В статье рассматриваются особенности построения индивидуальной образовательной траектории студентов в рамках курса, основанного на методе смешанного обучения при обучении иностранному языку в вузе.
Ключевые слова: индивидуализация обучения, индивидуальная образовательная траектория, смешанное обучение, тьютор, Moodle.
В разделе «Образование» Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года обозначено обеспечение возможности выстраивания студентами и учащимися индивидуальных образовательных траекторий. Таким образом, современное общество признает за человеком право осмысления и построения своего пути в образовании и в профессиональной деятельности. В дидактике в свою очередь фиксируется различие индивидуального похода и индивидуализации в организации учебного процесса.
Исторически принцип индивидуального подхода заключается в осознании необходимости передачи и усвоения каждым человеком общезначимых элементов культуры в виде знаний, умений и навыков. Все студенты разные, но, тем не менее, должны усвоить единый стандарт. Это становится возможным лишь, когда учитываются их индивидуальные особенности. В отличие от принципа индивидуального подхода принцип индивидуализации позволяет педагогам ориентироваться, прежде всего, на индивидуальные образовательные приоритеты каждого студента.
А. А. Теров предлагает под индивидуализацией образовательного процесса понимать способ обеспечения каждому обучаемому права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему образованию, видения своих учебных образовательных перспектив.
Важным условием индивидуализации учебного процесса является открытость образования. Открытость инновациям, технологиям, другим системам, передовому опыту способствует соединению состояния функционирования с развитием, совершенствованием системы за счет внешних источников. Принцип открытости предусматривает включение в учебно-воспитательный процесс таких внешних факторов как природная, социально-культурная, образовательная и информационная среда. В свою очередь должна быть достаточно обеспечена и вариативность содержания, методов, форм, приемов обучения, а также образовательной среды в целом. Основу вариативности должна составлять ориентация на удовлетворение различных образовательных потребностей обучающихся, учет их интересов. Учет индивидуальных потребностей обучаемых в процессе изучения иностранного языка позволяет создать благоприятные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента.
Изменение взглядов на социальное предназначение высшей школы требует использования образовательных технологий, способствующих развитию творческой активности и самостоятельности студентов, которые являются интегральными качествами личности специалиста и приобретают в условиях современной и перспективной социально-экономической ситуации особую значимость. Сложность, многоаспектность и многофакторность процесса усвоения языка в учебных условиях диктует необходимость методологически нового подхода к его изучению с позиции индивидуализации обучения иностранному языку.
Использование технологии смешанного обучения связывается в настоящее время с решением проблем индивидуализации обучения, его интенсификации и оптимизации. Способность Интернета индивидуализировать обучение иностранному языку позволяет по-новому взглянуть на возможности применения смешанного обучения в образовательном процессе.
С нашей точки зрения, смешанное обучение является наиболее логичной и естественной эволюцией традиционной модели обучения. Исходя из названия метода, следует говорить о комбинировании традиционной модели, (т. е. без использования информационных технологий) и электронного обучения. Иными словами, данный метод обучения предлагает сочетать инновационные технические достижения электронного обучения и проверенный годами опыт традиционного взаимодействия студентов и преподавателя в рамках аудиторных занятий. Компьютерные технологии позволяют создать единое рабочее пространство для работы в сети. Примером могут служить различные системы управления обучением (Learning Management System), самой популярной из которых является на сегодняшний день Moodle.
Смешанное обучение позволяет варьировать темп изучения нового материала и осуществления самостоятельной работы. Высокая вариативность учебных заданий электронного компонента курса способствует как устранению пробелов, так и углубленной проработке материала. Так, например, к одному и тому же учебному тексту на иностранном языке можно предложить разные по сложности задания. Слабые студенты имеют возможность потренироваться сначала на более простых заданиях, а сильные студенты могут сразу перейти к заданиям повышенной сложности. Важно, чтобы у студентов была возможность выбора, который является, по существу, основой любого творчества. Данный подход развивает адекватную самооценку студентов, они должны сами определить подходящий им уровень сложности и сделать правильный выбор. Ситуации выбора стимулируют внутреннюю мотивацию обучаемых, ответственность студента за свои успехи в учебной работе.
