Основы функционирования единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 16.05.2014

Статья просмотрена: 2248 раз

Библиографическое описание:

Рогов, А. В. Основы функционирования единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана / А. В. Рогов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 398-402. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11012/ (дата обращения: 15.11.2024).

Единое экономическое пространство (ЕЭП) — экономическое пространство, объединяющее таможенные территории сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проводится единая внешнеторговая и согласованная в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика. [1,с.100]

Единое экономическое пространство — это интеграционное объединение трех стран Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, начавшее действовать с 1 января 2012 г.

Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников, снятие ограничений во взаимной торговле, формирование общего таможенного тарифа, постепенно, путем повышения уровня кооперации и интеграции.

В Едином экономическом пространстве официальные языки — русский, казахский, белорусский; территория составляет — 20 млн. кв. км., население — 180 млн. чел.; экономический потенциал бывшего СССР — 83 %; совокупный ВВП — 2 трлн. долл. США; совокупный годовой товарооборот — 900 млрд. долл. США. [5, c.57]

Стоит отметить, что в рамках единого экономического пространства существуют определенные трудности, такие как: различия в политических системах стран-участниц; расхождения в понимании интеграционного процесса; отсутствие достаточной ясности для стран; [3, с.64] возможность реэкспорта нефти и стратегического природно-энергетического сырья другими странами; различия в стоимости рабочей силы в странах Содружества, в налогах на прибыль, рентных платежах; степень и темпы рыночных преобразований далеко не совпадают. [4, с.25]

Для развития интеграционных процессов главами государств — членов ЕврАзЭС, было поручено правительствам разработать правовую базу ЕЭП. Эта база представляет собой 17 основных документов, которые формируют новые условия хозяйственной деятельности в рамках ЕЭП.

Соглашение о согласованной макроэкономической политике. Основываясь на его положениях, согласованная макроэкономическая политика будет осуществляться на принципах обеспечения устойчивого экономического роста и соблюдения сбалансированных макроэкономических показателей.

На трехлетний период будут согласовываться цена на нефть марки Brent, темпы развития мировой экономики, курс национальных валют Сторон к доллару США и (или) евро. Центральные банки Сторон будут иметь право проводить денежно-кредитную и курсовую политику независимо от согласованных интервальных значений макроэкономических показателей.

Стороны будут формировать экономическую политику согласно следующим количественным параметрам:

-        годовой дефицит государственного бюджета не выше 3 % ВВП;

-        государственный долг не выше 50 процентов ВВП;

-        уровень инфляции не должен превышать более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции государства–участника ЕЭП, имеющего наименьший рост цен.

Координировать проведение согласованной макроэкономической политики Сторон будет Комиссия Таможенного союза.

Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий определяет единые принципы и правила регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в том числе виды и методы государственного регулирования, правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий.

Соглашением определен закрытый перечень видов и сфер деятельности субъектов естественных монополий. Расширение данного перечня в государствах сторон может осуществляться только по решению Комиссии Таможенного союза. [2, c. 201]

В рамках Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции предусматривается гармонизация национальных законодательств, создание единого наднационального органа в сфере конкурентной политики, который должен обладать экстерриториальными полномочиями по расследованию нарушений антимонопольного законодательства, контролю над экономической концентрацией, обеспечению равного доступа к монопольной инфраструктуре. [2, c. 202]

Интеграция в рамках ЕЭП усилит конкуренцию производителей.

В свою очередь конкуренция создаст стимулы для модернизации предприятий, которые будут стараться быть более конкурентоспособными как по цене, так и по качеству производимой продукции.

Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий. В ближайшем будущем в странах ЕЭП будут действовать единые правила предоставления промышленных субсидий.

С 1 января 2012 года Стороны обязались не применять запрещенные промышленные субсидии, но относительно Казахстана и России предусмотрены определенные изъятия на переходный период.

Так, на поддержку экспортоориентированных производств Казахстана в рамках «Дорожной карты бизнеса 2020» взят пятилетний переходный период до реализации всех проектов по выданным кредитам до 1 июля 2011 года. В России меры, применяемые в соответствии с Федеральным законом от 22 января 1996 года № 13ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области», будут действовать до апреля 2016 года, а меры, применяемые в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 104ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области», до января 2015 года.

Кроме того, изъятия предусмотрены для режима промышленной сборки в рамках Свободных экономических зон и свободных складов. По ним тоже в соответствии с теми договоренностями, которые ранее были достигнуты в рамках ТС, взят переходный период до 1 января 2017 года. [2, c. 203]

Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства предусматривает, что Стороны не применяют меры, в наибольшей степени, оказывающие искажающее воздействие на торговлю.

При этом процентное отношение объема государственной поддержки сельского хозяйства в валовой стоимости произведенных сельхозтоваров в целом не должно превышать 10 %. Для Беларуси устанавливается переходный период до 2016 года: республика обязуется снижать объем господдержки на 1–2 % ежегодно, чтобы выйти в 2016 году на 10 % против 16 % в 2011 году.

