Как известно, город и городская жизнь являлись одним из важнейших факторов формирования государственности на территории Узбекистана и сыграли заметную роль в ее дальнейшей эволюции. Возникнув в эпоху поздней бронзы, древнейшие города данного региона, переживая чередующиеся периоды подъемов и спадов, вместе с тем сохраняли свое значение в качестве центров политической, социально-экономической и культурной жизни.
Город Хива традиционно, еще задолго до освещаемых событий, являлся одним из крупных центров ремесленного производства в регионе [14, с. 331; 3, с. 286] Обретение городом столичного статуса в дальнейшем благотворно отразилось и на состоянии и эволюцию различных направлений ремесла.
Характеризуя жителей город Хивы, российский купец Ф. Скибин (1697 г.) писал о том, что население здесь не воинственное и по преимуществу занимается ремеслом [22, с. 266]
Основными направлениями ремесленного производства города являлись: изготовление головных уборов, предметов домашнего обихода, продуктов питания, пряжи, шелковых, полушелковых и всевозможных тканей, широкого ассортимента одежды для повседневной жизни и различных мероприятий, как то: свадьбы, праздники, похороны и т. п. Кроме того, широким спросом среди местного населения пользовалась такая продукция городских ремесленников, как кетмени, серпы, лопаты, пилы, топоры, иглы, подковы, замки, гвозди и другие предметы хозяйственной деятельности горожан.
Согласно данным источников к развитым отраслям ремесленного производства Хивы также относились: изготовление различных предметов из дерева, в частности, прядильных и ткацких станков, тележек, чигирей, детских колыбелей (бешик), сундуков (аржа), детских игрушек, декорированных столбов для веранд, сох, лотков,мельниц,дверей, специальных сундуков и шкафов для хранения посуды и др. [8, л.16] выделка некоторых видов ковровых изделий — хурджунов, молитвенных ковриков (жой намоз), а также всевозможных изделий внутреннего интерьера и принадлежностей для верховой езды [5].
Политические и общественно-экономические процессы XIX — начала XX в. обусловили определенные изменения и в ремесленной жизни город Хивы, выражавшиеся, в частности, в формировании новых видов ремесел (производство огнестрельного оружия и др.) и профессий (настил железных кровель, укладка полов и др.). Широкое проникновение в регион товаров российской промышленности стало причиной упадка отдельных отраслей традиционного ремесла. Тем не менее, продукция традиционного ремесленного производства продолжала пользоваться широким спросом.
Состояние ремесленного производства города находилось в непосредственной связи с уровнем развития торговли. Хива, являясь центром внутренней торговли ханства, была средоточием основных торговых операций, в которые, помимо собственно горожан, были вовлечены и приезжие торговцы. На базарах Хивы регулярно можно было встретить продукцию каракалпакских, туркменских, казахских и киргизских скотоводов, обмениваемую на товары местного производства [27, с. 21.]
Как свидетельствуют источники, в городе была создана сравнительно развитая инфраструктура, связанная с деятельностью зарубежных торговцев, и включавшая в себя, прежде всего, ряд караван-сараев [4, р. 176].
Для улучшения внутренней и внешней торговли хивинскими правителями осуществлялась деятельность по строительству новых базаров. Так, в 1832 г. по приказу Аллакули — хана для строительства нового базара в восточной части города Хивы на площади 5–6 танапов (Во времена ханства в Средней Азии использовали единицу измерения танап. Чтобы мерить близкую площадь(1 танап равен(=)3600 квадратных метрам). было осушено озеро [2, с. 55; 15, с. 34–35]. В результате, был возведен и начал свою деятельность крупнейший рынок города, расположенный на площади 15 га. Кроме того, в рассматриваемый период действовали два крупных рынка в Ичан-калъе вблизи ворот Палван-дарваза, а также старый рынок в восточной части внутреннего города, функционировавший с XVII в. [11, с. 32]
В целях активизации торговли на рынках ханства действовала практика установления непосредственно ханом определенных “базарных дней” для каждого города страны [22, с. 62; 16, с. 227; 25, с. 90]. Последнее давало возможность принимать участие в торговых операциях торговцам других городов. Для город Хивы такими днями являлись понедельник и четверг каждой недели [18, с. 69]. По свидетельству автора XIX в., на базары Хивы привозили на продажу крупный рогатый скот, верблюдов, лошадей, овец, зерновую продукцию, халаты, шелковые и ситцевые ткани, одежду, порох, орудия земледелия, двухколесные тележки, седла, принадлежности для верховой езды, лодки, уголь, соль и др. [19, с. 304] Торговля осуществлялась как за наличный расчет, так и по товарному обмену.
