В настоящее время показатели эффективности используются как универсальное средство для оценки деятельности в различных отраслях экономики. Применение такого механизма контроля позволяет осуществлять простой и быстрый мониторинг текущей деятельности любой организации. При расчете с учетом дополнительных параметров (выделение количественных и качественных критериев в расчете) — можно разработать более сложную оценку, которая будет детально определять сильные и слабые стороны тех или иных управленческих решений. С учетом временных характеристик (поэтапное исполнение в заданные сроки, сопоставление проделанной работы с работой в аналогичном периоде) возможно использование показателей в разработке долгосрочных планов — при построении динамических рядов.
Применение показателей эффективности становится шире, на их основе разрабатываются регламентирующие деятельность организаций документы. С их помощью можно наглядно представить информацию о положении организации, его рейтинговом значении, определяющимся различными направлениями:
- соответствие требованиям законодательства;
- удовлетворенность качеством предоставляемых услуг;
- реализация различных проектов, программ;
- правильная организация финансово-хозяйственной деятельности;
- оптимальная организационная структура, учитывающая кадровое обеспечение;
- организация системы оценки качества;
- информационная открытость и др.
Таким образом формируется комплексная система оценки, учитывающая различные критерии. Она дает возможность полного анализа деятельности отрасли и наглядного отображения результатов внедрения изменений, разработанных для улучшения качества предоставляемых услуг (рисунок 1).
На схеме изображен процесс перехода имеющегося потенциала отрасли (дошкольного, общего и дополнительного образования) в рабочий сценарий. В первом блоке «Планирование факторов социально-экономического развития отрасли» отражены вопросы, для решения которых нацелены все изменения: проблемы, финансирование и заинтересованность бизнеса.
Рис. 1. Процесс разработки планов (программ) повышения эффективности и качества услуг
Первые два пункта являются стандартными при разработке любых программ развития. Третий пункт как целенаправленное привлечение негосударственного сектора в социальную сферу является новым. Если в Европе и США, социальная сфера — успешный бизнес, то в России доля негосударственного сектора здесь — около одного процента. [1] Для развития социального направления, в том числе отрасли образования, Агентством стратегических инициатив была разработана дорожная карта «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере».
Наибольшее распространение частная форма образования получила в сфере высшего образования и дополнительного образования детей. В секторе общего и дошкольного образования, который традиционно гарантировался государством как бесплатный и доступный, мы не ожидаем резкого роста оказания услуг частным бизнесом. Тем не менее, мы заинтересованы в том, чтобы негосударственное образование получало все более широкие перспективы» (первый заместитель Министра образования и науки РФ, Н. В. Третьяк). [2] Таким образом при выборе ключевых составляющих рассматривается не только государственные планы преобразований, но и участие в этой системе бизнеса.
Следующий блок представляет собой непосредственно реализацию разработанной программы на долгосрочную перспективу с поэтапным выполнением предусмотренных задач в установленные временные сроки. Поэтому среди воздействующих факторов отмечены:
- экспертный подход к оценке исполнения, правильности выбора целевых ориентиров, определения и учета сильных, нейтральных и слабых сторон, возможностей и угроз (при использовании SWOT-анализа, SNW-анализа), политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды (PEST-анализ);
- время как утвержденные рамки для исполнения промежуточных этапов плана (программы);
- достижение / не достижение показателей, выполнение / не выполнение мероприятий, разработанных в целях пошагового описания достижения целей.
Кроме того в данном блоке значимую роль играет соотношение всех используемых ресурсов — материальных, кадровых, временных и др.
Совершенствование отрасли при таком планировании и мониторинге в результате должно привести к повышению качества предоставляемых услуг.
Практическое применение показателей эффективности рассмотрим на примере сферы образования (дошкольного, общего и дополнительного) Хабаровского края.
В целях совершенствования государственной социальной политики были утверждены Указы Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597, 599, а также от 01 июня 2012 г. № 761. Данными документами предусматривается ряд мер, направленных на развитие системы образования в целом, улучшения качества работы педагогических работников организаций дошкольного, общего и дополнительного образования, информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта и др.
Два указа затрагивают систему образования: № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Если в первом определены меры по стимулированию работников системы образования к более качественной работе путем постепенного повышения уровня их зарплат, то во втором обозначена необходимость оценки эффективности деятельности в системе образования. Оба вектора — стимулирующий и измерительно-оценочный — системно увязаны между собой в рамках концепции эффективного контракта в образовании. Так, государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы предусматривает выход на эффективный контракт с педагогами всех уровней образования — от дошкольного до высшего. При этом предполагается, что эффективный контракт предусматривает не только достойный уровень оплаты труда педагогов, но и высокий уровень оказания образовательных услуг, а также зависимость заработной платы от качества и результатов работы. [3]
Применение дорожных карт в дошкольном, общем и дополнительном образовании дает возможность наглядного положения в отрасли, при этом процесс ее формирования — это потенциал развития (как в методическом, методологическом изменении подходов, так и кадровом обеспечении) при установленных мероприятиях.
Для реализации данных Указов разработано Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». В соответствие с федеральным законодательством был подготовлен План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг образования в Хабаровском крае на 2013–2018 годы» (утвержден Распоряжение Правительства Хабаровского края от 08 февраля 2013 г. № 52-рп).
Для определения показателей эффективности, их ранжирования используются:
1) Методические рекомендации Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников от 18 июня 2013 г.;
2) Приказ Министерства образования и науки Хабаровского края от 26 июня 2013 г. № 20 «Об утверждении базового (отраслевого) перечня показателей эффективности деятельности руководителей и педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций».