Соглашение о государственных (муниципальных) закупках направлено на формирование сторонами единых принципов и правил в сфере государственных и муниципальных закупок в целях гармонизации национального законодательства в данной области, обеспечения недискриминационного доступа потенциальных поставщиков государств Сторон к закупкам, проводимым в государствах–участниках Таможенного союза. [2, c. 205]

Согласно Соглашению о торговле услугами и инвестициях в государствах — членах ЕЭП Казахстан, Россия и Белоруссия распространят национальные режимы на инвестиции из стран-партнеров по ЕЭП Таможенного союза.

Инвесторам стран ЕЭП также будет обеспечиваться режим наибольшего благоприятствования.

Если одна из сторон будет достигать договоренности по более преференциальному режиму для инвестиций, для поставок услуг с другими третьими Сторонами, допустим с ЕС, то эти преференциальные договоренности автоматически будут распространяться на компании из стран ЕЭП на взаимной основе.

Для обеспечения свободного рынка услуг и инвестиций будет производиться унификация законодательств в сфере услуг и инвестиций, что приведет к взаимному признанию лицензий. К 1 января 2015 года государства — члены Таможенного союза должны определить те приоритетные сектора, по которым в дальнейшем необходимо вести переговоры по унификации регуляторной базы в сферах услуг.

Целью Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности является обеспечение с учетом торговых аспектов интеллектуальной собственности свободного перемещения товаров и услуг на рынке Единого экономического пространства.

Соглашение предусматривает унификацию вопросов охраны и защиты интеллектуальной собственности в рамках ЕЭП и будет способствовать получению отечественными субъектами научнотехнической, торговопромышленной и социальнокультурной сфер равных условий доступа на рынки государств — участников Соглашения.

В частности, согласно Соглашению, Стороны вводят региональный принцип исчерпания исключительных прав на товарный знак.

Соглашением также предусматриваются меры, направленные на обеспечение Сторонами реализации прав авторов и иных правообладателей на получение вознаграждения за использование объектов авторского права и смежных прав. [2, c. 206]

Соглашение о создании условий на финансовых рынках для свободного движения капитала. Реализацию соглашения предполагается осуществлять путем:

-        гармонизации законодательства сторон, регулирующего банковскую и страховую сферы, деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность рейтинговых агентств;

-        организации обмена информацией между уполномоченными органами сторон;

-        создания эффективной инфраструктуры для проведения конверсионных операций с национальными валютами сторон;

-        обеспечения возможности размещения и обращения ценных бумаг эмитентов сторон на всей территории ЕЭП при условии регистрации эмиссии (выпуска) ценных бумаг регулирующим органом государства регистрации эмитента;

-        согласования единых требований по защите прав и интересов потребителей страховых услуг;

-        завершения перехода участников финансового рынка на использование международных стандартов финансовой отчетности.

Кроме того, предполагается осуществить сближение подходов государств — участников в вопросах гармонизации лицензионных и надзорных требований к участникам финансового рынка.

Соглашение о согласованных принципах валютной политики предусматривает проведение сторонами валютной политики, в том числе на основе поэтапной гармонизации и сближения подходов к формированию и проведению валютной политики, создания необходимых организационно-правовых условий на национальном и межгосударственном уровне для развития интеграционных процессов в валютной сфере, повышения доверия к национальным валютам сторон, как на внутреннем валютном рынке каждого государства-участника, так и на международных валютных рынках. Также предусматривается, что стороны принимают меры по координации политики обменного курса национальных валют, обеспечению конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным статьям платежного баланса без ограничений, созданию условий и обеспечению прямых взаимных котировок национальных валют сторон, обеспечению проведения взаимных расчетов между участниками внешнеэкономической деятельности государств — участников Соглашения в национальных валютах государств-участников, формированию интегрированного валютного рынка государств участников.

Положениями Соглашения также устанавливается, что каждое из государств-участников в исключительных случаях, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики, вправе вводить валютные ограничения на срок не более одного года. [2, c. 207–208]

Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации определяются основные принципы и мероприятия, направленные на формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов государств — участников ЕЭП. Так, указаны неприменение Сторонами во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин, приоритетное обеспечение потребностей государств — участников ЕЭП нефтью и нефтепродуктами, унификация норм и стандартов на нефть и нефтепродукты, обеспечение экологической безопасности, формирование системы информационного обеспечения общих рынков нефти и нефтепродуктов.

Порядок уплаты пошлин на нефть и нефтепродукты при вывозе их за пределы Таможенного союза будет определяться отдельными соглашениями государств.

Положениями Соглашения об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики, определены принципы ценообразования в сфере электроэнергетики.

Тарифы на услуги естественных монополий в электроэнергетике на общем электроэнергетическом рынке государств — участников ЕЭП не должны превышать аналогичные внутренние тарифы для субъектов внутреннего рынка электрической энергии.

