В данной статье рассмотрены концепции ценообразования и схемы взимания сборов в торговых портах мира при заходе или выходе судна. Проанализированы четыре схемы взимания портовых сборов в странах мира. Рассмотрена структура сборов, их наименование в различных портах мира и их назначение, В зависимости то назначения и характера сборов выделены лица, оплачивающие сбор и параметры судна, влияющие на размер сбора.
Ключевые слова: портовые сборы, концепция ценообразования сборов, схема взимания сборов; назначение сборов; коммерческая работа на транспорте; морской транспорт.
Портовые сборы — денежные суммы, взимаемые с судовладельцев и грузовладельцев в портах мира портовыми властями, муниципалитетами, таможенными органами для покрытия затрат на строительство и содержание портов, подходных путей к ним, маяков и т. п. Их величина зависит от многих факторов, таких так: географическое расположение порта, климатические условия, размеры и глубина акватории, техническая оснащенность порта и многое другое.
В зависимости от назначения портовых сборов существуют две концепции ценообразования портовых сборов.
Английская концепция утверждает, что порты должны работать на принципах самоокупаемости. Соответственно величина портовых сборов, как основного и иногда единственного источника средств, должна строиться на основе реальных издержек и включать в себя определенную долю прибыли. По этой концепции портовые сборы рассматриваются как плата за услугу, а их величина как цена услуги, включающая в себя все расходы по оказанию этой услуги.
В целом эта концепция принята во многих странах. Она применяется в портах, не требующих больших затрат на свое содержание, имеющих устойчивые грузопотоки, функционирующие в условиях отсутствия или малой конкуренции со стороны других портов. В соответствии с этой концепцией сформированы портовые сборы в портах Великобритании, Дании, Польши, Финляндии, Украины, России, Японии, в некоторых портах Португалии.
Применение английской концепции не исключает финансовую помощь государства в тех случаях, когда требуется разовые крупные вложения, связанные со строительством капиталоемких объектов с большим сроком окупаемости. В Англии такая помощь может быть оказана посредством государственного кредитования, отсрочки платежей, прямого субсидирования, в Польше путем освобождения доходов, полученных за счет портовых сборов, от налога на прибыль, в Японии путем правительственных субсидий и займов у местных органов власти, учредивших орган управления портов.
Французская концепция ценообразования портовых сборов рассматривает порты как звено в едином транспортном процессе, задача которых удовлетворение потребностей страны в перевозимых грузах. Экономическая деятельность порта в данном случае имеет вспомогательный характер, направленная на решение более крупных экономических и социальных задач. Предполагается, что основной экономический эффект должны давать хозяйствующие субъекты, действующие на территории порта, в прилегающем экономическом районе, в стране, доходы которых должны покрывать убытки от эксплуатации портов.
Французская концепция предусматривает лишь частичное покрытие затрат порта за счет сборов. Это означает, что величина портовых сборов не может включать в себя все расходы, связанные с содержанием и развитием порта. Возникающий в связи с этим дефицит средств, должен компенсироваться за счет местного бюджета, то есть за счет средств налогоплательщиков.
Таким образом, в отличие от английской концепции, французская концепция рассматривает помощь государства в качестве обязательного условия ценообразования портовых сборов.
Французская концепция ценообразования портовых сборов применяется в портах, требующих больших затрат на их поддержание (протяженные подходные каналы и фарватеры, ледокольная проводка в зимних условиях и т. д.), действующих в острой конкурентной борьбе с другими портами, имеющих важное значение для экономики страны или нескольких стран.
В соответствии с нею сформированы портовые сборы в некоторых портах Бельгии (Антверпен), Германии (Гамбург, Бремен), Франции (Марсель, Гавр), Испании, Канады, Норвегии, США, лоцманский сбор за проводку по Сайменскому каналу в Финляндии.
Независимо от того, какая концепция ценообразования портовых сборов принята в том или ином порту, существует четыре основные схемы взимания портовых сборов, с различными вариациями реализованные в портах мира.
Первая схема. Портовые сборы взимаются и расходуются администрацией порта, которая несет полную ответственность за поддержание в эксплуатационном состоянии и развитие портовых сооружений и систем безопасности. При этом расходная часть финансовых планов администраций может требовать обязательного согласования в органах центральной или местной власти. Такая схема реализована в портах Великобритании, Дании, Польши, России, в крупных портах Португалии, Франции.
Вторая схема. Портовые сборы взимаются местными органами власти в местный бюджет. В этом случае местные власти самостоятельно определяют уровень взимаемых сборов, направления и порядок их расходования, неся всю ответственность за функционирование порта. Эта схема реализована в порту Гамбург, в некоторых портах Португалии и Дании.
Третья схема. Какой-либо портовый сбор взимается в пользу общенационального фонда или общенациональной организации. Такой подход реализован в Англии в отношении маячного сбора, перечисляемого в специальный фонд, из которого происходит финансирование маяков и других систем, обеспечивающих безопасность мореплавания вдоль побережья Англии и на подходах к портам; в США в отношении сбора с грузов, направляемого в федеральный фонд, из которого финансируются дноуглубительные работы и навигационное обеспечение на подходах к портам.
