В статье рассматривается возможность создания определенного качества психологических условий для субъектов образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, способствующего их позитивному личностному развитию. Представлены методологические и теоретические основы психологической безопасности образовательной среды.
Ключевые слова:образовательная среда, психологическая безопасность, качество психологических условий, субъекты образования, личностное развитие, педагогическое взаимодействие.
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года выделяет компетентностный подход в качестве приоритетного, кроме того одной из задач заявляет становление профессиональной и личностной готовности обучаемых к активной жизни в современном быстроменяющемся социуме.
Важнейшее из качеств человека, отмечает А. В. Брушлинский, — «быть субъектом, т. е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности — творческой, нравственной, свободной» [6, с. 4].
Вышеназванные категории подвергаются детальному осмыслению при рождении каждой новой концепции в системе образования и воспитания, это обусловлено общепризнанностью передового, субъект-субъектного обучения и воспитания. Введение категории «субъектность» находит свое отражение в исследованиях психологии субъекта С. Л. Рубинштейном и его последователей. В призме научного исследования человек и бытие как единая, целостная система, первостепенна и важна роль человека в осмыслении и выделении новых частей бытия Вселенной, последнее, в свою очередь, подтверждает деятельностный, преобразующий вектор взаимоотношений человека и мира.
Немаловажным для осмысления идеи концепции формирования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, влияющей на личностное развитие ее объектов, можно определить в позиции А. Н. Леонтьева, который полагал, что человек входит в историю как индивид, а полноценной личностью он становится лишь в качестве непосредственного участника общественных отношений с другими. Важным условием участия в общественных отношениях является предметная деятельность человека. Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о первостепенности прежде всего деятельности субъекта, так как именно деятельность субъекта подразумевается исходной точкой психологического анализа личности. А. Н. Леонтьев вводит понятие «самостоятельная сила реакции», в котором определяет активность как способ изменения.
В формировании концепции субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса в детско-юношеской спортивной школе, необходимо понимать человека как субъекта жизнедеятельности. В упрощенном варианте субъект образовательного процесса понимается как творец или активный реформатор своей собственной жизни. Человек как субъект может направлять собственную жизнедеятельность в русло определенного, качественного преобразования среды, оценивать различные варианты деятельности, анализировать ее ход и результаты.
Субъектность определяется спецификой регуляции актуальной для человека в данный момент активности и или проектирования будущего. Особенность самоорганизации субъекта состоит в том, что активность как ответ на воздействие окружающей ситуации сменяется собственной активностью, направленной на поиски того, что имеет смысл для жизнедеятельности. Основное качество субъекта состоит в способности взять на себя ответственность за осуществление действий с вероятностным исходом, стать субъектом избрания целей, результат достижения которых не предрешен. Для образовательной среды это и есть механизм, обеспечивающий субъект-субъектный характер обучения и воспитания, которые становятся фактором психического развития.
Принципиально новый подход к изучению проблемы общения возник с появлением цикла работ Б. Ф. Ломова [13, с. 124–135]. В них был осуществлен психологический анализ целенаправленного включения процессов общения в сам способ исследования психических явлений. Результатом анализа стал вывод о появлении нового методологического принципа общей психологии — принципа общения. В. В. Знаков справедливо отмечает, что этот принцип применяется сейчас при изучении двух основных форм данного феномена — общения как средства организации деятельности и как удовлетворения духовной потребности человека в другом человеке [10].
Таким образом, воспитание и обучение знаменуют особенно прочную духовную связь любого индивида с обществом, точнее, тоже взаимосвязь между ними, которая не только не отрицает, а, напротив, предполагает активность, самостоятельность обучаемых индивидов как субъектов» [6, с. 29].
Одна из функций общения состоит в организации совместной деятельности. Другая функция общения как компонента совместной деятельности состоит в формировании и развитии межличностных отношений в процессе познания людьми друг друга. В определенном контексте образование понимается «как форма социализации человека в условиях целенаправленной и организованной педагогической практики. В рамках образовательного учреждения ведется подготовка к жизни среди людей, среди носителей определенной культуры, то есть обеспечивается формирование личности» [9, с. 13].
Педагогическая деятельность осуществляется в форме общения. Социальный компонент образовательной среды создается в процессе взаимодействия ее участников. Более того, исследователи говорят о социально-психологическом подходе к образованию, специфика которого раскрывается «как учет субъективных аспектов социальной реальности» [9, с. 93].
Психологическую характеристику образовательной среды спортивной школы представляется перспективным раскрыть через понимание человека как субъекта общения. Фактически общность — это есть важнейшая характеристика среды. В самом общем смысле социальная среда рассматривается как актуальная область социальной действительности, в пределах которой существует общественный организм [9].