На основе данных нормативно-правовых актов разработаны показатели для дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций (если рассматривать муниципальный уровень — дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей). Пример такого механизма оценки для категории «педагогические работники» общеобразовательных организаций представлен ниже. В данном случае указаны показатели только по тем направлениям, которые определены Методическими рекомендациями, но при разработке показателей Минобрнауки Хабаровского края дополнительно были введены:
- успешность образовательной деятельности педагогического работника (повышение качества предоставления государственной услуги);
- методическая и инновационная деятельность педагогического работника;
- организация работы по наставничеству.
Таблица 1
№ п/п |
Направления |
Показатели |
1 |
Реализация дополнительных проектов (экскурсионные и экспедиционные программы, групповые и индивидуальные учебные проекты обучающихся, социальные проекты и др.) |
- количество организованных дополнительных проектов; - доля обучающихся, участвующих в дополнительных проектах; |
2 |
Организация (участие) системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений обучающихся |
- - наличие исследований о влиянии изучения предмета на получение предметных, надпредметных и личностных результатов; |
3 |
Динамика индивидуальных образовательных результатов (по результатам контрольных мероприятий, промежуточной и итоговой аттестации) |
- увеличение количества учащихся, справившихся на «4» и «5» с экзаменом, тестированием, контрольными мероприятиями промежуточной и итоговой аттестации; - учет в итоговом оценивании надпредметных и личностных результатов; |
4 |
Реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями обучающихся |
- доля родителей, участвующих в государственно-общественном управлении группы (класса); - доля родителей, положительно оценивающих деятельность педагога по результатам опроса (анкетирования); - наличие мероприятий, проводимых совместно с родителями; |
5 |
Участие и результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и др. |
- регулярность участия учеников в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и др.; - доля обучающихся победителей и призеров конкурсов, соревнований, проводимых на муниципальном, краевом, федеральном и международном уровнях; |
6 |
Участие в коллективных педагогических проектах |
- наличие интегрированных межпредметных проектов по достижению индивидуальных образовательных результатов; |
7 |
Участие педагога в разработке и реализации основной образовательной программы |
- разработка рабочих программ, ориентированных на достижение задач образовательной программы образовательной организации и являющихся ее составной частью; |
8 |
Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы |
- охват обучающихся занятиями в спортивных секциях (в процентах от общего количества); |
9 |
Работа с детьми из социально-неблагополучных семей |
- организация дополнительной занятости социально неблагополучных детей в каникулярное и свободное от учебы время; - вовлечение детей группы риска в общественно-полезную деятельность; - реализация совместных с органами профилактики мероприятий по предупреждению ухудшения ситуации воспитания детей; |
10 |
Создание элементов образовательной инфраструктуры |
- создание (руководство) и участие в работе образовательной инфраструктуры (службы, центры, проблемные группы, клубы и др. на базе образовательной организации, района, края) |
Посредством показателей эффективности деятельности руководителей и педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций государство стремится, в конечном счете, повысить эффективность и качество услуг образования. В дорожной карте Хабаровского края в отраслевых разделах указаны основные направления и ожидаемые результаты.
Таблица 2
Основные направления |
Ожидаемые результаты |
|
Дошкольное образование |
Мероприятия, направленные на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации |
- обеспечение всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в т. ч. за счет развития негосударственного сектора дошкольного образования; |
Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования |
- обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования; - введение оценки деятельности организаций дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности. |
|
Общее образование |
Обеспечение достижения школьниками новых образовательных результатов |
- обеспечение обучения всех школьников по новым федеральным государственным образовательным стандартам; - повышение качества подготовки российских школьников, которое оценивается в том числе по результатам их участия в международных сопоставительных исследованиях; |
Обеспечение равного доступа к качественному образованию |
- введение оценки деятельности организаций общего образования на основе показателей эффективности их деятельности; - сокращение отставания от среднероссийского уровня образовательных результатов выпускников школ, работающих в сложных социальных условиях. |
|
Дополнительное образование |
Расширение потенциала системы дополнительного образования детей |
- не менее 83 процентов детей от 5 до 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе 50 процентов из них за счет бюджетных средств. |
Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению |
Особое внимание уделяется введению эффективного контракта, которое предусматривает обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых педагогов для работы в сфере образования.
Итак, применение показателей (на рассмотренном примере отрасли образования) является связующим звеном между новыми требованиями к качеству услуги, оценкой социально-экономической эффективности преобразований и удовлетворенности населения. Исследование данного направления актуальны, поскольку меняются подходы, критерии и принципы развития отрасли, что в немалой степени определено последними требованиями нынешней системы образования.
Литература:
1. Замахина, Т. Частный стандарт: АСИ попытается социальную сферу частично передать в бизнес (30.10.2013) / Т. Замахина // Российская газета. — Федеральный выпуск № 6220 (244).
2. Заславская, О. Бизнес идет в народ [Электронный ресурс]: официальный сайт Агентства стратегических инициатив (02.03.2014) по материалам Журнала «Стратегия». Доступ: https://asi.ru/social/news/17837
3. Шугаль, Н. Мониторинг экономики образования: «майские указы» президента и эффективный контракт (08.05.2013) / Н. Шугаль, Л. Угольнова [Электронный ресурс]: Институт статистических исследований и экономики знаний. Доступ: http://issek.hse.ru/news/82317721.html