Четвертая схема. Портовые сборы взимаются государством в государственный бюджет. При этом доход от сбора фиксируется отдельной строкой в доходной части бюджета. В его расходной части отдельной строкой выделяются расходы, связанные с обеспечением работ, для финансирования которых взимается сбор. В случае превышения расходов над доходами государство компенсирует недостающую часть из других источников. Такая схема реализована в Финляндии по фарватерному сбору и лоцманскому сбору за вне портовую проводку судов, в Дании по ледокольному сбору.
Все сборы, взимаемые с судов в портах мира, можно разделить на две группы.
Первая группа сборов — сборы, оплата которых не предусматривает предоставление судну явных, измеряемых количественно и качественно услуг. К таким сборам относятся корабельный, доковый, судовой, портовый, тоннажный, маячный, якорный, канальный, речной, дноуглубительный, фарватерный, ледокольный, причальный, шлюзовой сборы.
Отсутствие осязаемости и измеряемости услуг, а также обязательность их оплаты создает впечатление о фискальном, налоговом характере этих сборов.
В действительности это не так. От налогов портовые сборы отличает возвратность услуг. Каждый из вышеперечисленных сборов представляет собой плату за пользование судном теми или иными портовыми сооружениями: корабельный, судовой, портовый, тоннажный сборы — за пользование гидротехническими сооружениями и акваторией порта, где обеспечены безопасные для судна глубины и защита от морских волнений во время стоянки у причала; доковый — за пользование искусственными бассейнами (доками), обеспечивающими защиту судна от приливно-отливных явлений при его стоянке у причала; канальный, речной, дноуглубительный — за пользование ведущими к порту подходными каналами и фарватерами; причальный — за пользование причалами; шлюзовой — за пользование шлюзами; фарватерный, ледовый — за пользование судном каналами, фарватерами и акваторией порта в зимних условиях. Разумеется, эти сборы направляются тем, кто несет ответственность за содержание в надлежащем порядке и строительство выше перечисленных объектов.
Сборы фискального характера делятся на три группы:
- сборы, взимаемые с тонны (единицы) груза;
- сборы, взимаемые с судна по тому или иному его параметру;
- сборы, взимаемые за каждого пассажира.
Сборы с тонны (единицы) груза имеют в разных странах и портах различные названия, например: грузовой сбор(Великобритания, Дания), портовый сбор с груза(Финляндия, Франция, Нидерланды, Германия), сбор на товары(Франция), весовой сбор(Германия), причальный сбор(Бельгия, Германия).
Сборы с груза бывают двух типов:
- оплачиваемые грузовладельцем (грузоотправителем, грузополучателем или их представителями);
- оплачиваемые судовладельцем.
При этом сбор с груза с одинаковым названием в двух разных портах в одном их них может относиться к первому типу, а в другом ко второму типу. 'Гак, например, портовый сбор с груза в Финляндии оплачивается клиентом, предъявляющим груз таможенным органам, а в Нидерландах и Германии (порт Росток) — судном. Причальный сбор в Бельгии оплачивается грузовладельцем, а в Германии (порт Куксхаффен) — судном.
Сборы, взимаемые с судна по тому или иному его параметру, по своему значению делятся на две категории: основные и дополнительные. Как правило, в каждом порту, взимается один основной сбор фискального характера. Основным его делает то, что в общей сумме сборов по порту он занимает наиболее значительную долю.
В зависимости от порта основной фискальный сбор может иметь следующие названия: корабельный, судовой, тоннажный, портовый,доковый, за охрану речного судоходства. Ставки основного портового сбора устанавливаются исключительно в расчете на одну единицу размера судна.
К дополнительным сборам фискального характера относятся: маячный, причальный, шлюзовой, рамповый, канальный, фарватерный, полицейский, якорный сборы, морская такса, сборы за стоянку (простой) судов у причала, за навигационное ограждение, на удаление разливов нефти, за убежище, за регистрацию судов, взнос в пользу спасательной службы, за смену причалов.
Пассажирские сборы, взимаемые за каждого пассажира, оплачиваются судном за посадку/высадку пассажиров.
Вторая группа сборов — сборы, оплата которых предусматривает оказание судну конкретной услуги, измеряемой количественно и качественно. К таким сборам относятся лоцманский, швартовный, буксирный сборы, сбор за прием судовых отходов, сбор за услуги станций управления движением судов, сбор за услуги рулевых на реке и др. Характерной особенностью услуг, оказываемых под оплату сборов второй группы, является их обязательность для судна.
Понятно, что эти сборы направляются тем организациям, которые оказывают эти услуги, неся при этом соответствующие расходы.
По своему статусу портовые сборы делятся на государственные и местные. Государственные сборы вводятся и контролируются центральными органами власти, местные сборы — местными органами власти или администрациями портов. В одном и том же порту могут взиматься как государственные, так и местные сборы. Например, в Финляндии взимается государственный фарватерный сбор и местный портовый сбор, в Дании государственный ледовый сбор и местные судовой и грузовой сборы, в Англии государственный маячный и местные судовой, грузовой, доковый, причальный сборы.