Соглашение о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики. Доступ к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам будет осуществляться на основе следующих принципов:

-        неприменение Сторонами во взаимной торговле ввозных и вывозных таможенных пошлин;

-        первоочередное обеспечение внутренних потребностей в газе государств — участников ЕЭП;

-        установление цен и тарифов на транспортировку газа для удовлетворения внутренних потребностей государств Сторон в соответствии с законодательством каждого из государств Сторон;

-        унификация норм и стандартов на газ государств — участников ЕЭП;

-        обеспечение экологической безопасности.

Соглашение о регулировании доступа к услугам естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики. С 2012 года в рамках ЕЭП обеспечен равный доступ к услугам железнодорожной инфраструктуры Беларуси, Казахстана и России. [2, c. 209–210]

Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств является рамочным, его положения определяют задачи, которые должны быть совместно решены Сторонами для создания условий выявления нелегальных мигрантов из третьих государств и обеспечения должного контроля за их пребыванием.

Соглашение о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей устанавливает, что в ЕЭП порядок трудоустройства мигрантов из стран — участниц Таможенного союза на территории любой из них един. Отношения трудящегося-мигранта с работодателем будут регулироваться законодательством государства трудоустройства. В соответствии со ст. 3 Соглашения о статусе мигрантов выезжающим на работу в другую страну белорусам, казахам и россиянам больше не требуется получать разрешение на осуществление трудовой деятельности на территории одной из стран ТС.

Трудящийся-мигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства. [2, c. 2011–2012]

Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации предусматривает:

1.      формирование единого перечня потенциально опасной продукции, в отношении которой будут разрабатываться и приниматься единые технические регламенты;

2.      единые технические регламенты стран — участниц Таможенного союза будут устанавливать требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также правила идентификации, формы, схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия. [2, c. 2013–214]

Внутри ЕЭП не будет пограничных постов и пограничного досмотра товаров. Правда, санитарный и фитосанитарный контроль будет сохранен. Из трех стран в России самые строгие правила такого контроля, и, скорее всего, они будут распространены на все ЕЭП.

Также внутри ЕЭП придется решать «грузинский» вопрос, то есть проблему попадания на российские прилавки запрещенных продуктов из Грузии. Товарооборот Белоруссии и Грузии достаточно велик. Но поскольку остановить грузинский товар на границе будет почти невозможно, то контроль переместится на товарные склады.

Единое экономическое пространство открывает новые перспективы для бизнеса, включает единую таможенную территорию, в пределах которой применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли с третьими странами.

Однако необходимо отметить, что, несмотря на подписание ряда соглашений в рамках единого экономического пространства, не все они действую на сегодняшний день.

Литература:

1.                  Воронцова Н. А. Единое экономическое провтранство России, Белоруссии, Казахстана и Украины — этап развития интеграции // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2004.- № 2. –С. 100–101

2.                  Единое экономическое пространство // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2011.- № 9. –С. 197–214

3.                  Красавина Л. Н. Тенденции и перспективы формирования Еждиного экономического пространства стран СНГ: финансовый, валютный и банковский аспекты // Деньги и кредит. — 2005.- № 9. –С. 63–72

4.                  Рахманкулов А. В. Единое экономическое пространство 2012: утопия или шаг навстречу валютному союзу// Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. — 2011.- № 1. –С. 25–27

5.                  Ткач А. В., Салова М. С. Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России — как форма кооперации и интеграции на территории СНГ // Вестник Российского университета кооперации. — 2012.- № 1. –С. 55–60

Основные термины (генерируются автоматически): Таможенный союз, единое экономическое пространство, Казахстан, Соглашение, Россия, национальная валюта сторон, валютная политика, взаимная торговля, интеллектуальная собственность, переходный период.


Похожие статьи

Основы экономической оценки использования и воспроизводства лесных ресурсов Чеченской Республики

Сравнительно-правовой анализ становления и развития института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в России и зарубежных странах

Конституционно-правовые проблемы института президентства в Российской Федерации

Обзор основных аспектов экономических отношений Российской Федерации и Европейского союза

Основы формирования и характеристика особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территории РФ

Принципы правового статуса личности в Российской Федерации

Конституционно-правовые основы защиты прав педагогических работников в Российской Федерации

Сравнительный анализ социально-экономического развития России и Финляндии

Особенности становления и развития правосудия в Российской Федерации

Из истории экономических связей Центральной Азии и России

Похожие статьи

Основы экономической оценки использования и воспроизводства лесных ресурсов Чеченской Республики

Сравнительно-правовой анализ становления и развития института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в России и зарубежных странах

Конституционно-правовые проблемы института президентства в Российской Федерации

Обзор основных аспектов экономических отношений Российской Федерации и Европейского союза

Основы формирования и характеристика особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территории РФ

Принципы правового статуса личности в Российской Федерации

Конституционно-правовые основы защиты прав педагогических работников в Российской Федерации

Сравнительный анализ социально-экономического развития России и Финляндии

Особенности становления и развития правосудия в Российской Федерации

Из истории экономических связей Центральной Азии и России

Задать вопрос