К юбилею Пермского государственного института культуры /ПГИИК/
(Пермская государственная академия искусств и культуры /ПГАИК/).
К юбилею учителя по призванию Тамары Петровны Редько
В статье позиционирована Редько Тамара Петровна как основатель хоровой кафедры на базе созданного высшего государственного учебного заведения — Пермского государственного института культуры /ПГИИК/. В публикации дан анализ её многогранной деятельности: педагогической, учебно-концертной, научной.
Ключевые слова: хормейстерская деятельность, педагогическая деятельность, научная деятельность, высшее учебное заведение.
Я очень счастливый человек! Мне всегда везло в жизни — я встречала много хороших людей!
Т. П. Редько
Пермский государственный институт культуры (ПГИК) был создан по решению Правительства РСФСР в мае 1975 г., благодаря настойчивым усилиям партийных и советских органов власти Западного Урала. Было очевидно, что Прикамье, развиваясь не только как крупный индустриальный и научный, но и как культурный центр, нуждался в творческом вузе как эффективном «генераторе» культуры. Немаловажным аргументом в пользу открытия института был и успешный опыт соседних областей — Свердловской и Челябинской, где уже работали Уральская консерватория (г. Свердловск) и институт культуры (г. Челябинск). Минкультуры СССР и РСФСР, создавая новый федеральный институт культуры в г. Перми, видели в нём центр подготовки высококвалифицированных кадров для отрасли культуры не только для Пермской области, но и для соседних регионов: Удмуртской АССР, Коми АССР, Кировской области. Признанием высокого профессионального мастерства педагогов и выпускников в области художественной культуры и художественного творчества стало преобразование в 1991 г. института культуры в Пермский государственный институт искусства и культуры. В условиях модернизации российского образования и интеграции в мировое образовательное пространство перед ПГИИК встала задача нахождения принципиально новых решений и механизмов, позволяющих адекватно отразить современную политику России в сфере образования. Развитие института на рубеже тысячелетий и в первое десятилетие XXI в. — это его становление в новом, по сути, инновационном качестве. Сама действительность заставила ПГИИК превратиться в творческо-гуманитарный, инновационно-ориентированный вуз не только по наличию специальностей и использованию новых технологий обучения, но и по способу деятельности в социокультурном пространстве [2].
Рис. 1. Профессорско-преподавательский состав института /1975 г./ [1].
В публикации мы возвращаемся к тому историческому периоду, а именно к середине 70-г. XX в., т. е. к 1975 г. — к истоку организации и созданию нового специализированного вуза.
Был набран штатный состав педагогов по всем открывшимся отделениям (см.: фото 1.). Кафедральная структуризация была внутри института, как в любом вузе. Так, организационно была создана хоровая кафедра со специальностью «Руководитель академического хора» в том же году что и институт. Должностные функции заведующей хоровой кафедрой выполняла Редько Тамара Петровна, приглашённая из Пермского музыкального училища.
Фото 2. Профессорско-преподавательский состав кафедры и первый выпуск специалистов «Руководитель академического хора» (1980 г.) (в центре сидит Т. П. Редько) [1].
Намного позднее, что составило ровно пять лет (т. е. в 1985 г.), на базе этой же кафедры была открыта дополнительно новая специализация «Руководитель народного хора». В начальный этап её деятельности Тамара Петровна осуществляла одновременно управление двумя этими специализациями на хоровой кафедре.
Затем ещё позднее с 1990 г. при кафедре хорового дирижирования открывается ещё одна новая специализация «Учитель музыки и пения в общеобразовательной школе».
Уместно сразу перечислим здесь и тех первых педагогов, которые начинали работать вместе с основателем, первой заведующей хоровой кафедрой Редько Тамарой Петровной, тем самым составляя первый педагогический состав этой кафедры. Это: И. А. Земцова-Кудреватых, народная артистка СССР К. К. Кудряшова (вокал), Л. А. Петрова, Н. Е. Цыганова, В. П. Цыганов, а затем уже пришли молодые специалисты, это: Т. В. Абуро-Руденко, Л. А. Кузмина, С. В. Лавров, Г. А. Широкова, концертмейстеры: И. Н. Мальцева, Н. Хлебова (см.: фото 2).
