Арминий Вамбери родился в 1832 году близ венгерского городка Прессбург (который ранее назывался Эстергом), в еврейской семье.
Унаследовавший от отца любовь к книге, молодой Арминий впоследствии стал знаменитим исследователем и специалистом по Средней и Центральной Азии. Вамбери, ставший знаменитам ученым, был не только передовым человеком своей эпохи, но и крупным языковедом, политиком и географом. Вамбери, кроме изучения турецкого и персидского языков, хорошо знал узбекский, туркменский, киргизский и татарский языки. Он не хуже представителей духовенства знал мусульманские обычаи, обряды и ритуалы. Арминий Вамбери поставил перед собой цель — изучение Средней Азии.
Вамбери дважды путешествовал по Средней Азии. В первый раз он, не выходя за пределы границ Турции, в течение четырех лет изучал язык и обычаи этого народа и стал известным в Европе журналистом. Был избран членом — корреспондентом Академии наук Венгрии. Если его первое путешествие сделало его знаменитым в Европе, то второе путешествие прославило его на весь мир.
Вамбери, который боялся, что его в Средней Азии могут заподозрить в шпионаже и малейшая ошибка может привести к его гибели, входил в святейшие города Востока в облике дервеша-странника. «Дервеш» — странник Вамбери из Тегерена через Мазандаран выходит на Балх и к Каспийскому морю, после чего через пустыню Каракумы доходит до Хивы. Кроме трудностей жизни дервеша и жажды из — за безводья в невыносимую жару, ему угрожала другая опасность — Рашид Эфенди (на это имя ему дал паспорт турецкий посол), внешний облик которого совсем не похож на лица мусульман, был под пристальным наблюдением всех окружающих его людей.
Вамбери, которого тепло встретил Хивинский хан, всесторонне изучил Хиву. Он, будучи в Бухаре, Самарканде и других городах, собрал ценные сведения о трех ханствах Средней Азии — Хивинском, Бухарском и Кокандском.
Вернувшись на свою Родину, на основе своих наблюдений Вамбери в 1864 году написал книгу «Путешествие по Средней Азии». Это произведение вызвало большой интерес в Западной Европе, России и Северной Америке и был переведен почти на все европейские языки.
Большая часть этого произведения посвящена Хивинскому ханству. В данном произведении Вамбери описывает, как он оказался в Хиве, как его встретил Хивинский хан, дал подробные сведения о статусе Хивы в качестве столицы, об основных районах ханства, воротах и кварталах города, базарах, мечетях, медресе, миршабах (полицейские), хане и его правительстве, налогах и судах, админстративном делении. Кроме того, он пишет о каналах, об урожае от земледелия, ремесленниках и торговле, составе населения, в частности, об узбеках, каракалпаках, киргизах, сартах, персах.
Это произведение Вамбери, тем, что в XIX веке правдиво излагает историю Хивы, ханов и их хронологию, события, которых он увидел, прибыв сюда, имеет важное научное и источниковое значение. А.Вамбери указывает, что в Хивинском ханстве к 1863 году имелось 32 города. Говоря об узбеках, живущих на территории ханства, ученый подчеркивает, что они добродушны, честны и мужественны, гостеприимны, что здесь сохранились многие доисламские обычаи и традиции.
А. Вамбери, посетивший Хиву, стремится всесторонне описать вид данного города: «По мере приближения к Хиве чувствуешь, что зелени становится больше! В начале, когда я сравнивал не уходивший перед глазами страшный образ пустыни и Хиву, не думал, что он может быть настолько красивым. Даже после того, как я побывал в самых красивых местах Европы, Хива, имеющий маленькие дворики, окруженные высокими тополями, красивыми лугами и полями, не потерял для меня свою красоту. Поэты Востока могли бы здесь найти для себя более приемлимые темы. Хива, воздвигнутый среди садов, пробуждает в человеке положительные впечатления».
Вамбери подробно описывает такую демократическую особенность в государственном управлении, как «Выслушивание жалоб». «После обеденного намаза хан выходит наружу и выслушивает жалобы представителей народа. Кто бы не пришел к хану с жалобой, мужчина ли, женщина ли, или дети, в разной одежде, даже полуголые, допускаются к нему. Толпа стоит у дверей, поднимая галдеж. Их допускают к хану по одному. Вошедший человек очень близко подходит к хану и свободно может высказывать свою жалобу. Возражает хану, спорит с ним, зная даже, что по его указанию вмиг может оказаться в руках палача. К полуденнему намазу этот приводящий к усталости ритуал завершается».
Хорезм издревле считается территорией с развитой культурой земледелия. Благодаря труду живущего здесь народа, несмотря на сложности эпохи и исторических условий, капризы природы, поля здесь расцветали. Вамбери продолжает: «Удивляешься тому, что в Среднеазиатской пустыне поля такие плодородные. Хотя рабочие действия, обработка земли остаются первобытными, урожай зерна бывает очень высоким».
В своих воспоминаниях Вамбери констатирует, в какой мере знамениты Хивинские персики и гранат. Вкусные плоды Хивы можно было найти в Иране, Турции, даже в Европе. Он пишет: «Из плодов края Хазараспские яблоки, Хивинские персики и гранаты, особенно сладкие дыни доходили до Китая. Императоры «Поднебесной» ежегодно просили, чтобы среди даров, посылаемых им, были сосуду с несколькими дынями».
Орошаемые богатыми на минералы водами Амударьи земли ханства были очень плодородными. Вамбери подчеркивает: «Этой особенностью Амударья стоит выше Нила и Зарафшана. Самая хорошая пшеница и джугари выращивается в Бухаре и Хиве».
Исследования Вамбери являются важным источником в изучении истории узбекских ханств XIX в. Не случайно поэтому и то обстоятельство, что еще в то время его произведения были переведены почти на все европейские языки. Ряд произведений Вамбери о Средней Азии в свое время сыграли важную роль в ознакомлении мирового сообщества с историей и культурой народов Центральной Азии.