Спиральная модель социальных инноваций (European Commission, European Union) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 19.05.2014

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова, Ю. А. Спиральная модель социальных инноваций (European Commission, European Union) / Ю. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11006/ (дата обращения: 17.10.2024).

В работе анализируется подход Европейской комиссии (EuropeanCommission, European Union) к определению сущности социальных инноваций. Раскрываются виды социальных инноваций, а также ключевые проблемы, по которым крайне необходима разработка и внедрение новаторских идей. Указывается, что реализация социальных инноваций проходит по этапам спиральной модели.

Ключевые слова: социальные инновации, Евросоюз, спиральная модель инноваций, условия реализации социальных инноваций.

По мнению J. Hanh, L. Andor и других членов European Commission, разработка социальных инноваций должна быть возложена не столько на органы государственной власти, государственных служащих, сколько на обычных граждан, предприятия и организации, которые с ними максимально взаимодействуют [3, p. 5]. Это дает возможность лучше удовлетворить как коллективные, так и индивидуальные запросы населения. Стимулирование инноваций, сферы предпринимательства и всего общества — основа Европейской Стратегии 2020 года. Процесс разработки и внедрения социальных инноваций состоит из следующих элементов:

1)                  выявление новых / неудовлетворенных социальных нужд, а также нужд, которые не получили адекватной обратной реакции;

2)                 разработка новых решений в ответ на эти социальные нужды;

3)                 оценка эффективности новых решений, направленных на удовлетворение социальных потребностей;

4)                 повышение соответствующими организациями эффективности социальных инноваций. Причем оценка осуществляется в рамках трех видов социальных инноваций:

4.1 социальные инновации спроса, отвечающие на те потребности, которые традиционно не рассматриваются рынком или существующими учреждениями, и которые направлены на улучшение качества жизни наиболее уязвимых групп в обществе (молодежь, мигранты, пожилые люди, социально исключенные люди);

4.2 перспективы социального вызова, фокусирующиеся на инновациях для общества в целом путем интеграции социальных, экономических и экологических аспектов;

4.3 фокус на системные изменения — самый амбициозный из трех видов, объединяющий два вышеупомянутых, при котором изменения достигаются за счет процесса организационного развития и кардинальных изменений в отношениях между учреждениями и заинтересованными сторонами.

Основная цель, при этом, заключается в создании именно социальных изменений. По сравнению с нововведениями, разработка и реализация социальных инноваций обусловлены возникновением некого дополнительного мотива: достижением социальной миссии.

На сегодняшний день, основные инновационные проекты в Европе развиваются в направлении решения следующих проблем:

1)                 миграция и старение населения стран Европейского союза (30 % из 200 млн. человек международных мигрантов проживали (с 2005г.), либо проживают в Европе. По данным Международного валютного фонда, отношение пенсионеров к работающему населению к 2050 году увеличится до 54 % и только 49 % мужчин в возрасте от 55–65 лет будут работать);

2)                 загрязнение воды, изменение климата и поиск новых источников энергии (20 % поверхностных вод стран Евросоюза находятся в серьезной опасности сильного загрязнения, а 50 % водно-болотистый угодий находятся под угрозой исчезновения);

3)                 «цифровой» разрыв общества (83 % европейских компаний, внедряющих новые решения из области цифровых технологий преодолели проблему нехватки рабочей силы (42 % компаний) и укрепили положительную репутацию в обществе (38 %). При этом, порядка трети европейцев никогда не использовали Интернет. В значительной степени эта группа людей в возрасте от 65 до 74 лет [4]. Преодоление такого «цифрового разрыва» может помочь также членам неблагополучных социальных групп стать равноправными участниками «цифрового» общества. Особенно это касается потенциально востребованных услуг, таких как электронное обучение, получение услуг посредством сайтов организаций здравоохранения и др.);

4)                 бедность и связанные с этим тенденции: социальная изоляция, детская бедность (несмотря на то, что Европа является одной из самых процветающих регионов мира, один из шести европейцев живет за чертой бедности. Причем, по данным European Commission, порядка 7 млн. чел. живут менее, чем на 5 евро в день [2]);

5)                 неравенство в социальном обеспечении, получении услуг в сфере здравоохранения;

6)                 несправедливая торговля и развитие местного производства [5].

