Ключевые слова:увлеченность, зависимость.
Актуальность нашего исследования в России приобретает особую значимость в развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Применение компьютерных технологий, мощный поток новой информации, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства — это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т. к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющие на социально — психологическое здоровье детей и подростков. Одним из последствий 7этого процесса является компьютерная зависимость. Термин компьютерная зависимость появился еще в 1990 году. Данной проблемой занимались такие ученые как: К. Янг, Коул, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость — это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
Можно выделить три основных вида компьютерной деятельности:
1) Познавательная — увлеченность познанием в сфере программирования;
2) Игровая — увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством;
3) Коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция. [1,с.16]
В связи с приведенными классификациями компьютерной деятельности, существуют и различные виды зависимостей:
Компьютерная зависимость подразделяется на несколько видов:
1. Кибераддикция- зависимость от компьютерных игр подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:
- Ролевые компьютерные игры, для которых характерен максимальный уход от реальности.
- Неролевые компьютерные игры, для которых характерно стремление к достижению цели — пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков.
Неважно, какой тип игры человек выбирает — все они одинаково действуют на сознание: дают потрясающее ощущение контроля над происходящим в виртуальной реальности, избавляя от необходимости думать о действительно важных делах и принимать серьезные решения. Это рождает иллюзию того, что время, проведенное за компьютерной игрой, потрачено не впустую. Мозг в период игры может расслабиться. Постепенно человек привыкает жить по правилам, а в реальной жизненной ситуации, когда нужно самостоятельно что-то решить, он теряется.
Уход от реальности в компьютерный мир со временем порождает безразличие к жизни, настоящие эмоции теряют свою яркость, стирается грань между чувствами. Характер отношений с компьютером принимает все более интимные, эмоциональные черты, создавая иллюзию комфорта и стабильности. Впоследствии сужается круг интересов, падает работоспособность, а трудности коммуникации усиливаются. Необходимость в компьютере или игровых приставках возрастает и становится непреодолимой, конкурируя с голодом и жаждой, потребностью в отдыхе и живом общении.
2. Сетеголизм — зависимость от Интернета. Проявляются бесконечным пребыванием человека в сети Интернет. Характеризуется долгим пребыванием в виртуальном мире (иногда по 12–14 часов в сутки), заведением виртуальных знакомств, скачиванием музыки, общением в чатах.
Некоторые признаки «сетеголика»:
1) Чрезмерная увлеченность проблемами Интернета.
2) Повторяющиеся, но имеющие успеха попытки держать под контролем свое использование Интернета или вообще прекратить им пользоваться.
3) Раздражение, ощущение пустоты, грусть или даже глубокая депрессия в случае продолжительного отключения от Сети.
4) Время, проведенное за интернет-серфингом всегда более длительное, чем предполагалось в начале.
5) Из-за слишком сильного увлечения Интернетом появляется риск утраты важных личных контактов — семьи, друзей, коллег по работе.
6) Использование Сети в качестве способа сбежать от личных проблем или же поднять настроение, как средства против чувства вины, безнадежности и депрессии.
7) Низкая работоспособность [2, с.3].
3. Хакерство — вид деятельности, характеризующийся увлечением поиском информации и применением таких знаний. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия. Посвященных данному феномену психологических исследований практически нет. Масс-медиа предлагают считать наиболее бросающимися в глаза психологическими особенностями хакеров — асоциальность, ограниченность интересов, фанатизм. Можно сказать, что хакерство можно рассматривать как негативное направление личностного развития подростка. [3,c.30]
Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:
Психологические симптомы:
1) хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
2) невозможность остановиться;
3) увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
4) пренебрежение семьей и друзьями;
5) ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
6) ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
7) проблемы с работой или учебой;
Физические симптомы:
1) синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
2) сухость в глазах;
3) головные боли по типу мигрени;
4) боли в спине;
5) нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
6) пренебрежение личной гигиеной;
7) расстройства сна, изменение режима сна
Целью исследования является:
- исследовать уровень компьютерной зависимости учеников 9–10 классов.
- обработать и проанализировать полученные данные;
- предложить мероприятия по профилактике компьютерной зависимости.
Для исследования компьютерной зависимости был использован тест К. Янга. [http://doroga-peremen.ru/test/internet_zavisimost/].Объектом нашего исследования были учащиеся Воровской СОШ шк. № 1. Мы диагностировали 23 человека, возраст которых 14–16 лет. Способ предлагает двадцать вопросов, на которые требуется отвечать в соответствии со шкалой. За ответ «нет» — 1 балл, за ответ «да» — 2 балла. Метод выделяет четыре уровня компьютерной зависимости:
До 10 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;
10–20 балла — стадия увлеченности;
20–30 баллов — риск развития компьютерной зависимости.
более 30 баллов — наличие компьютерной зависимости.
После проведения теста — опросника получены следующие результаты.
1. 9 % отсутствие компьютерной зависимости. То есть, подростку не угрожает «общение» с компьютером, он может ограничивать свое время.
2. 52 % на стадии увлеченности. На этом этапе можно пронаблюдать сильную утомляемость подростка, но, тем не менее, уже существует тяга к компьютеру.
3. 39 % с риском развития компьютерной зависимости. На этой стадии необходимо провести профилактические программы.
Таким образом, стало понятно, что у половины опрошенных выявляется возможность развития компьютерной зависимости.
Существует множество причин и факторов, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир. Этими причинами могут стать постоянные конфликты между родителями, эмоционально-психологическое напряжение в семье, недостаток общения с родителями, сверстниками и одноклассниками. Также причиной может послужить заниженная самооценка подростка. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера ребенка формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Однако, виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного.
Говоря о профилактике компьютерной зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, его воспитание должно сводиться по большей части к тому, что компьютер — это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.
Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютера — это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений в реальной жизни, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей и подростков) становятся психологически зависимыми от компьютеров. Разные научные дисциплины должны объединиться в исследовании этой области, а психология должна стать во главе работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.
Литература:
1. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете //М.: Можайск-Терра, 2000г.с. 431
2. Информационный портал, режим доступа: http://www.alternativa-mc.ru/computer_zavisimost
3. Марков Дж., Хефнер К. Хакеры// Киев:,Рада,2006г.с.34