В настоящее время вмировом хозяйстве активно формируется новый тип интенсивного экономического роста, который обуславливает повышение внимания кпроблеме совершенствования механизмов научно-технического развития экономики, взаимодействия институтов государства, научно-технической сферы ирыночных сил. Он имеет всвоей основе систему наращивания знаний ивоплощения их винновации, атакже механизмы расширенного воспроизводства икапитализации инноваций. Эффективность этих механизмов определяет инновационную способность экономики, т. е. способность создавать иосуществлять диффузию новшеств вхозяйственной среде. [1,2]
Одним из главных механизмов реструктуризации экономики России, её модернизации иустойчивого подъёма должна стать национальная инновационная система, поскольку именно этот механизм создаёт необходимые условия ипредпосылки для перехода экономики кеё новому технологическому укладу, обеспечивающему инновационный тип экономического роста. [3]
В Российской экономике давно назрела необходимость внутренних структурных преобразований иухода от сырьевой специализации. Переход страны кинновационному развитию является не только нашей внутренней потребностью, но ивытекает, прежде всего, из того, что мы живём вглобальном мире. Многие страны уже избрали инновационный путь вкачестве магистрального. Инновационный тип развития наиболее соответствует логике современной технологической революции, которая связана сцикличной сменой технологических укладов. Невозможно вусловиях рынка осуществить замену систем технологий без инновационного обновления всех составляющих экономики (продукции, производственного аппарата, структуры производства, мотивации, управления, маркетинга ипр.).
В отечественной экономике доминируют наименее инновационно ёмкие отрасли — сырьевые. Многие важнейшие винновационном плане отрасли машиностроения разрушены. Всвязи сэтим стоит вопрос овосстановлении экономического инаучно-технического потенциала страны, на базе которого можно было бы развивать инновации. Для создания инновационной экономики необходима финансовая база для её развития иразработка стратегии экономического роста на длительную перспективу.
В стратегическом аспекте инновационный тип развития гораздо перспективнее а, следовательно, эффективнее, что проявляется впревосходстве рынков технологичных товаров над сырьевыми, как сточки зрения объёмов рынка встоимостном выражении, так ис позиций сложившейся ситуации. Это превосходство обеспечивает, вконечном счёте долговременную устойчивость экономического роста. [4]
Инновационная активность вхозяйственных системах вРоссии находится на довольно низком уровне. До реформ крупномасштабные инвестиции осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией иконцентрацией различного рода ресурсов на приоритетных направления развития техники инауки.
В связи срезким отходом государства от регулирования научно-технической иинновационной деятельности вначале рыночных реформ, неподготовленностью научно-технической сферы кполноценной коммерциализации результатов научно-исследовательского труда, научно-технические разработки не всегда преобразуются своевременно винновации, готовые для производства иэффективной рыночной реализации. [5]
Существует утверждение, что бизнес не склонен замещать государство вфинансировании прикладных исследований. Либерализация внешнеэкономических связей позволила приобретать нужные знания на мировом рынке. Низкий интерес кнауке также связан свысокой капиталоёмкостью новой продукции инеопределённостью спроса на неё вбольшинстве областей, где ведут свою деятельность наши «национальные чемпионы». Цена ошибочного решения может быть высока, поэтому они чаще выбирают стратегию «следования рынку».
Известно, что конкурентное преимущество промышленности России сосредоточено вкрупных компаниях. Чтобы сохранить свои позиции, эти компании должны реализовывать технологические инновации. Мировая конкуренция не прощает отставания вполноте извлечения иглубине переработки сырья, вмасштабах потерь при добыче итранспортировке, встепени диверсификации производства, впереходе кболее высоким переделам иснижении экологической нагрузки. Неинновационных способов достижения этих целей всовременных условиях нет. [6]
Согласно последним исследованиям, вчисле инновационно-активных оказываются, по большей части, крупные корпорации. Они внедряют технологические инновации для повышения качества своей продукции игибкости производства (что позволяет осуществлять быструю смену номенклатуры). При этом их интересует поддержание занятости исокращение трудовых издержек и, даже вбольшей степени, сокращение материальных иэнергозатрат, снижение загрязнения окружающей среды иследование техническим стандартам.
