196,2 тыс.чел., из них 52,7 % проживает в городских округах (630,6 тыс.чел.), 47,3 % в — на территориях муниципальных районов (565,6 тыс.чел.) [4].
Рассмотрим показатели, характеризующие социально-экономическое положение Вологодской области и влияющие на состояние регионального и муниципальных рынков труда.
Таблица 1
Социально-экономические показатели Вологодской области [4, 6].
Показатели. |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Среднегодовая численность населения, тыс.чел .-родилось, чел. —умерло, чел. Естественная убыль, чел. Миграция, чел. |
1223 14178 19509 —5331 441 |
1217 14616 19918 —5302 655 |
1211 15095 19742 —4647 63 |
1205 15102 20174 —5072 —194 |
1200 15570 18780 —3210 —568 |
1197,4 16762 18059 —1297 —1053 |
1192,6 16543 18019 —1476 —1320 |
Валовый региональный продукт, млрд. руб. |
243,3 |
294,9 |
213,4 |
262,4 |
317,0 |
351,3 |
352,7 |
Среднемесячная, начисленная заработная плата, руб. |
12914 |
16115 |
16566 |
18536 |
20250 |
22649 |
24903 |
Численность трудовых ресурсов области в 2013 году составила 707,5 тыс. чел., или 59,4 % общей численности населения области. Основную долю трудовых ресурсов области — 67,0 % составляют занятые в экономике, число которых снизилось до 420,0 тыс. чел. (против 427,0 тыс. чел. в 2012 году). Отраслевую структуру занятости населения области и основные сдвиги в ней характеризуют данные таблицы 2 [4].
Таблица 2
Распределение среднегодовой численности занятых в Вологодской области по видам экономической деятельности*
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Всего в том числе: —сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство —обрабатываюшие производства —производство и распределение электроэнергии, газа и воды —строительство —оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования —финансовая деятельность —операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг —гостиницы и рестораны —транспорт и связь —государственное управление, обеспечение военной безопасности, социальное страхование —образование —здравоохранение и предоставление социальных услуг —предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. |
100,0 9,4 25,1 4,2 6,2 7,2 1,3 5,2 1,6 8,4 6,8 11,8 9,3 3,5 |
100,0 8,9 24,9 4,1 5,6 7,8 1,4 5,2 1,7 8,1 7,4 11,8 9,5 3,6 |
100,0 8,0 24,2 3,9 6,7 7,8 1,6 4,9 1,6 8,4 7,7 11,9 9,4 3,9 |
100,0 7,3 23,0 4,4 4,8 7,3 1,7 5,3 1,6 8,9 8,9 12,7 10,2 3,9 |
100,0 7,2 23,1 4,3 4,9 7,9 1,8 5,7 1,6 8,6 8,9 12,1 10,0 3,9 |
100,0 6,5 22,9 4,2 5,4 9,5 1,9 6,5 1,8 8,4 8,2 11,3 9,7 3,7 |
100,0 6,2 22,5 4,3 6,3 9,6 1,9 6,6 1,8 8,4 8,2 11,2 9,6 3,5 |
*В отраслевой структуре занятости наибольшую долю составляют занятые в организациях промышленных видов деятельности, торговле, сельском и лесном хозяйстве, строительстве, образовании, здравоохранении.
В экономике области произошел сдвиг в отраслевой и профессионально- квалификационной структуре рабочей силы: с 24,2 % (2008г) до 22,5 % (2012 г.) снизилась доля занятых в промышленном производстве, с 8,0 до 6,2 % занятых в сельском и лесном хозяйстве, при этом доля занятых в сфере оптовой и розничной торговли увеличилась с 6,7 до 9,6 %.
Основной удар мирового финансово-экономического кризиса конца 2008 года пришелся на предприятия реального сектора экономики. В Вологодской области в период 2009–2010г.г. отмечается спад производства в реальном секторе экономики, ухудшение финансового состояния предприятий и их банкротство, «замораживание» или сокращение заработной платы (отправка в вынужденный отпуск), сокращение персонала, увеличение численности безработных [6]. Ситуация в сфере занятости населения в Вологодской области, до 2008 года оцениваемая как стабильная, в связи с кризисом обострилась. Уровень общей безработицы с 5,6 % накануне кризиса повысился до 7,8 % в 2009 году. Регистрируемая безработица выросла до 3,7 %. Численность стоящих на учете в службе занятости безработных на конец 2009 года повысилась до 25,3 тыс. чел., ее пиковые значения в середине года достигали 29,0 тыс. чел. (12,5 тыс. чел. в конце 2008 года). Снизился спрос на рабочую силу, нагрузка незанятых граждан на 1 заявленную вакансию достигла 2,9 чел., вновь обострились диспропорции между спросом и предложением труда. Значение уровня регистрируемой безработицы на рынках труда муниципальных образований области варьировалось от 2,8 до 6,4 % [7].
