Психологические возможности применения метода беседы в практике инспектора уголовно-исполнительной инспекции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 13.05.2014

Статья просмотрена: 3351 раз

Библиографическое описание:

Самойлик, Н. А. Психологические возможности применения метода беседы в практике инспектора уголовно-исполнительной инспекции / Н. А. Самойлик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10974/ (дата обращения: 19.12.2024).

Аннотация: в статье рассмотрены психологические возможности использования метода беседы в процессе исправления и ресоциализации осужденных без изоляции от общества.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, инспектор, беседа, функции и виды беседы в УИИ.

Социально-политическое развитие современного общества выдвинуло ряд актуальных противоречий, связанных с эффективностью применения разных видов наказаний для осужденных. Данное обстоятельство во многом обусловлено необходимостью применения альтернативных вариантов наказания, способствующих снижению психологических и социальных последствий отбывания наказания.

В концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года отмечается, что «эффективное применение наказаний, альтернативных лишению свободы, должно обеспечивать защиту общества от преступника, снижение уровня криминализации общества и численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» [1].

Несомненно, что подобная работа должна осуществляться со стороны инспектора уголовно-исполнительной инспекции (далее — УИИ). Однако, если служебная деятельность инспектора четко законодательно регламентирована, то психологический аспект работы с категорией осужденных без изоляции от общества, в литературе разработан достаточно слабо. В то же время, актуальность данной проблемы не вызывает сомнения, что связано со спецификой работы инспектора, который должен осуществлять исправительное воздействие на осужденного с точки зрения психолого-педагогических закономерностей.

Исправительная работа, с осужденными без изоляции от общества, направлена на содействие развитию у них ощущения собственной ответственности и дисциплины, помощь в ресоциализации вхождения в социум, как граждан с четко сформированной установкой правопослушного поведения.

Метод беседы активно используется в работе инспектора УИИ по нескольким причинам. Так, необходимость проведения беседы в день явки осужденного обусловлена выяснением сведений, имеющих значение для исполнения приговора [3]. В то же время, основным приемом исправления и перевоспитания осужденных без изоляции от общества является беседа в связи с тем, что отличается большей свободой проведения процедуры. Правильное применение метода беседы предполагает установление доверительных отношений инспектора и осужденного, влияющих на эффективность процесса исправления.

Беседа — метод устного получения сведений в процессе личного общения от испытуемого (осужденного) путем ведения с ним тематически направленного разговора.

Универсальность метода беседы в практике уголовно-исполнительных инспекций обусловлена использованием ее как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, коррекции программы исправления осужденного без изоляции от общества. Применение метода может способствовать получению ценных результатов для работы инспектора. Так, например, беседа позволит получить информацию об установках, мотивах противоправного поведения, ценностных ориентациях и психическом состоянии осужденного без изоляции от общества.

Специфической характеристикой процесса беседы в УИИ является, с одной стороны, непринужденность обстановки общения с осужденным, что позволяет корректировать вопросы в зависимости от ситуации и психологических особенностей осужденного, а с другой — необходимость соблюдения законодательно-правовых норм, в рамках которых должно исполняться решение суда. Так же в процессе беседы инспектор может выяснить и уточнить непонятные их, переформулировать вопрос в том случае, если они восприняты осужденным недостаточно правильно.

В то же время подчеркнем, что особенность психологической беседы инспектора и осужденного в УИИ заключается в неравенстве позиций собеседников. Инспектор выступает инициатором общения, задача которого направить тематику разговора в нужное русло и получить необходимую информацию. Осужденный в данном случае выступает в роли отвечающего. Подобная ситуация может повлиять на характер взаимодействия с инспектором и выражаться в заведомо искаженных сообщаемых им сведений, упрощении и схематизации ответов либо вовсе желании осужденного уклоняться от контактов, что чревато определенными санкциями со стороны инспектора.

Подведем промежуточные итоги. Беседа инспектора в уголовно-исполнительных инспекциях выполняет ряд функции, среди которых:

1.                  диагностическая функция позволяет определить не только психическое состояние осужденного, но и его личностные характеристики (тип темперамента, акцентуации характера, мотивацию к исправлению);

2.                  психокоррекционная функция в работе инспектора УИИ является наиболее важной, так как в процессе работы с осужденным беседа выступает не только методом, но и средством воздействия на осужденного без изоляции от общества;

3.                  при работе с осужденными беседа становится важным механизмом поддержания психологического контакта, который во многом определяет эффективность работы инспектора, способствуя повышению искренности и доверительности осужденного;

4.                  информационная функция заключается в получении информации познавательного (например, инспектор может привести примеры успешной практики исправления осужденных) либо уточняющего характера (например, информирование осужденного об условиях отбывания наказания в виде общественных работ).

Однако, как отмечает З. А. Колесникова, «методика, которая предусматривает только передачу готовых знаний, не отвечает основной цели УИК — исправлению осужденных» [1, с. 150]. Таким образом, в процессе работы инспектора УИИ названные функции должны работать комплексно и способствовать формированию устойчивой установки правопослушного поведения осужденного.

Представляется необходимым подчеркнуть, что в работе инспектора УИИ применяются такие специфические виды беседы, как:

а)     «введение в эксперимент» позволяет рассматривать беседу с осужденным для привлечения его к сотрудничеству и активному взаимодействию для осознания совершенных им противоправных действий и дальнейшего исправления;

б)    «экспериментальная беседа» способствует проверке выдвигаемых инспектором предположений об эффективности проведения воспитательной работы с осужденным и, в случае необходимости, корректировке психолого-педагогических методов воздействия на осужденного;

в)     «автобиографическая беседа» выявляет особенности жизненного пути и факторов, повлиявших на совершение преступления, а так же потенциальных возможностей исправления осужденного.