То, что кинновациям склонны более крупные фирмы, зависит от многих специфических свойств отрасли, вчастности средняя стоимость НИОКР, возможности развития технологий, наличие экономии от эффекта масштаба. Однако, вистории техники есть факты, подвергающие сомнению этот вывод: 70 наиболее крупных инноваций XX в. основывались на изобретениях, разработанных вне пределов крупных фирм — вуниверситетах, малых фирмах исилами индивидуальных исследователей. Однако именно крупные компании доводили эти изобретения до рынка.
В стратегическом развитии инновационная политика России сталкивается как минимум сдвумя серьёзными альтернативами. Наша страна имеет вналичии значительные запасы различных видов минерального сырья, атакже владеет развитым интеллектуальным потенциалом. Обладание этими двумя видами активов открывает принципиально разные стратегии дальнейшего развития, одна из которых основывается на преимущественном использовании сырьевых ресурсов, другая связана сакцентом на реализацию интеллектуального капитала.
Сырьевой путь означает развитие впервую очередь добывающей промышленности, что иопределит место России вглобальной экономике. Полученные средства будут использоваться для общего подъёма, как производства, так иблагосостояния населения. Этот стратегический путь станет определяющим идля инновационной политики. Всистеме образования будет стимулироваться подготовка кадров для добывающих отраслей. Совершенствованию их технологической базы будет отдан приоритет вобласти научных исследований иразработок.
Можно предположить, что это весьма облегченное решение вопроса. Конечно, добыча иэкспорт полезных ископаемых приносит, ибудет приносить, значительных доход. Но сырьевой сектор характерен для бывших колоний. Для оценки же современного состояния ибудущего России эта сырьевая направленность экспорта является показателем чрезвычайно тревожным. Ведь это означает, что товары, производимые другими её отраслями, не попадают на мировой рынок ичто продолжение этой тенденции угрожает ей превращением всырьевой придаток развитых стран. [7]
Принципиальной иной стратегией является ориентация на приоритетное использование интеллектуального потенциала. ВРоссии он достаточно велик идаёт возможность стране развиваться не по сырьевому, апо инновационному пути. Вэтом случае, внимание акцентируется на интеграции науки ипроизводства, оснащении последнего новыми современными технологиями, на повышении качества продукции, что делает её конкурентоспособной на мировом рынке.
Этот путь развития предполагает значительное увеличение инвестирования внауку, повышение качества образования, укрепление связей науки, образования, производства. Триада «образование-наука-технология» представляет сосредоточение интеллектуального потенциала страны, опираясь на которое ииспользуя рыночные механизмы, возможно осуществить рывок, подняться на качественно новый уровень технологического развития иэкономического роста.
Особенность сложившейся ситуации вРоссии состоит втом, что встране имеются значительные фундаментальные итехнологичные заделы, уникальная научно-производственная база вряде отраслей ивысококвалифицированные специалисты, которые являются вопределённой степени гарантией высокой результативности поэтапного перевода экономики на инновационный тип развития.
Реализация идеи перехода кинновационному развитию не состоится, если сырьевой сектор хозяйства останется невосприимчивым кновым технологиям. Имеются предпосылки ктому, чтобы он стал локомотивом инновационного развития всей экономики России, определяющим перспективы ее роста. Условием воплощения вжизнь таких перспектив должно стать решение задач глубокой технологической модернизации данного сектора хозяйства. Мировой опыт показывает, что компании-лидеры аналогичных отраслей, особенно вэнергетике, последовательно реализуют стратегии диверсификации иосвоения научно-технических рубежей. Они нацелены на снижение экономических издержек, освоение новых методов итехнологий добычи, транспортировки ихранения продукции, на развитие смежных производств иуслуг. Поэтому вступление России вновый этап социально-экономического развития, который встратегическом плане означает эволюцию экономики от экспортно-ориентированной кинновационной, должен предполагать поиск новых, более продуктивных механизмов диверсифицированного экономического роста, как со стороны государства, так исо стороны бизнеса. Висследовательской литературе подчеркивается, что экономический подъем нашего государства может быть обеспечен только на пути оптимального сочетания инновационных иинвестиционных возможностей во всех хозяйственных отраслях.
