Сравнительный анализ развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 19.05.2014

Статья просмотрена: 1750 раз

Библиографическое описание:

Сидячева, Н. В. Сравнительный анализ развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста / Н. В. Сидячева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 297-299. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11013/ (дата обращения: 15.11.2024).

В данной статье предпринята попытка сравнить современное состояние проблемы развития волевой регуляции у детей пяти-шести лет и ее состояние у детей конца прошлого столетия. Кроме того, выдвигаются предположения о раннем формировании волевой регуляции определяющей развитие основных личностных характеристик дошкольников, влияющих на их успешность обучения в начальной школе. Приводятся конкретные значения данных показывающих развитие волевой регуляции у детей пяти-шести лет конца прошлого столетия, которые находились на среднем уровне, и современные показатели развития волевой регуляции у детей пяти-шести лет, которые находятся на низком уровне. Определяется дошкольный возраст, как сензитивный период для формирования волевой регуляции у детей. Подробно описаны результаты прошлого и настоящего исследования состояния выдвигаемой в статье проблемы. Предполагается, что она имеет непосредственное отношение к систематическому обучению детей в школе, определяющую ее положительную сторону на начальной ступени учебной деятельности. Анализ состояния проблемы развития произвольной и волевой регуляции показал ее не разработанность, что и позволил нам рассмотреть ее более глубоко.

Ключевые слова:воля, волевая регуляция, волевое поведение, дети, дошкольный возраст, произвольность, систематическое обучение, успешность, начальная школа, сензитивный период, прошлое столетие, современный этап.

Введение. Внастоящее время проблема изучения воли состоит в том, что она поможет глубже понять человека как саморегулирующую систему, механизмы его сознательной активности, направленной на изменение и внешнего мира, и самого себя, понять его в самодвижении. Для этого необходимо проследить, как формируется у человека способность ставить перед собой близкие и отдаленные цели и достигать их, преодолевая трудности и препятствия, когда начинается ее формирование и какие перестройки она претерпевает на своем пути.

Скрытые проявления психики взрослого человека часто становятся доступнее для исследования в более простых, элементарных формах, в которых они выступают в начале своего развития-в детском возрасте. Изучение развития воли у ребенка поможет раскрыть особенности не только возникновения, но и постепенного становления более сложных и развитых ее форм.

Исследование волевого поведения в дошкольном возрасте имеет самостоятельное значение и представляет непосредственный интерес в плане приложения психологических знаний к практике педагогов, психологов, воспитателей в работе с детьми. Полноценное развитие ребенка уже в ранний и дошкольный период означает всестороннее его развитие, неотъемлемой составной частью которого и является развитие волевого поведения у дошкольников.

Методика. Всвоем исследовании развития волевого поведения у детей дошкольного возраста поведения мы использовали методики “Бусы” Л. А. Венгера, “Домик” Н. И. Гуткиной.

Целью исследования была попытка сравнить состояние развития волевой регуляции у детей пяти-шести лет в конце прошлого столетия и на современном этапе.

Выборка испытуемых составила 70детей в возрасте от пяти до шести лет.

Исследование проходило на базе дошкольного образовательного учреждения #9 “Родничок” г. Люберцы Московской области и на базе дошкольного образовательного учреждения №754 “Солнышко”.

Основная часть.

Критериями исследования развития волевого поведения у детей пяти-шести лет были: Целенаправленное поведение, умение управлять собой, своими действиями и поступками; осознанность и понимание своих действий и поступков; умение преодолевать препятствия при достижении цели, мобилизация психических и физических возможностей для достижения цели.

К критериям волевой регуляции мы отнесли ряд волевых качеств, таких, как: самостоятельность, дисциплинированность, терпение, выдержку.

Исследование волевой регуляции у детей пяти-шести лет дошкольного образовательного учреждения №754 “Солнышко” по методике “Бусы”

Рис.1.

Из диаграммы видно, что уровень развития волевой регуляции у детей пяти-шести лет дошкольного образовательного учреждения №754 “Солнышко” в большей степени находится на среднем уровне.

Исследование волевой регуляции у детей пяти-шести лет дошкольного образовательного учреждения №754 “Солнышко” по методике “Домик”

Рис. 2.