При проведении беседы с осужденным необходимо учитывать следующие особенности.

Содержание задаваемых инспектором УИИ вопросов должно соответствовать поставленной задаче и быть понятным осужденному. Как показывает статистика, 5 % осужденных имеют высшее образование, 36 % только общее среднее образование, 24 % — средне специальное, 35 % — неполное среднее образование. Поэтому, на формулируемые вопросы осужденный должен ответить исходя из имеющихся у него знаний и практического опыта.

В ходе беседы инспектор получает необходимую для его дальнейшей работы информацию, которая позволит ему разработать программу исправления каждого конкретного осужденного.

Наиболее целесообразно представляется включать в беседу вопросы, связанные с интересами и мотивами поведения, характером взаимоотношений с близкими людьми, что может служить точкой опоры в процессе исправления осужденного без изоляции от общества.

Беседа, проводимая с осужденными без изоляции от общества, должна проводиться с учетом личностных особенностей человека. Необходимость учета личностных особенностей позволит инспектору эффективно проводить воспитательную работу.

Одной из отличительной особенностей беседы инспектора и осужденного является возможность установления психологического контакта — необходимого элемента эффективной работы по исправлению осужденного. В данном случае речь идет о перцептивной и интерактивной составляющих взаимодействия, способных корректировать противоправную мотивацию осужденного.

По завершению беседы инспектору необходимо провести сопоставление ожидаемых ответов с действительными, проанализировать реакции и ответы, записать выводы по беседе в дневнике индивидуальной работы с осужденным. Результатом беседы, согласно А. М. Потапову, Е. О. Лукьянчуку, А. В. Звонову, должен стать «документ о правах и обязанностях осужденного и ответственности за допущенные нарушения в период отбывания наказания (подписка) и ему выдается памятка в соответствии с видом назначенного наказания» [3, с.41].

Таким образом, необходимость изучения психологических аспектов взаимодействия инспектора и осужденного без изоляции от общества не вызывает сомнения. Реформирование уголовно-исполнительной системы ставит сотрудников уголовно-исполнительных инспекций перед необходимостью выбора методов исправления осужденных без изоляции от общества. Одним из эффективных методов исправления является беседа, которая имеет специфические характеристики и направлена на формирование установки правопослушного поведения осужденных без изоляции от общества.

Литература:

1.                  Концепция развития уголовно исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130609/?frame=2 (дата обращения: 28.04.2014).

2.                  Колесникова З. А. Психологическое сопровождение лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы: учебное пособие. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. — 308 с.

3.                  Потапов А. М. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций: учебное пособие / А. М. Потапов, Е. О. Лукьянчук, А. В. Звонов. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. — 75 с

Основные термины (генерируются автоматически): осужденный, изоляция, общество, беседа, инспектор, работа инспектора, уголовно-исполнительная система, психическое состояние осужденного, психологический контакт, уголовно-исполнительная инспекция.


Ключевые слова

беседа, уголовно-исполнительная инспекция, инспектор, функции и виды беседы в УИИ

Похожие статьи

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...

Педагогические проблемы, возникающие при проведении занятий в институтах ФСИН

В статье автор пытается выделить, определить проблемы, которые возникают при организации занятий в ведомственных институтах Федеральной службы исполнения наказания.

Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Изоляция мест лишения свободы как фактор развития деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях

В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

Индивидуальная воспитательная работа как эффективное средство исправления осужденных

В статье рассматривается эффективность индивидуальной воспитательной работы с осужденными, особенности данного процесса и влияние методов и техник этой работы на осужденных лиц.

Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения. Особое внимание уделено роли психологической службы в профилактике профессиональной деформации личности сотрудник...

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

К вопросу о социальной работе с осужденными

В статье изложены цели и задачи деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, подготовке их к освобождению и успешной ресоциализации к ус...

Психологические аспекты преподавания огневой подготовки в системе профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной научной работе рассмотрены вопросы, касающиеся психологических аспектов преподавания огневой подготовки в системе профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), а также раскрыты главные трудности, котор...

Пенитенциарная пробация. Сущность и предназначение

В работе исследуется сущность и предназначение пенитенциарной пробации на основе вступающего в законную силу Закона «О пробации в Российской Федерации». Переосмысление подходов в адаптации и ресоциализации осужденных не способно в полной мере разреши...

Похожие статьи

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...

Педагогические проблемы, возникающие при проведении занятий в институтах ФСИН

В статье автор пытается выделить, определить проблемы, которые возникают при организации занятий в ведомственных институтах Федеральной службы исполнения наказания.

Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Изоляция мест лишения свободы как фактор развития деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях

В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

Индивидуальная воспитательная работа как эффективное средство исправления осужденных

В статье рассматривается эффективность индивидуальной воспитательной работы с осужденными, особенности данного процесса и влияние методов и техник этой работы на осужденных лиц.

Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения. Особое внимание уделено роли психологической службы в профилактике профессиональной деформации личности сотрудник...

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

К вопросу о социальной работе с осужденными

В статье изложены цели и задачи деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, подготовке их к освобождению и успешной ресоциализации к ус...

Психологические аспекты преподавания огневой подготовки в системе профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной научной работе рассмотрены вопросы, касающиеся психологических аспектов преподавания огневой подготовки в системе профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), а также раскрыты главные трудности, котор...

Пенитенциарная пробация. Сущность и предназначение

В работе исследуется сущность и предназначение пенитенциарной пробации на основе вступающего в законную силу Закона «О пробации в Российской Федерации». Переосмысление подходов в адаптации и ресоциализации осужденных не способно в полной мере разреши...

Задать вопрос