Повседневная работа на самой кафедре. Она включала совместно с активом студенческих групп объединённые заседания на кафедре хорового дирижирования по вопросам учёбы, дисциплины и быта студентов, а также проводилась работа по профориентации. Обсуждались вопросы развития, совершенствования материальной базы самой хоровой кафедры. Обсуждались также темы об итогах приёма и со стороны научно-педагогического коллектива по оказанию помощи первокурсникам в сокращении сроков адаптации студентов к вузовской жизни, анализ успеваемости студентов по специализации, решались вопросы по содержанию воспитательной работы среди студентов. Проводились на кафедре и семинары, затрагивающие социально-психологическую тематику. Со стороны заведующей оказывалась репертуарно-методическая помощь коллективам художественной самодеятельности Пермской области, выпускникам, общеобразовательным школам, ПТУ. Очень большое внимание придавалось аттестации преподавательского состава, а именно послевузовскому образованию: аспирантура, ассисентура-стажировка, преподаватели имели научные звания. Проводились научные исследования. Так по инициативе кафедры хорового дирижирования совместно с научно-исследовательским региональным центром была проведена научно-практическая конференция «Пути совершенствования работы в самодеятельном хоровом коллективе» а также семинар — практикум для руководителей народных хоров, где она (т. е. Тамара Петровна Редько) не только выступала с теоретическими докладами[1], но и проводила мастер класс по хормейстерской работе с академическим и народным хорами. Были также проведены на хоровой кафедре «Юрловские дни», цикл хоровых концертов светлой памяти Александра Александровича Юрлова (см.: фото 3.) и научно-практическая конференция «Пути развития хорового исполнительства в Прикамье».
Подытоживая можно сказать, что в позиционировании как заведующая кафедрой по содержанию охватывала и обеспечение управления факторами, влияющими на процесс творческого роста; и стимулирование собственной активности и самостоятельности; и привлечение внимания педагогического коллектива к новациям; и организацию творческого сотрудничества начинающих педагогов с опытными; и использование всего диапазона средств, методов, каналов, способствующих творческому росту преподавателей; и формирование, развитие индивидуального стиля деятельности хорового мастера как творца.
Рис. 3–5. Афиши [1].
Студенческий академический хор становился лучшим среди студенческих коллективов высших учебных заведений г. Перми, ведь яркое, интонационно чистое, ансамблевое слаженное звучание хора, профессионализм, красивое тембровое сочетание хоровых партий — всё это гармонировало в комплексе и отличало его исполнительскую манеру. Этим самым он (т. е. хоровой коллектив) покорял своих слушателей, а выступление на второй Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и преподавателей вузов культуры и искусства проходившего на базе института зарекомендовало Заслуженного работника культуры России Тамару Петровну Редько как лучшего хормейстера не только в г. Перми, но и в Пермском крае. В рамках этого форума учёных состоялось исполнение этим хором кантаты П. И. Чайковского «Москва» (солистка: народная артистка СССР К. К. Кудряшова) /см.: фото 4./, что было отмечено участниками и гостями этого мероприятия как исполнение на профессиональном уровне.
«Я человек очень эмоциональный — говорит Тамара Петровна. — Когда я преподавала предмет «Дирижирование», то я там, если получается, царь и бог. Там всё зависело от меня. Но когда я дирижировала хоровым коллективом, он (т. е. хор) являлся для меня главным. Я старалась саккомпанировать и помочь артистам хора, но если я видела, что хор поёт не интересно, я начинала предлагать ему (т. е. коллективу) свою интерпретацию. Принимал хор такие отношения или нет, зависело во многом от индивидуальностей хористов. Я видела, что выигрываю, если целиком входила в хоровую музыку со всеми своими вокальными особенностями, тем самым убеждая хоровой коллектив своей интерпретирующей трактовкой. Видимо, я настолько энергично проявлялась в вокальной музыке вместе с хористами, что на меня нельзя не обратить внимания».
В научной деятельности, доцент ПГИИК Редько Т. П. подготовила научно-методические пособия: «Вокальная работа в детском хоре»; «Вокально-хоровые распевания в академическом хоре»; «Репертуар для самодеятельного хора с методическими пояснениями; «Программные требования по дирижированию для подготовительного отделения»; «Репертуар по дирижёрско-хоровой практике с методическими пояснениями», а статьи по вопросам развития самодеятельного /взрослого и детского/ хорового искусства постоянно появлялись и в федеральных и в местных печатных СМИ (см.: фото 6.). Это: «Поющие людьми счастливые…» (об Осинском народном хоре) /Газета «ЗВЕЗДА» от 31.01.1976/; «Первая программа камерного хора» /Газета «ВЕЧЕРНЯЯ ПЕРМЬ» от 21.05.1976/ (см.: фото 6./; «Дебют нового коллектива» /Газета «СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА» от 06.07.1976/; «Камерный хор: через полгода после дебюта» /Газета «ВЕЧЕРНЯЯ ПЕРМЬ» от 08.10.1976/; «Конкурсная программа пермяков» (о зональном фестивале народного творчества) /Газета «ВЕЧЕРНЯЯ ПЕРМЬ» от 11.12.1976/ и другие публикации в СМИ.
Рис. 6. Публикация Т. П. Редько в СМИ (Газета «ВЕЧЕРНЯЯ ПЕРМЬ» от 21.05.1976) [1].
Рис. 7. Программа студенческой научно-практической конференции посвящённой 10-летию института. С докладами принимали участия студенты класса доцента ПГИИК Т. П. Редько [1]
За многолетнюю, многогранную (хормейстерскую, педагогическую, научную) деятельность в области культуры и искусства Т. П. Редько была занесена на Доску Почёта г. Перми и Книгу Почёта сотрудников Пермского государственного института культуры (ПГИИК).