Из диаграммы видно, что уровень развития волевой регуляции у детей пяти-шести лет дошкольного образовательного учреждения №754 “Солнышко” в большей степени находится на среднем уровне.

Исследование волевой регуляции у детей пяти-шести лет дошкольного образовательного учреждения №9 “Родничок” по методике “Бусы”

Рис. 3.

Результаты исследования по методике “Бусы” показали, что из 15 детей в возрасте пяти лет имеют низкий уровень (12 детей), средний уровень (2 ребенка), высокий уровень (1ребенок), таким образом, уровень развития волевой регуляции у детей находится на низком уровне.

Исследование волевой регуляции у детей пяти-шести лет дошкольного образовательного учреждения №9 “Родничок” по методике “Домик”

Рис. 4.

Анализ результатов исследования показал, что по методике “Бусы” из 15 детей имеют низкий уровень развития волевой регуляции, средний и высокий отсутствовали.

Таким образом, в ходе исследования выявление уровня развития волевой регуляции у пяти — шести лет, показал, что он находится на среднем уровне у детей дошкольного образовательного учреждения №754 “Солнышко”, и на весьма низком уровне у детей дошкольного образовательного учреждения №9 “Родничок”.

Сравнивая полученные результаты развития волевой регуляции у детей прошлого столетия и современное состояние ее развития, мы приходим к выводу, что настоящие показатели развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста значимо снизились.

Принято считать, что если в младшем дошкольном возрасте произвольная, волевая регуляция находится на уровне ее становления, то к концу дошкольного возраста, как отмечают исследователи (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Н. И. Гуткина А. Н. Давыдова, В. А. Иванников, и др.), она уже должна сформироваться. Однако, результаты нашего исследования показали отличную картину от выдвигаемых постулатов, которые мы находим в научной литературе и считаем необходимым отметить как очень острую проблему в этой области.

В дошкольном возрасте динамика показателей компонентов волевой регуляции, как правило, характеризуется их постепенными изменениями без ярко выраженных противоречий. Это говорит о том, что в этот возрастной период волевая регуляция еще не отличается выраженной дифференциацией компонентов, они функционируют слитно. [2]

Кроме того, становление волевой регуляции у детей пяти-шести лет способствует минимизации симптомов проявления кризиса 7-ми лет и сформированности умения управлять своим поведением, ставить перед собой цели и достигать их, слушать и понимать учителя, выполнять его требования. [2]

Выводы.

Таким образом, проведя сравнительный анализ проблемы развития волевой регуляции у детей пяти-шести лет, позволяет нам выделить ее как весьма глобальную, так как ее сформированность влияет не только на становление личности дошкольников, его характера, но и определяет успешность обучения в начальной школе.

Таким образом, мы приходим к выводу, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для становления волевой регуляции у детей дошкольного возраста и от уровня его развития можно говорить об успешности стартовой готовности и систематического обучения в начальной школе.

Литература:

1.                     Л. Божович Личность и ее формирование в детском возрасте 2009. -400 с.

2.                     Быков А. В., Шульга Т. И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО, 1999.-168с.

3.                     Быков А. В., Шульга Т. И. Эмоционально-волевая регуляция как вид психологической готовности человека к обучению. Монография.- М.Издательство МГОУ, 2012.- 142с.

4.                     Б. С. Волков, Н. В. Волкова Детская психология. От рождения до школы Издательство: Питер,2009.- 24с.

5.                     Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. 3-е изд.- СПб.: Питер, 2006.-208с.:ил.- (Серия «Учебное пособие»).

6.                     Сидячева Н. В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе: Дис. … канд.психол.наук. — М., 2006.-153с.

7.                     Сорокоумова А Е Возрастная психология: [учеб пособие] / А Е Сорокоумова — СПб: Питер, 2009–207 с.

8.                     Шульга Т. И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников.// Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки».-№ 1.-2012.-М.:Изд-во МГОУ.

9.                 Ach, N. Analyse des Willens // Handbuch der biologischen Arbeitsmethoden. Neil E. Abt.VI. Berlin, 1935.

