К вопросу о необходимости развития профессиональных компетенций для регио-нального рынка труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 19.05.2014

Статья просмотрена: 417 раз

Библиографическое описание:

Сезонова, О. Н. К вопросу о необходимости развития профессиональных компетенций для регио-нального рынка труда / О. Н. Сезонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 405-408. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11020/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье представлены результаты исследования уровня развития общих и профессиональных компетенций работников промышленных предприятий региона. Проведенное исследование позволило выявить ряд специфических особенностей формирования профессионального «портрета» высококвалифицированного работника.

Ключевые слова: компетентностный подход, общие и профессиональные компетенции, промышленное производство.

Подготовка рабочих кадров и специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями для осуществления эффективной трудовой деятельности, является необходимым условием социально-экономического развития региона. В связи с этим компетентностный подход, активно разрабатываемый в настоящее время, предполагает понимание и учет требований рынка труда в процессе профессиональной подготовки специалистов для предприятий и организаций и позволяет более точно определить востребованность профессиональных компетенций в регионе. При этом рынок труда постепенно превращается в рынок квалификаций и компетенций, то есть все чаще обращается внимание на профессиональные компетенции работников.

В виду этого компетенции работников можно определить как совокупность профессиональных, социально-психологических, правовых и других характеристик, которые связываются с высокопрофессиональной деятельностью. Что касается формирования профессиональных компетенций, то оно заключается не только в обучении, но и в создании особых мотивационных установок, а также в формировании специфических свойств личности, обеспечивающих конкретную профессиональную деятельность [1, с. 370].

Сегодня работодатели как конечные потребители заинтересованы в принятии на работу выпускников, готовых включиться в производственный процесс без переучивания или с минимальной корректировкой профессиональных способностей. Помимо традиционных требований, связанных с уровнем профессионального образования и опытом работы, они предъявляют требования, непосредственно связанные с проявлением профессиональных компетенций [2, с. 2].

На наш взгляд, становится актуален вопрос о необходимости развития профессиональных компетенций специалистов, которое предполагает освоение и реализацию комплекса современных профессиональных знаний и практических навыков их применения, рост профессиональной культуры работников, включающей способности к непрерывному образованию и самообучению.

В связи с этим возникает необходимость проведения исследования для определения существующего уровня развития общих и профессиональных компетенций сотрудников предприятий. Исследование проводилось с использованием специально разработанных анкет среди сотрудников пяти предприятий Курской области (ОАО «Курскрезинотехника, ЗАО «Курский электроаппаратный завод», ЗАО «Курск-хлеб», ЗАО «КОНТИ-РУС», ООО «Птицефабрика «Красная поляна»). В результате был опрошен 691 человек, из которых 10 % респондентов занимают высший уровень в иерархии управления, 34 % — средний уровень и 56 % — низовой уровень.

В ходе проведенного исследования был определен уровень развития общих и профессиональных компетенций сотрудников предприятий, принявших участие в исследовании, и составлен портрет «идеального» сотрудника.

На рисунке 1 представлены результаты исследования, отражающие средний уровень развития следующих общих компетенций сотрудников:

-        знания, умения и навыки по избранной профессии;

-        знания, умения и навыки в смежной области деятельности;

-        способность работать в команде;

-        знание иностранного языка;

-        лидерские качества;

-        навыки работы с компьютером;

-        подготовка служебных документов;

-        учет в работе степень удовлетворенности потребителей.

Рис. 1. Уровень развития общих компетенций сотрудников

Исходя из представленных данных, можно говорить о том, что в настоящее время уровень развития профессиональных компетенций сотрудников находится на уровне выше среднего. Наибольшие отклонения в развитии общих компетенций сотрудников наблюдаются на высоком и предельно высоком уровнях и составляют соответственно 22,41 % и 15,03 %. Прежде всего это связано с отставанием развития систем обучения персонала на исследуемых предприятиях.

Особенность проведенного исследования заключается в учете отраслевой специфики исследуемых предприятий, что позволяет определить основные профессиональные компетенции, которыми должны обладать сотрудники.

На наш взгляд, к основным профессиональным компетенциям сотрудников предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности можно отнести следующие: соблюдение санитарно-гигиенических условий производства продукции (А), знание рецептуры и технологии производства пищевых продуктов (Б) и знание видов сырья и их свойств (В). Уровень развития вышеперечисленных профессиональных компетенций представлен на рисунке 2.