Действительно, встране необходимо реализовать такую модель промышленного иэкономического роста, главным качественным содержанием которой должен стать эволюционный переход кновым пропорциям ее инновационной исырьевой составляющих. По нашему мнению, построение комплексного механизма регулирования перехода хозяйственных систем кинновационной экономике требует руководствоваться рядом методологических правил, оптимально сочетающих государственное регулирование ирыночную самоорганизацию. Важным методологическим требованием кмеханизму государственного регулирования перехода хозяйственных систем кинновационному типу развития является его полное соответствие целям, задачам инаправлениям государственной инновационной политики.
В составе основных форм иметодов государственного регулирования перехода экономики на инновационный путь развития выделяются следующие:
государственное планирование ипрогнозирование;
передача права на использование государственного имущества;
совокупность налогов всех субъектов научно-технической иинновационной деятельности;
налоговые льготы для предприятий иорганизаций;
государственный заказ на покупку инноваций;
государственные гарантии;
государственные стандарты исертификаты;
таможенные льготы;
инновационный мониторинг;
государственное инвестирование научно-технической иинновационной деятельности;
федеральные ирегиональные целевые научно-технические иинновационные программы ипроекты;
независимая экспертиза вобласти нормативно-правовой базы научно-технической иинновационной деятельности. [8]
Темпы экономического роста врешающей степени зависят от способности экономики кускорению инновационных процессов, активизация которых зависит от инновационного климата, создающего условия ивозможности соответствующего развития производства. Инновационный климат всвою очередь зависит от экономической системы государства, призванной совместить два фактора развития — использование финансовых механизмов поддержки развития науки иинноваций как деятельности по созданию технико-технологического потенциала производства ивнедрение объективных механизмов высокой его заинтересованности винновационном развитии.
В качестве конкретных предложений по созданию условий для перехода кинновационной политике можно выделить:
Создание специального государственного ведомства, которое отвечает за формирование инновационной экономики;
Формирование территориальных кластеров на уровне субъектов федерации;
Создание горизонтальных научных сетей, национальных инновационных систем (объединение предприятий по технологическому профилю сучастием ВУЗов, научно-технических лабораторий ипредприятий по реализации продукции, производимых вэтих сетях). [9]
В реальной экономической жизни необходимо решать проблемы иопределять приоритеты развития инновационной исырьевой составляющей хозяйства по стране вцелом. Висследовательской литературе отмечается, что происходит реальная интеграция инновационных процессов вклассические сырьевые отрасли иих преобразование вцепочки от добычи природного сырья до производства высокотехнологичной продукции, имеющей спрос на внутреннем имировом рынках. Одна из главных задач при этом — реализовать новейшие высокотехнологичные разработки всырьевом секторе. По мере роста иразвития внутреннего спроса на российском рынке потребуется все больше сырья, топлива иэнергии, поэтому экономически целесообразно экспорт не возобновляемых минеральных ресурсов постепенно ограничивать, аэкспорт инновационной продукции — расширять.
Комплекс информационно-коммуникационных технологий сегодня можно считать движущей силой мирового инновационного процесса. Модернизация экономики Российской Федерации невозможна без ее диверсификации, глубоких структурных сдвигов всторону наукоемких отраслей ипроизводств. Вкачестве важнейших резервов современного экономического роста выступают инновации впромышленность, инвестиции вчеловеческий капитал, внаукоемкие отрасли реального сектора экономики, атакже повышение эффективности макроэкономического регулирования, включающее борьбу скоррупцией, совершенствование бюджетного процесса, таможенно-налоговой, денежно-кредитной ивалютной политики. Инвестиции вкрупные национальные проекты, винформационно-коммуникационные технологии, вчеловеческий капитал обладают мультипликационным эффектом, поскольку они ускоряют рост самого информационно-коммуникационного сектора, способствуют росту эффективности сопряженных отраслей ив целом экономики России.