10.             Assagioli R. The act of will. L., 1974.

11.             Denham, S. A. Socialization of preschooiers emotion understanding / S. A. Denham // Deveiopmental psychology/ — 1994. — 30, № 6. — C. 928–936.

12.             Kuhl, J. Aktion control: The maintenance of maintenance of motivation states // Motivation, intention and volition / Ed. By F. Halisch, J. Kuhl. Berlin, 1987.

13.             Harris, B.S. “ J need time to grow”. the transitional year / B. S. Harris // Phi Delta Kappan. — New York, 2003. P 624–627.

Основные термины (генерируются автоматически): волевая регуляция, дошкольное образовательное учреждение, ребенок, дошкольный возраст, волевое поведение, прошлое столетие, начальная школа, уровень, уровень развития, методика.


Похожие статьи

Изменение показателей учебной мотивации детей от третьего к четвертому классу

В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Особенности мотивационной сферы детей во второй фазе младшего школьного возраста». В исследовании приняли участие 44 младших школьника, обучающихся...

Страх как причина успеха или провала

В данной статье рассматривается проблема психологического состояния обучаемого во время учебного процесса и сессии. В качестве объектов исследования были изучены психолого-поведенческие проявления студентов первого курса НАО «Медицинского университет...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Психофизиологические особенности обучающихся 7-го класса в контексте иноязычной подготовки

В статье рассматривается значимость учета возрастных особенностей учащихся средней школы для повышения их мотивации и качества получаемых знаний, умений и навыков. Особое внимание уделяется психофизиологическим характеристикам семиклассников, находящ...

Опорные конспекты как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования учебной самостоятельности младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью в формировании рассматриваемого явления в рамках образовательного процесса. Современный учитель ставит перед собой р...

Психологическое сопровождение учащихся при переходе из начальной в среднюю школу

В статье рассмотрен переход на новую ступень образования, который приносит 10–11 летним подросткам стресс. Ведь теперь они знакомятся с новыми требованиями, учителями, условиями обучения, предметами. Одни пятиклассники быстро включаются в учебный про...

Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов

Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...

Исследование самооценки подростков

Цель работы теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование самооценки подростков. Методы эмпирического исследования: констатирующий эксперимент по методикам: «Определение самооценки по Р. В. Овчаровой»; Методика измерения уровня с...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников

В статье обоснована актуальность развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте в ходе образовательного процесса. В качестве одного из методов развития автор предлагает использовать контент учебников по литературному чтению, при условии ...

Похожие статьи

Изменение показателей учебной мотивации детей от третьего к четвертому классу

В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Особенности мотивационной сферы детей во второй фазе младшего школьного возраста». В исследовании приняли участие 44 младших школьника, обучающихся...

Страх как причина успеха или провала

В данной статье рассматривается проблема психологического состояния обучаемого во время учебного процесса и сессии. В качестве объектов исследования были изучены психолого-поведенческие проявления студентов первого курса НАО «Медицинского университет...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Психофизиологические особенности обучающихся 7-го класса в контексте иноязычной подготовки

В статье рассматривается значимость учета возрастных особенностей учащихся средней школы для повышения их мотивации и качества получаемых знаний, умений и навыков. Особое внимание уделяется психофизиологическим характеристикам семиклассников, находящ...

Опорные конспекты как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования учебной самостоятельности младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью в формировании рассматриваемого явления в рамках образовательного процесса. Современный учитель ставит перед собой р...

Психологическое сопровождение учащихся при переходе из начальной в среднюю школу

В статье рассмотрен переход на новую ступень образования, который приносит 10–11 летним подросткам стресс. Ведь теперь они знакомятся с новыми требованиями, учителями, условиями обучения, предметами. Одни пятиклассники быстро включаются в учебный про...

Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов

Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...

Исследование самооценки подростков

Цель работы теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование самооценки подростков. Методы эмпирического исследования: констатирующий эксперимент по методикам: «Определение самооценки по Р. В. Овчаровой»; Методика измерения уровня с...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников

В статье обоснована актуальность развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте в ходе образовательного процесса. В качестве одного из методов развития автор предлагает использовать контент учебников по литературному чтению, при условии ...

Задать вопрос