Особенности и перспективы развития морских портов Арктического бассейна | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 11.05.2014

Статья просмотрена: 4926 раз

Библиографическое описание:

Красильникова, О. А. Особенности и перспективы развития морских портов Арктического бассейна / О. А. Красильникова, Н. С. Ломакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10951/ (дата обращения: 19.12.2024).

В статье рассмотрены особенности и перспективы развития морских портов Арктического бассейна. Все порты Арктического бассейна условно разделены на три группы. В статье дана характеристика, особенности и перспективы развития всех портов из каждой группы, а также проведен анализе, на основе существующей динамики, изменения объем перевалки грузов через каждый порт.

Ключевые слова: Арктический бассейн, транспортная система, морской порт, грузооборот порта, перевалка груза, внешнеторговые и каботажные грузы.

В Арктическом бассейне расположены девятнадцать российских морских портов. Порты заняты, в основном, перевалкой внешнеторговых и каботажных грузов.

Порты Арктического бассейна можно условно разделить на три группы.

К первой относятся порты Мурманск, Архангельск, Витино и Кандалакша, имеющие железнодорожные подходы, связанные с транспортной системой страны. Четыре этих порта переваливают 85,4 % грузов, проходящих через бассейн.

Ко второй — порты, обслуживающие потребности одной компании. Это Варандей и Дудинка.

К третьей группе относятся остальные четырнадцать портов, которые расположены в местностях, где отсутствуют сухопутные коммуникации, и которые обеспечивают перевалку грузов для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, в которых они расположены. Их пропускная способность используется на 5–50 %, и предпосылок для увеличения грузовой базы и роста грузооборота нет.

Все порты Арктического бассейна (кроме незамерзающего Мурманска) большую часть года работают в условиях низких температур и покрытой льдом акватории. Поэтому для обеспечения нормальной работы необходимы портовые ледоколы. А доставка грузов в порты осуществляется под ледовой проводкой линейных ледоколов, в том числе атомных.

Через арктические порты проходят грузы «северного завоза», необходимые для обеспечения жизнедеятельности малых народов Севера и освоения природных богатств обширных северных территорий.

Наконец, ещё одной особенностью арктических портов являются их функции по обслуживанию Северного морского пути (СМП), которые существенно осложнятся при намечаемом росте перевозок грузов международного транзита по СМП, как по международному транспортному коридору.

В перспективе арктические порты будут ориентированы на перевалку топливно-энергетических ресурсов (сырой нефти, нефтепродуктов, угля, сжиженного газа). При этом нефть и газ будут поступать в порты с шельфов северных морей. Для их перевалки построены порты Варандей, Харасавэй и строятся новые порты Сабетта и Териберка. Строительство новых портов осуществляется в труднодоступных районах, что требует на много больших инвестиций, чем строительство портов в других бассейнах.

К числу особенностей следует также отнести создание в крупнейшем порту Северного бассейна Мурманске портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ).

Производится модернизация существующего Архангельского морского порта, а также расширение складских площадей, строительство вспомогательных комплексов, замена технологического оборудования с целью увеличения загрузки существующих мощностей, снижения высоких портовых сборов, обеспечения коммерческой привлекательности порта. Строительство и реконструкция — 2014–2015 гг.

Строящийся глубоководный район «Северный» в Двинской губе у острова Мудьюг предназначен для перегрузки угля, минеральных удобрений, лесных, и нефтеналивных грузов экспортного направления, а также генеральных и контейнерных грузов экспортно-импортного направлений с общим грузооборотом 28,0 млн. т в год.

Сам район должен появиться к 2018–2020 г.

Таким образом, на основе существующей динамики, объем перевалки грузов через данный порт может составить до 6,6 млн. т в год (рисунок 1).

Рис. 1. Прогнозируемый объем перевалки грузов через порт Архангельск

В июне 2008 г. было завершено строительство стационарного морского ледостойкого отгрузочного терминала, расположенного в четырех километрах от порта Варандей и начаты регулярные отгрузки нефти танкерами усиленного ледового класса дедвейтом 70 тыс. т. Пропускная способность терминала составляет до 12 млн. т в год.

В настоящее время добыча на месторождении Южное Хыльчую, с которого нефть поступает на терминал, стала падать.

В связи с этим, компания ОАО «ЛУКОЙЛ» изыскивает другие способы загрузки терминала. Существует несколько совместных проектов компании ОАО «ЛУКОЙЛ с другими компаниями (ОАО АНК «Башнефть» и др.).

Таким образом, с учетом реализуемых проектов объем перевалки сырой нефти через данный терминал может составить около 8 млн. т в год (рисунок 2).

Рис. 2. Прогнозируемый объем перевалки сырой нефти через порт Варандей

В настоящее время основная работа по проекту Мурманского порта — строительство нового морского терминала по перевалке угля, с общим грузооборотом до 20 млн. т в год, на западном берегу Кольского залива в районе реки Лавна, а также строительство терминала по перевалке наливных грузов с общим грузооборотом до 35 млн. т в год; на восточном берегу Кольского залива: строительство контейнерного терминала мощностью 1 млн. TEU.