Понятие «образовательная среда» является достаточно специфичным: это есть такой тип образовательной деятельности, педагогического общения, творческой жизни ребенка, при котором он создает или активно меняет мир. Это конгломерат факторов, ситуация особенного историко-культурного, ситуативного социокультурного и перспективно-развивающего компонентов. Это, в конечном счете, поэтапное совершенствование и развитие маленького человека как человеческого существа с индивидуальными ограничениями и возможностями в определенной ситуации и под влиянием взаимоизменяющих факторов. Учебная деятельность и положительное общение — движущие силы развития, средства обучения и воспитания. Создание определенной образовательной среды для обучения и воспитания обусловлено тем, что ребенок развивается не только с помощью собственных действий, но и с помощью определенных действий взрослого.
Положительный эффект взаимодействия достигается во время включенности субъектов в общую деятельность, осуществляя которую последние, преследуют совместные цели, вместе выполняют действия и операции. Поэтому необходимо рассматривать совместную деятельность как содействие, то есть способ распределения ролей между участниками.
Варианты общения участников учебно-воспитательного процесса детско-юношеской спортивной школы, непосредственно присутствующие в образовательной среде социально организованные психолого-педагогические условия и возможности его реализации «порождают» определенное психологическое качество образовательной среды учреждения.
Таким образом, общение в образовательной среде спортивной школы представляет собой сложную динамическую структуру, в которой переплетаются как специально организованные психолого-педагогические условия, так и процессы и явления, возникающие спонтанно. Большое воздействие на участников среды оказывает общение, которое носит диалогический характер, вызывает глубокую внутреннюю активность субъекта. Отсюда актуальным становится предоставление в образовательной среде возможностей для такого рода общения, а диалогическое общение может выступать одной из технологий создания необходимого психологического качества данной среды.
Можно сказать, что с психологических позиций образовательная среда есть взаимодействие ее участников и характер этого взаимодействия, в свою очередь, будет определять психологическое качество образовательной среды.
Образовательная среда спортивной школы является психолого-педагогической реальностью, которая содержит специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Фиксация данной реальности возможна через систему отношений участвующих в ней субъектов. Именно содержание этих отношений определяет качество образовательной среды.
Что является существенным признаком хорошей (для личностного развития) среды? По нашему мнению, признаком также может выступать психологическая безопасность. Наиболее полно психологические аспекты безопасности в теоретическом и практическом ракурсе разработаны в образовании, создана и прошла практическую апробацию концепция психологической безопасности образовательной среды [1–4].
Именно общение участников учебно-воспитательного процесса, присутствующие в образовательной среде учреждения дополнительного образования социально организованные психолого-педагогические условия и возможности реализации этого общения «порождают» психологическую безопасность образовательной среды школы, ее характер может лежать в основе отнесения образовательного учреждения к среде определенного типа. Общение порождает, создает и референтную значимость среды, и психологическую защищенность ее участников, и удовлетворенность отдельными компонентами самого взаимодействия.
Под психологической безопасностью мы понимаем состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников. Психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды.
Качества психологической безопасности образовательной среды:
- пространство образовательной среды, независимое от актов психологического насилия в совместной деятельности, необходимое для удовлетворения основных потребностей в личностно-доверительном общении, обеспечивающее уровень психического здоровья включенных в нее непосредственных участников;
- категория межличностных отношений, вызывающих у участников чувство принадлежности к определенной общности;
- комплекс мер, направленных на снижение негативных факторов мешающих продуктивному устойчивому развитию личности.
Создание условий для психологической безопасности качественной образовательной среды спортивной школы, основано на следующих принципах: опора на развивающее образование; психологическая защита личности; своевременная помощь на основе в социально-психологической потребности.
Обучение общению, свободному от проявления психологического насилия, является своеобразным механизмом создания психологической безопасности образовательной среды. Основные (базовые) потребности подлежат удовлетворению только в процессе межличностного общения. Именно эта ситуация способствует «запуску» и функционированию внутренних механизмов, способствующих развитию человека в сторону личностной зрелости, так как порождает внутри-личностное общение.
Итак, на том этапе развития личности, сущностью которого является самореализация («зрелая личность»), преимущественной формой взаимодействия со средой может выступать внутриличностное общение, к возникновению которого приводит включённость в системы непосредственного и опосредованного общения. Зрелая личность «носит» свою социальность в себе, но приобретает ее в своем социальном окружении, следовательно, качество данного окружения является значимой психологической характеристикой.
Развивающая составляющая образовательной среды спортивной школы будет актуальна тогда, когда непосредственная включённость в общение будет формировать развитие личности, способной к самостоятельному изменению окружающих условий и внутреннего состояния.
Литература:
1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.
2. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: Речь. 2002. 251 с.
3. Баева И. А. Концепция психологической безопасности образовательной среды. М., 2007. 48 с.
4. Безопасность образовательной среды: Сб. статей / Отв. ред. Г. М. Коджаспирова. М.: Экон-Информ, 2008. 166 с.
5. Братченко С. Л. На пути к уважению// Педагогика уважения: Мат-лы семинара «Причины и сущность неуважения к детям и подросткам в наших обществах — от насилия к уважению: поиск и опыт педагогов России и Германии». СПб., 1997.
6. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т. 2.
8. Гримак Л. П. Общение с собой: начала психологии активности. М., 1991. 320 с.
9. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1998. 232 с.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1977.
11. Ломов Б. Ф. Психологические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.