Следует признать, что эти тенденции тесно переплетаются между собой, сопровождаются огромными проблемами их разрешения, и, в то же время, являются полем возможностей социальных инноваций.

Социальные инновации реализуются в несколько стадий. Сначала они предстают как идеи (Ideas), которые затем трансформируются в пробную версию, либо некие прототипы (Prototyping and piloting). В том случае, если апробация инновационного проекта принесла успех, разрабатывается механизм ее дальнейшей поддержки в стадии реализации (Implementation), возможно, в качестве нового предприятия или новой стратегии в уже существующей организации. Заключительная стадия (Implementation) — внедрение социальной инновации в большем масштабе таким образом, чтобы новый проект оказал действительное влияние на людей и стал частью обычной жизни. Указанные стадии образуют так называемую спиральную модель социальных инноваций (рис. 1).

Рис. 1. Спиральная модель социальных инноваций [3]

Сложная задача высших органов власти заключается в выявлении тех идей, которые являются наиболее перспективными для того, чтобы перевести их на пилотную стадию и определить, какие из инновационных проектов могут улучшить уже реализуемые модели на практике. Необходимо, чтобы органы власти разработали программы, которые будут стимулировать переход портфеля проектов из одной стадии на следующую.

Одним из важнейших вопросов, разрабатываемых членами European Commission, является определение ответственных лиц в органах государственной власти за поддержку и развитие социальных инноваций. При этом активно обсуждаются проблемы включения социальных инноваций в реальную жизнь с учетом возможного риска и принимая во внимание имеющийся передовой опыт [1].

Активное развитие Центров социальных инноваций (CSI — Centre for social innovation) за рубежом как социальных предприятий, способствует ускорению внедрения инноваций в жизнь общества. Говоря о социальных изменениях, сотрудники подобных центров по всему миру указывают на то, что социальные изменения — это результат синергетического взаимодействия чрезвычайно сложных составляющих. На стыке инноваций находятся условия окружающей среды, социальные условия и отдельные индивиды. То, что способствует развитию социальных инноваций предстает как некое пространство, которое обеспечивает взаимодействие людей с новыми идеями, связей с такими людьми, а также соответствующей инфраструктуры для превращения зарождающихся идей в некий реально достижимый план [6]. На рисунке 2 представим ключевые характеристики условий реализации социальных инноваций.

 
 
 

Рис. 2. Характеристики условий реализации социальных инноваций (составлено с использованием [6])

Несмотря на то, что исторически, многие из наиболее важных социальных инноваций были реализованы в результате случайных процессов, приведших к новым идеям, которые уже впоследствии были поддержаны органами власти, представляется, что внедрение социальных инноваций может стать организованным процессом. Эффективная программа в области развития тех социальных инноваций, которые будут широко распространены, помогут значительно повысить качество жизни населения и уровень общественного развития. Это определяет ключевую роль государственного сектора на региональном и местном уровне.

Литература:

1.      Empowering people, driving change: Social Innovation in the European Union. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2011. — 176 p.

2.      Eurostat/EU-SILC: Community Statistics on Income and Living Conditions. (сайт). URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu (дата обращения: 05.03.2014)

3.      Guide to social innovation / European Commission. Belgium: European Union, 2013. — 72 p.

4.      This is European social innovation / European Commission. Belgium: European Union, 2010. — 32 p.

5.      Social innovation research in the European: Policy Review / European Commission. France: European Union, 2013. — 64 p.

6.      http://socialinnovation.ca — Center for social innovation



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №13-12-02013-р¬_Урал_а) «Устойчивое развитие территорий в условиях постиндустриальной экономики: оценка и управление»)

Основные термины (генерируются автоматически): инновация, Европа, CSI, государственная власть, идея, орган власти, получение услуг, спиральная модель.


Ключевые слова

социальные инновации, Евросоюз, спиральная модель инноваций, условия реализации социальных инноваций., условия реализации социальных инноваций

Похожие статьи

Переход к инновационной экономике: инновационная деятельность предприятий и инновационный менеджмент

В центре внимания исследовательской работы лежит вопрос, который затрагивает и тесно связывает инновационную сферу и неотъемлемое участие государства в инновационных процессах, протекающих внутри предприятия. Использование нововведений играет огромну...

Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности

В статье рассматриваются подходы к трактовке понятия «государственное регулирование», а также методы, посредством которых оно осуществляется. Проведен анализ отечественного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности со стороны госу...

Инновационный процесс как механизм развития предприятия

В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Интегрированные системы менеджмента: предпосылки создания на российских предприятиях

В статье рассмотрены предпосылки и практика создания в России интегрированных систем менеджмента, позволяющих повысить качество управления и, соответственно, конкурентоспособность отечественных предприятий. Влияние внешней среды на процесс создания И...

Принципы деятельности публичной администрации как основа (залог) ее эффективности

В статье рассматривается публичная администрация как инструмент управления обществом. Определено, что, как и у любого другого инструмента, у публичной администрации есть своя область и способ применения, при которых оно будет эффективным. Эффективнос...

Реструктуризация систем управления технологическим потенциалом в автомобильной промышленности

В статье рассматривается проблема повышения эффективности деятельности промышленных предприятий на базе современных концепций управления. Предложена архитектура системы функционирования автомобилестроительного комплекса, направленная на создание ново...

Методы повышения эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса

Данная статья раскрывает роль туризма в мировой экономике. Автор акцентирует внимание на методах оценки эффективности менеджмента в сфере туризма. Выделяются и описываются две основные составляющие эффективности управления: экономическая и социальная...

Современные психологические приемы маркетинга инноваций

Данная статья посвящена такой проблеме, как маркетинг инноваций в современных рыночных условиях. Автор анализирует инновационную активность отечественных предприятий, сравнивает данный показатель с соответствующим показателем зарубежных стран, опреде...

Понятие и классификация рисков предприятия

Актуальность написания статьи заключается в том, что в современном мире, в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции вопросы экономической безопасности предприятия, как экономического субъекта, особенно актуальны. Предприятия подвержены так н...

Похожие статьи

Переход к инновационной экономике: инновационная деятельность предприятий и инновационный менеджмент

В центре внимания исследовательской работы лежит вопрос, который затрагивает и тесно связывает инновационную сферу и неотъемлемое участие государства в инновационных процессах, протекающих внутри предприятия. Использование нововведений играет огромну...

Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности

В статье рассматриваются подходы к трактовке понятия «государственное регулирование», а также методы, посредством которых оно осуществляется. Проведен анализ отечественного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности со стороны госу...

Инновационный процесс как механизм развития предприятия

В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Интегрированные системы менеджмента: предпосылки создания на российских предприятиях

В статье рассмотрены предпосылки и практика создания в России интегрированных систем менеджмента, позволяющих повысить качество управления и, соответственно, конкурентоспособность отечественных предприятий. Влияние внешней среды на процесс создания И...

Принципы деятельности публичной администрации как основа (залог) ее эффективности

В статье рассматривается публичная администрация как инструмент управления обществом. Определено, что, как и у любого другого инструмента, у публичной администрации есть своя область и способ применения, при которых оно будет эффективным. Эффективнос...

Реструктуризация систем управления технологическим потенциалом в автомобильной промышленности

В статье рассматривается проблема повышения эффективности деятельности промышленных предприятий на базе современных концепций управления. Предложена архитектура системы функционирования автомобилестроительного комплекса, направленная на создание ново...

Методы повышения эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса

Данная статья раскрывает роль туризма в мировой экономике. Автор акцентирует внимание на методах оценки эффективности менеджмента в сфере туризма. Выделяются и описываются две основные составляющие эффективности управления: экономическая и социальная...

Современные психологические приемы маркетинга инноваций

Данная статья посвящена такой проблеме, как маркетинг инноваций в современных рыночных условиях. Автор анализирует инновационную активность отечественных предприятий, сравнивает данный показатель с соответствующим показателем зарубежных стран, опреде...

Понятие и классификация рисков предприятия

Актуальность написания статьи заключается в том, что в современном мире, в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции вопросы экономической безопасности предприятия, как экономического субъекта, особенно актуальны. Предприятия подвержены так н...

Задать вопрос