Начата реконструкции первого грузового района. В результате реконструкции пропускная способность грузового района увеличится с 6,4 до 12,9 млн. т угля к 2015 г. При необходимости, длина причальной стенки, глубина у причала и наличие портальных кранов позволят переориентировать первый район на перегрузку любых видов генеральных грузов или под контейнерный терминал на 300 тыс. TEU в год.

Таким образом, можно прогнозировать объем перевалки грузов через порт на уровне около 75 млн. т в год (рисунок 3).

Порт Витино занимается перевалкой бензина ЛУКОЙЛа с Нижегородского, Пермского, Ухтинского НПЗ и «Газпром нефти» с Омского НПЗ, а также западносибирского газового конденсата НОВАТЭКа Терминал Ватино, не подключнный к системе нефтепроводов и нефтепродуктов, получает груз по железной дороге и способен груглосуточно отгружать до 6.0 млн. тонн нефти, нефтепродуктов и конденсата. Однако, перспективы для развития у порта незначительны из-за низкой пропускной способности железной дороги.

Рис. 3. Прогнозируемый объем перевалки грузов через порт Мурманск

Таким образом, на основе существующей динамики объем перевалки грузов через порт Витино может составить до 5,0–6,0 млн. т в год.

В Северном бассейне строится новый порт в пос. Териберке, с пропускной способностью 13,6 млн. т, который будет являться частью проекта по освоению Штокмановского месторождения.

Таким образом, объем перевалки грузов через порт можно прогнозировать на уровне до 13 млн. т в год (рисунок 4).

Рис. 4. Прогнозируемый объем перевалки грузов через порт Териберка

Полуостров Ямал является одним из важнейших стратегических нефтегазоносных регионов России. Промышленное освоение месторождений Ямала и прилегающих акваторий имеет принципиальное значение для обеспечения роста российской добычи газа в перспективе.

В целях обеспечения эффективного освоения Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения планируется строительство завода СПГ и морского порта по перевалке сжиженного природного газа и газового конденсата в районе пос. Сабетта проектной мощностью 30,7 млн. т сырья в год при полном развитии (в т. ч. СПГ — 25 млн. т, ГК — 2,2 млн. т, нефть — 3,5 млн. т).

Таким образом, объем перевалки грузов через порт можно прогнозировать на уровне до 30 млн. т в год (рисунок 5).

Рис. 5. Прогнозируемый объем перевалки грузов через порт Сабетта

Главным направлением деятельности порта в настоящее время является перегрузка угля, который поступает по железной дороге с шахт в Кемеровской области. Основной объем грузов идет на экспорт в Западную Европу, в частности, Германию, Голландию и Англию. Действующие мощности позволяют предприятию перерабатывать до 3 млн. тонн грузов сложившейся номенклатуры (апатитовый концентрат, уголь, глинозем, металлолом и др.).

К числу приоритетных задач по развитию порта в настоящее время относятся изменение фарватера и увеличение его глубины, что даст возможность порту принимать суда большей грузоподъемности с осадкой до 12 м (сейчас — 9,8 м). В порту проводятся работы по обеспечению приема судов грузоподъемностью до 60 тыс. т.

Таким образом можно прогнозировать объем перевалки грузов через порт Кандалакша на уровне 4 млн. т в год (рисунок 6).

Рис. 6. Прогнозируемый объем перевалки грузов через порт Кандалакша

В остальных портах бассейна (Беринговский, Диксон, Дудинка, Игарка, Мезень, Нарьян-Мар, Онега, Певек, Провидения, Тикси, Хатанга, Эгвекинот, Амдерма, Анадырь) реализация крупных инвестиционных проектов не предусматривается. Их действующая мощность не увеличится и останется на уровне 43,02 млн. т.

Основные термины (генерируются автоматически): порт, перевалка грузов, прогнозируемый объем перевалки, груз, TEU, пропускная способность, Мурманск, общий грузооборот, существующая динамика, сырая нефть.


Ключевые слова

транспортная система, транспортная система, морской порт, грузооборот порта, перевалка груза, Арктический бассейн, внешнеторговые и каботажные грузы., внешнеторговые и каботажные грузы

Похожие статьи

Тенденции и варианты развития морских портов России

В статье рассмотрены альтернативные пути развития морских портов России. Дана характеристика трех возможных вариантов развития морских портов, выявлены достоинства и недостатки каждого из них. Приведен анализ изменения объемов перевал-ки одного из ви...

Перспективы развития различных видов транспорта в логистических системах Российской Федерации

В статье рассматриваются четыре вида транспорта, используемых в логистических системах, представлены их основные преимущества и недостатки, перспективы развития, а также рассмотрено влияние государства на развитие российских логистических систем.