Российское общество, бизнес ивласть верят винновационное будущее России. Вместе стем реальная социальная, экономико-политическая ситуация закладывает противоречия, которые становятся очевидными впроцессе приближенного изучения. Причина видится, содной стороны, всложности положения, вкотором оказалось российское общество врезультате не всегда успешных трансформаций последних десятилетий, ас другой — ввысоких требованиях, предъявляемых кобществу при выборе инновационного пути развития вкачестве стратегии страны.
Отличительной особенностью российской действительности является фрагментарность видения ситуации. Опыт многих зарубежных стран показывает, что эффективным может быть только комплексное решение инновационных задач. Несмотря на то, что развитие инновационной деятельности во всех сферах жизни российского общества провозглашено государственным приоритетом, результаты исследований показывают, что инновации начали внедряться восновном вэкономике.
Даже вэкономической сфере инновационные процессы запущены выборочно, лишь внекоторых отраслях, как правило, вкрупных частных компаниях сучастием зарубежного капитала или ориентированных на международные рынки, реже — вкомпаниях сгосударственным участием. Основная часть инноваций представляет собой заимствования иадаптацию, значительно реже — собственные разработки ипроизводство новой для мирового рынка продукции.
Инновационность политической сферы ивласти видится базовой необходимостью, способствующей развитию вуказанном направлении всего российского общества. Основными барьерами для развития инновационной активности вРоссии являются сложность привлечения финансирования из-за высоких рисков иизбыточная бюрократизированность. [10]
Среди российских компаний нет стремления кполучению технологической ренты за счёт «убийственного продукта». Пока унас всё более прозаично. Лишь отсутствие нужной технологии на рынке или её запретительная цена являются стимулами ксамостоятельному инновационному поведению.
Лидеры отечественного бизнеса следуют консервативному безрисковому подходу кинновациям иудерживают относительно низкие расходы на собственные разработки. Тот факт, что компании предпочитают трансферт ключевых знаний из-за рубежа, их менеджеры объясняют неопределённостью спроса, высокой капиталоёмкостью проектов, чрезмерной глубиной технологического отставания, атакже тем, что пока всё ещё есть возможность подождать ипонаблюдать за направлением развития рынков. Неудивительно, что всё это не позволяет им прорваться вчисло мировых инновационных лидеров.
Литература:
1. Проблемы перехода к инновационной экономике// Зверев А./Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2008. — № 9.
2. Перспективы и условия инновационно-технологического развития экономики России// Ивантер В. В., Комков Н. И./ Проблемы прогнозирования. — 2007. — № 3.
3. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития// Голиченко О. Г./ М.: Наука, 2006.
4. Перспективные направления инновационного развития российской экономики (опыт российского фонда фундаментальных исследований)// Рудцкая Е. Р., Хрусталёв Е. Ю., Цыганов С. А.,/ Менеджмент инноваций. — 2010. — № 2.
5. Переход к инновационному типу развития экономики// А. Н. Фоломьёв/ Москва, 2009 г.
6. Инновационное поведение крупнейших Российских компаний// С. Чебанов/ Мировая экономика и международные отношения, № 3, 2009г., с. 3–14.
7. Инновационная политика// Владислав Келле/ Свободная мысль-XXI,- 2001г., с.68–80.
8. Теоретико-методологические основы инновационного развития экономики //Г. Ф. Галиева/ Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество), № 2, 2012, C. 46–54
9. Вызовы глобализации инновационному развитию России// Савченко Г. И./ Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, № 5, 2009, с. 108–113.
10. Государственная политика России в свете задач инновационного развития // А. Н. Копылова / Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, № 2, 2012, C. 100–103.