Таблица 3
Основные показатели регулируемого рынка труда Вологодской области [5].
Показатели |
Ед. Изм. |
Отчетный период. |
|||||
2008 г. |
2009 г |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
||
Уровень безработицы по методологии Международной организации труда. |
% |
5,6 |
7,8 |
7,8 |
7,3 |
5,8 |
6,2 |
Численность занятых в экономике. |
Тыс. чел. |
659,0 |
618,5 |
602,8 |
597,5 |
603,3 |
593,3 |
Численность безработных граждан. |
Тыс. чел. |
12,5 |
25,3 |
20,3 |
13,5 |
10,3 |
8,8 |
Уровень регистрируемой безработицы. |
% |
1,9 |
3,8 |
3,0 |
2,1 |
1,5 |
1,3 |
Коэффициент напряженности на рынке труда. |
Чел/вак. |
1,8 |
3,0 |
2,3 |
1,3 |
0,9 |
0,8 |
В области проводилась целенаправленная работа по стабилизации ситуации на рынке труда. В сфере обеспечения занятости используется механизм социального партнерства, разработки и реализации областных и муниципальных целевых программ содействия занятости населения. На снижении напряженности на рынке труда сказывалось как сокращение числа безработных, так и рост количества и качества предлагаемых работодателями вакансий.
В настоящее время рынок труда Вологодской области характеризуется двумя основными тенденциями: продолжает сокращаться число безработных и растет количество свободных рабочих мест. Муниципальные образования области по уровню безработицы можно разделить на три группы. В первую, входят самые благополучные: в них этот показатель не превышает средне областного значения (1,3 % -2013г.). Ее составляют крупные промышленные центры. Только в этой группе, да и то не во всех районах, у соискателей есть выбор из нескольких свободных рабочих мест. Ко второй, самой многочисленной, следует отнести территории с уровнем безработицы в два раза превышающей значение средне областного показателя. В 2013 году их насчитывалось 17. К третьей нужно отнести те районы области, в которых уровень безработицы более, чем в два раза превышает средний (от 2,6 % и выше). Ситуация с занятостью населения здесь сложная. Вместе с тем сбалансированность спроса и предложения рабочей силы в определенном городе или районе не может обеспечиваться изолированно от регионального рынка труда. Координация трудовых потоков между рынками труда муниципальных образований должна осуществляться посредством мер по регулированию регионального рынка труда, разрабатываемых на региональном уровне государственными структурами и реализуемых государственными и негосударственными организациями.
В 2013 году в районах области коэффициент напряженности на рынке труда [7] варьировал от 0,6 до 8,1 незанятых граждан на одну заявленную вакансию. Коэффициент напряженности ниже средне областного показателя зарегистрирован в 6 районах и городах области: в г. Вологде — 0,6; в г. Череповце и Череповецком районе — 0,7; в Шекснинском районе — 0,7; в Бабаевском и Кадуйском районах — 0,8; в Устюженском районе — 1,1.
Максимальный показатель напряженности на рынке труда отмечен в Вытегорском районе -8,1; в Белозерском районе — 7,1; в Тарногском районе -4,6; в Харовском районе — 4,1; в Бабушкинском районе -3,7.
Вывод. Особенности регулирования вопросов занятости на муниципальном уровне состоят в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры государственной службы по труду и занятости. Большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальных форм собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда, отношения между работниками и работодателями весьма ограничены. Типичный пример — так называемая маятниковая трудовая миграция, когда гражданин постоянно проживает на территории одного поселения, а работает (и платит налоги) на территории другого. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Тем не менее, органы местного самоуправления имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости и трудовых отношений на своих территориях, и на их основе должна быть сформирована муниципальная политика в данной сфере.
Литература:
1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
2. А. В. Кашепов, С. С. Сулакшин, А. С. Малчинов. «Рынок труда: проблемы и решения», М; 2008г.
3. П. А. Чукарев, Е. В. Корытова «Занятость населения и ее регулирование» учебное пособие, изд. ВСГТУ, 2010г.
4. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики.URL:http;//www.gks.ru;
5. Официальный сайт федеральной службы по труду и занятости URL: http://www.rostrud.ru;
6. Официальный Портал Правительства Вологодской област:, vologda-oblast.ru.
7. Сайт департамента труда и занятости Вологодской области: www.depzan.info;