Особенности международных контейнерных перевозок

В данной статье рассматривается процесс контейнеризации в международных транспортных перевозках грузов. Также в работе отмечены основные классификации контейнеров по использованию на различных видах транспорта, которые позволяют осуществлять более ка...

История строительства и значение Байкало-Амурской магистрали в развитии современных экономических отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

В представленной научной статье на примере истории создания, развития и современного состояния Байкало-Амурской магистрали (БАМ) изучены проблемы включения российской железнодорожной инфраструктуры в систему международных транзитных перевозок. Так же...

Исследование особенностей морских контейнерных перевозок

В данной статье производится исследование ряда характерных особенностей морских контейнерных перевозок. Рассматриваются основные преимущества данного типа перевозок. Выделяются характеристики классов контейнеровозов, а также выявляются компании лидер...

Современное состояние и развитие морского и речного флота России

Транспорт комплекс России представляет собой одну из крупнейших отраслей экономики. В статье рассматривается российский флот, а также представлен анализ количественного и качественного состояния морского и речного флота. Россия после распада СССР тер...

Направления и развитие ВЭД в Ростовской области

В статье проводится анализ существующих определений внешнеэкономической деятельности с позиций права как России, так и некоторых стран, участников СНГ. Проведен анализ динамики и структуры внешней торговли Ростовской области, изучены результаты внешн...

Основные торгово-экономические партнеры России

В данной статье проводится анализ основных торгово-экономических партнеров России. Автор дает обобщенную характеристику внешнеторговых связей России c ее основными партнерами: Китаем, Германией, Францией, Италией, Индией, Бразилией. Значительное вним...

Развитие нефтегазовой промышленности в странах Южной Америки

В данной статье дается обзор нефтегазовой отрасли Южной Америки. Приводятся статистические показатели, характеризующие современный уровень данной отрасли в Южной Америке. Делаются выводы о состоянии нефтегазового рынка Латинской Америки.

Россия в сфере международной торговли услугами

В данной статье рассматривается внешнеэкономическая деятельность России, а именно международная торговля услугами. Приводится общая ситуация на международном рынке услуг и положение России на этом рынке. Выделяются некоторые проблемы развития торговл...

Похожие статьи

Тенденции и варианты развития морских портов России

В статье рассмотрены альтернативные пути развития морских портов России. Дана характеристика трех возможных вариантов развития морских портов, выявлены достоинства и недостатки каждого из них. Приведен анализ изменения объемов перевал-ки одного из ви...

Перспективы развития различных видов транспорта в логистических системах Российской Федерации

В статье рассматриваются четыре вида транспорта, используемых в логистических системах, представлены их основные преимущества и недостатки, перспективы развития, а также рассмотрено влияние государства на развитие российских логистических систем.

Особенности международных контейнерных перевозок

В данной статье рассматривается процесс контейнеризации в международных транспортных перевозках грузов. Также в работе отмечены основные классификации контейнеров по использованию на различных видах транспорта, которые позволяют осуществлять более ка...

История строительства и значение Байкало-Амурской магистрали в развитии современных экономических отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

В представленной научной статье на примере истории создания, развития и современного состояния Байкало-Амурской магистрали (БАМ) изучены проблемы включения российской железнодорожной инфраструктуры в систему международных транзитных перевозок. Так же...

Исследование особенностей морских контейнерных перевозок

В данной статье производится исследование ряда характерных особенностей морских контейнерных перевозок. Рассматриваются основные преимущества данного типа перевозок. Выделяются характеристики классов контейнеровозов, а также выявляются компании лидер...

Современное состояние и развитие морского и речного флота России

Транспорт комплекс России представляет собой одну из крупнейших отраслей экономики. В статье рассматривается российский флот, а также представлен анализ количественного и качественного состояния морского и речного флота. Россия после распада СССР тер...

Направления и развитие ВЭД в Ростовской области

В статье проводится анализ существующих определений внешнеэкономической деятельности с позиций права как России, так и некоторых стран, участников СНГ. Проведен анализ динамики и структуры внешней торговли Ростовской области, изучены результаты внешн...

Основные торгово-экономические партнеры России

В данной статье проводится анализ основных торгово-экономических партнеров России. Автор дает обобщенную характеристику внешнеторговых связей России c ее основными партнерами: Китаем, Германией, Францией, Италией, Индией, Бразилией. Значительное вним...

Развитие нефтегазовой промышленности в странах Южной Америки

В данной статье дается обзор нефтегазовой отрасли Южной Америки. Приводятся статистические показатели, характеризующие современный уровень данной отрасли в Южной Америке. Делаются выводы о состоянии нефтегазового рынка Латинской Америки.

Россия в сфере международной торговли услугами

В данной статье рассматривается внешнеэкономическая деятельность России, а именно международная торговля услугами. Приводится общая ситуация на международном рынке услуг и положение России на этом рынке. Выделяются некоторые проблемы развития торговл...

Задать вопрос