Смешанное обучение обладает определенной степенью гибкости и способно приспосабливаться как к внешним условиям, так и внутренним, то есть к уровню развития студента и выводить его на более высокий уровень развития в соответствии с требованиями системы. Важная роль отводится также оперативности предоставления учебного материала. Порой информация в печатных источниках устаревает к моменту их издания. Электронный компонент курса можно обновить в любой момент времени и обеспечить доступ к новой информации в течение нескольких минут.
Курс, основанный на методе смешанного обучения, предполагает наличие преподавателя-тьютора, целью профессиональной деятельности которого является сопровождение и поддержка работы студентов в сети Интернет. Оказывая студенту помощь и поддержку в выборе траектории развития, индивидуального образовательного пути, тьютор помогает определиться и наметить ориентиры. Равноправие тьютора и студента в педагогическом процессе обеспечивает их взаимопонимание и направлено на становление субъектной позиции обучаемого, т. е. его умения организовать самостоятельный поиск знаний, способности рефлексировать способы обучения и т. д.
Задачи тьютора в смешанном обучении состоят в следующем:
- оказывать консультативную помощь при формировании индивидуальной образовательной траектории;
- осуществлять мониторинг процесса обучения;
- своевременно обеспечивать обратную связь со студентами;
- проводить групповые консультации;
- стимулировать мотивацию студентов к обучению на протяжении всего курса.
Таким образом, тьютор не только ведет учебный процесс, но и выполняет функции консультанта и организатора учебного процесса.
Новые информационные и коммуникационные технологии обеспечивают высокую степень интерактивности субъектов смешанного обучения. С помощью электронной почты организуется постоянная связь студента с тьютором для оперативного обсуждения организационных вопросов. Синхронные и асинхронные средства взаимодействия (чат, форум, вики, видеоконференция) создают иллюзию реального живого общения и тем самым позволяют справиться с психологическим дискомфортом и чувством изолированности, присущим компьютерным технологиям. Данные способы взаимодействия используются не только для общения с тьютором, но и для участия в дискуссиях и выполнения проектных работ.
Одним из важных элементов обучения всегда являлась оценка, которая в смешанном обучении может стать мощным стимулом развития личности и потенциальных возможностей студента. Электронная среда с ее системой автоматизированного тестирования дает обучаемому ясное представление о том, какие изменения произошли в его знаниях, умениях и навыках. В процессе оценивания здесь доминирует не контрольная, а развивающая функция, так как тьютор может дать возможность переделать задание и обсудить ошибки со студентом. Немаловажную роль играет также и то, что оценка избавлена от влияния личного отношения педагога к студенту. Такая оценка формирует сильную мотивацию к саморазвитию и самосовершенствованию.
Современная образовательная парадигма ориентирована на развитие творческой личности, на ее активную позицию в учебном процессе, но это требует определенных изменений в технологии обучения. Переход на инновационные технологии обучения обеспечивает не только превращение студента в субъект своей учебной деятельности, но и в человека, понимающего механизмы самообучения, заинтересованного в саморазвитии и умеющего строить индивидуальную образовательную траекторию.
Литература:
1. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия — тьютор. М.-Тверь: ≪СФК-офис≫, 2012. — 246 с.
2. Неудахина Н. А., Федорова Т. С. Современные образовательные технологии: модульный курс: учебное пособие /АГТУ им. И. И. Ползунова. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. — 244 с.
3. Ниязова Г. Ж., Дуйсенова Г. А., Иманбеков Б. А. Особенности использования lms moodle для дистанционного обучения / Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62).
4. Носова Е. П. Индивидуальная образовательная траектория: сущность и механизмы проявления / Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 91
5. Теров А. А. Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы / Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва, 2009.
6. Bonk, C. J. & Graham, C. R., Handbook of blended learning: Global Perspectives, local designs, Pfeiffer Publishing, 2005.
7. Race, Ph. 500 Tips for Open and Online Learning, Routledge-Falmer, 2007.