«Идеальный» сотрудник, по мнению респондентов, должен владеть следующим уровнем компетентности:

-        предельно высоким уровнем в области соблюдения санитарно-гигиенических норм — 51,8 %;

-        предельно высоким уровнем в области знания рецептуры и технологий производства — 48,7 %;

-        высоким уровнем в области знания видов сырья и их свойств — 51,8 %.

Анализируя полученные данные, можно утверждать, что в настоящее время уровень развития профессиональных компетенций сотрудников пищевой и перерабатывающей промышленности в среднем отстает на 19,7 % от «идеального». По нашему мнению, это объясняется, прежде всего, непопулярностью производственных специальностей среди студентов, что, в свою очередь, приводит к нехватке высококвалифицированных специалистов на региональном рынке труда. Поэтому функционирующая система высшего профессионального образования должна четко и своевременно реагировать на запросы производства, обеспечивать потребности экономики в специалистах и удовлетворять образовательные потребности населения. Новая модель подготовки специалистов для промышленности должна быть более гибкой и результативной.

А) Соблюдение санитарно-гигиенических условий производства продукции

Б) Знание рецептуры и технологии производства пищевых продуктов

В) Знание видов сырья и их свойств

Рис. 2. Уровень развития профессиональных компетенций сотрудников предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности

Наравне с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности нами было проведено исследование и в ряде предприятий по производству пластмассовых и резиновых изделий. Особенность данных предприятий заключается в предъявлении высоких требований к сотрудникам в области научно-исследовательской, организационно-управленческой и производственно-технологической деятельности. Анализ полученных данных показал, что уровень развития профессиональных компетенций сотрудников исследуемых предприятий находится на среднем уровне, что существенно ниже показателей «идеального» уровня (рис. 3).

На наш взгляд, проблема развития профессиональных компетенций сотрудников данных предприятий зависят от ряда таких специфических особенностей, как постоянно меняющийся ассортимент изделий, изменение спроса потребителей на продукцию, появление новых материалов и технологий производства, высокие требования к качеству готовых изделий. В связи с этим достижение «идеального» уровня развития профессиональных компетенций зависит от дальнейшей непрерывной подготовки специалистов технического профиля, основу которой должен формировать компетентностный подход.

Рис. 3. Уровень развития профессиональных компетенций сотрудников предприятий, производящих пластмассовые и резиновые изделия

Необходимо отметить важность активизации процессов установления и развития партнерских взаимоотношений между учреждениями профессионального образования и предприятиями, что в дальнейшем будет способствовать формированию ожидаемых работодателем профессиональных компетенций, необходимых для работы на сложном современном производственном предприятии, а также общих компетенций, обеспечивающих мобильность кадров и их конкурентоспособность на рынке труда [3, с. 4].

Ввиду этого компетентный специалист, конкурентоспособный на рынке труда, должен свободно владеть своей профессией и ориентироваться в смежных областях деятельности, быть профессионально мобильным, способным к самопроектированию, саморазвитию, самореализации, социально ответственной творческой личностью отвечать приоритетным и перспективным запросам развития инновационной экономики региона.

Литература:

1.       Смирнова А. М. Профессиональные компетенции работников крупных промышленных предприятий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — СПб., 2010. — № 124. — С. 370–374.

2.       Драницына Т. Ю. Теоретический и практический подход к развитию профессиональной компетенции будущих специалистов машиностроительного профиля в контексте требований регионального рынка труда // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. — М., 2011. — № 12. — С. 1–12.

3.       Воронков А. Г. Многоуровневая подготовка квалифицированных кадров для регионального рынка труда // Среднее профессиональное образование. — М., 2010. — № 7. — С. 2–4.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень развития, профессиональная компетенция сотрудников предприятий, высокий уровень, компетенция, перерабатывающая промышленность, технология производства, общая компетенция сотрудников, профессиональная компетенция сотрудников, рынок труда, профессиональное образование.


Похожие статьи

Применение ключевых показателей эффективности (KPI) в системе вознаграждения производственных рабочих

В статье изложены теоретические и прикладные вопросы формирования системы оплаты труда основных рабочих промышленного производства в условиях рыночной экономики. Особое внимание уделено анализу целесообразности использования в оплате труда рабочих си...

Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов СПО

Данная статья является результатом обобщения авторами опыта экологического образования и просвещения студентов через выполнение социально значимого исследовательского проекта, имеющего четко выраженную экологическую направленность. Статья выполнена в...

Проблемы обеспечения экономической безопасности промышленных предприятий в современных условиях

В данной работе проведен анализ научных исследований, посвященных проблеме кадровой безопасности в современном обществе. В ходе исследования были рассмотрены разные подходы к определению этого понятия. Отдельное внимание уделено антикоррупционной пол...

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении студентов инженерно-технического вуза

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку бакалавров техники и технологий, моделируемой с учетом требований, предъявляемых профессиональным сообществом к качеству подготовки современного инженера. Исследуется сущность профессио...

Целенаправленность подготовки студентов на безопасность профессиональной деятельности

В статье рассматриваются тенденции развития личности безопасного типа. Данная проблема актуальна в процессе организации безопасной профессиональной деятельности в условиях современного производства.

Актуальность проблемы принятия управленческих решений в педагогической науке и практике

В современном управлении образовательным учреждением проблема эффективной организации процесса принятия управленческого решения приобретает особую актуальность. Изучив вопрос теории и практики на примерах исследований НИУ ВШЭ, работе реальных учебных...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Развитие профессионального самосознания студентов среднего специального учебного заведения

В статье раскрывается проблема формирования и развития профессионального самосознания студентов ссуз. Подчеркивается необходимость разработки и апробации целостных программ психологического сопровождения развития профессионального самосознания студен...

Методы обучения, направленные на формирование и развитие педагогического мастерства студентов

В данной статье рассмотрены способы решения проблемы подготовки учителей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного...

Выявление проблем в рамках инновационного аспекта экономики Калининградской области и направления их решения

В рамках исследования автором было проанализировано нормативно-правовое законодательство в области инновационной политики Калининградской области, рассмотрены имеющиеся актуальные статистические данные, связанные со сферой инноваций. На основе изучен...

Похожие статьи

Применение ключевых показателей эффективности (KPI) в системе вознаграждения производственных рабочих

В статье изложены теоретические и прикладные вопросы формирования системы оплаты труда основных рабочих промышленного производства в условиях рыночной экономики. Особое внимание уделено анализу целесообразности использования в оплате труда рабочих си...

Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов СПО

Данная статья является результатом обобщения авторами опыта экологического образования и просвещения студентов через выполнение социально значимого исследовательского проекта, имеющего четко выраженную экологическую направленность. Статья выполнена в...

Проблемы обеспечения экономической безопасности промышленных предприятий в современных условиях

В данной работе проведен анализ научных исследований, посвященных проблеме кадровой безопасности в современном обществе. В ходе исследования были рассмотрены разные подходы к определению этого понятия. Отдельное внимание уделено антикоррупционной пол...

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении студентов инженерно-технического вуза

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку бакалавров техники и технологий, моделируемой с учетом требований, предъявляемых профессиональным сообществом к качеству подготовки современного инженера. Исследуется сущность профессио...

Целенаправленность подготовки студентов на безопасность профессиональной деятельности

В статье рассматриваются тенденции развития личности безопасного типа. Данная проблема актуальна в процессе организации безопасной профессиональной деятельности в условиях современного производства.

Актуальность проблемы принятия управленческих решений в педагогической науке и практике

В современном управлении образовательным учреждением проблема эффективной организации процесса принятия управленческого решения приобретает особую актуальность. Изучив вопрос теории и практики на примерах исследований НИУ ВШЭ, работе реальных учебных...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Развитие профессионального самосознания студентов среднего специального учебного заведения

В статье раскрывается проблема формирования и развития профессионального самосознания студентов ссуз. Подчеркивается необходимость разработки и апробации целостных программ психологического сопровождения развития профессионального самосознания студен...

Методы обучения, направленные на формирование и развитие педагогического мастерства студентов

В данной статье рассмотрены способы решения проблемы подготовки учителей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного...

Выявление проблем в рамках инновационного аспекта экономики Калининградской области и направления их решения

В рамках исследования автором было проанализировано нормативно-правовое законодательство в области инновационной политики Калининградской области, рассмотрены имеющиеся актуальные статистические данные, связанные со сферой инноваций. На основе изучен...

Задать вопрос