Основной задачей педагогического творчества Редько Т. П. являлось раскрытие и применение новых, оптимальных систем сообщения знаний, приобщения студентов к уже найденному в науке и практике подготовки специалистов, развития у них умений самостоятельно работать, постигая вершины профессионального мастерства. Вся её трудовая деятельность всегда предполагало творчество, так как оно постоянно связано с личностью студента, растущей, развивающейся, приобретающей знания, умения, убеждения, привычки. У каждого эти процессы протекали уникально, на фоне различного восприятия мира, неодинаковой степени развития мышления, способностей, природных задатков. Найти, сконструировать лучшие сочетания личностных качеств начинающих специалистов и условий его воспитания и обучения с учётом уровня развития — креативная задача Т. П. Редько. Таким образом, её творчество целесообразно определить как индивидуально своеобразную систему её практических действий по обновлению учебно-воспитательного процесса путём разработки, конструирования её новых элементов, устранения устаревших средств, форм и методов работы, реализации принципиально новых, оригинальных, эффективных решений педагогических задач.
Фото 8–9. Афиши [1].
Фото 10. Встреча выпускников (1984г.) отделений академического хора и народного хора /в центре Т. П. Редько [1]
За 24 года (1975–1999 г.г.) педагогической работы в Пермском государственном институте культуры Редько Т. П. было подготовлено свыше сотни высокопрофессиональных специалистов, успешно работающих с самодеятельными коллективами в регионе и за её пределами. Перечислим выпускников закончивших у неё в разные годы: это Кудрицкая Л. Н., Куприянова О. В., Шевченко Т. И., Морозова В. Л., Тимофеева Н. В., Сыпачева Л. А., Баташова Л. А.., Пакулина В. Е., Лутошкина В. А.., Силина М. Г., Редько А. М., Рябова, З., Капельникова Л., Никаноров С., Ерастова Е., Друянова М. (см.: фото 8–10.). Перечисление её учеников можно продолжить. Многие из её учеников стали заслуженными работниками культуры России.
Юбилей Редько Т. П. явился поводом и для другой акции — подготовки к изданию статей [3–6]. Эти статьи — как свидетельство жизни высокого профессионала, «кредо» которой во весь творческий её путь было спокойно и с любовью делать свое дело: исполнять, осмысливать вокально-хоровую музыку и передавать свой опыт интеллигентного общения с ней своим ученикам.
Уважаемая Тамара Петровна!
Именно сила характера, сила ума, сила женского обаяния позволяли Вам достигать максимальных высот на каждом поприще Вашего трудового служения.
Пусть Ваша сила, решительность и мудрость прирастают нашим уважением и любовью!
С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!
Литература:
1. Материалы (текстовый), фотографии, афиши из личного архива Т. П. Редько.
2. Пермская государственная академия искусства и культуры. История ПГАИК. Электронный режим доступа: http://www.psiac.ru/oldsite/pgiik/history (дата обращения: 10.05.2014).
3. Redko A. M. All her life in art: formation of the master of choral business/Вся её жизнь в искусстве: становление мастера хорового дела [Текст]/А. М. Redko//European Applied Sciences, № 1.2014. (January) — P. 69–75.
4. Redko A. M. All her life in art: creative beginning/Вся её жизнь в искусстве: творческое начало [Текст]/А. М. Redko//Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, (January-February), 2014, № 1. Volume 1. — P. 224–239. Электронный режим доступа: Full instructions for manuscript preparation and submission can be found through the «East West» Association GmbH home page at: htp://www.ew-a.org
5. Redko A. M. All her life in art: introduction in pedagogical activity/Вся её жизнь в искусстве: введение в педагогическую деятельность [Текст]/А. М. Redko//Молодой учёный. — 2014. — № 7.
6. Redko A. M. All her life in art: higher educational institution. Pedagogical activity/Вся её жизнь в искусстве: высшее учебное заведение. Педагогическая деятельность [Текст]/А. М. Redko//Молодой учёный. — 2014. — № 7.
7. Сайт Пермский край. Энциклопедия. Редько Тамара Петровна. Электронные ресурсы: http://enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1803750742&page=11;http://enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1804082639&idParentObject=1803750742 (дата обращения: 10.05.2014).
[1]«Состояние и пути дальнейшего развития самодеятельных народных хоровых коллективов (по материалам Пермской области)» /Областной семинар-практикум. 1982./; «Состояние и пути улучшения подготовки руководителей самодеятельных хоровых коллективов» /научно-методическая конференция преподавателей Пермского государственного института культуры. 1982./; «Становление и обобщение опыта работы хоровых коллективов, имеющих звание народный коллектив (Пермская область)» /научная конференция преподавателей Пермского государственного института культуры. 1979./; «Место хоровых коллективов в общей системе художественной самодеятельности и их роль в воспитании трудящихся (на материале Пермской области)» /научная конференция преподавателей Пермского государственного института культуры. 1980./; «Хоровая самодеятельность и её роль в воспитании трудящихся» /научная конференция преподавателей Пермского государственного института культуры. 1981./.