Как и в других городах Средней Азии [13, с. 41], базары Хивы в структурном отношении подразделялись на более мелкие, специализировавшиеся на продаже какого-либо отдельного вида продукции и соответственно именовавшиеся [17, с. 046д]. Как показывают источники, в XIX в. городе действовали “хлопковый”, “кунжутный”, “зерновой”, “рисовый”, “табачный”, “молочный” и другие виды базаров [7]. Помимо специализированных базаров, в различных частях города функционировали небольшие рынки — чорсу, осуществлявшие торговлю предметами повседневного быта. В процессе роста города, количество таких рынков увеличивалось; в конце XIX — начале XX в. в Хиве насчитывалось 15 чорсу [11, с. 33]. По свидетельству Худойберди ибн Кушмуҳаммада, по обочинам больших дорог действовали также небольшие “раста-базары”, на которых торговали бакалейными товарами, а также различными видами готовой пищи [2, л.200].
Важнейшей отраслью внутренней торговли являлась торговля зерном, являвшаяся, вплоть до установления цен, исключительной монополией хана. Любые нарушения в данном направлении жестко пресекались и карались вплоть до смертной казни нарушителя [25, с. 81].
Помимо функций торгово-экономического характера, базары играли заметную роль и в общественной жизни города. Здесь, в частности, зачитывали указы верховного правителя, наказывали провинившихся и т. д. [1, с.161].
Начиная с последней четверти XIX в. растущие потребности российской текстильной промышленности в хлопке-сырце обусловили некоторые изменения в характере земледелия жителей Хивы, равно как и всего ханства.
Таким образом, в XVI — начале XX в. основными отраслями хозяйственно-экономической жизни город Хивы, в которых было занято подавляющее число горожан, являлись ремесло, торговля и земледелие. Выдвижение Хивы в качестве столичного города и центра экономической жизни ханства, в целом позитивно отразилось на состоянии данных отраслей и способствовало их дальнейшему развитию. Установление российского протектората и проникновение в регион новых форм хозяйственно-экономических отношений обозначили трансформационные тенденции в ведущих отраслях народного хозяйства ханства. Эти процессы приняли наиболее заметный характер именно в Хиве, как столице и крупнейшем экономическом центре ханства.
Литература:
1. Абулғозий. Шажарайи турк. — Ташкент: Чўлпон, 1992. — 189 б.
2. Худойберди ибн Қўшмуҳаммад. Дил-и ғаройиб. — ЎзР ФА ШИ, инв. № 1335, қўлёзма. — 266 варақ;
3. Shamsaddin Abu Abdollah Moxammad ibn Ahmad al-Maqaddasi. Descriptio impeii mosemlemici / Ed. M. J. Gorje. Lugduni Bataforum. Apud E. J. Brill. 1967. Bibliotheca geographorum arabicorum. III. — P. 286.
4. Shir Muhammad mirab Munis and Muhammad Riza mirab Agahi. Firdaws al-iqbal. History of Khorezm / Edited by Yuri Bregel. — Leiden, 1988. — 1280 p.
5. Фонд музея-заповедника Ичан-калъа. Инв. № КП 144 нақшли. Инв. квр. 3. КП 1283. Инв. квр. 5. КП 1285. Инв. квр. 7. КП 1287. Инв. квр. 9, КП 1286. Инв. Квр. 8, КП 1291. Инв. квр. 12.
6. Фонд музея-заповедника Ичан-Калъа. КП 1067, КП 1068, КП 1070, КП 1093, КП 1080, 1092, КП 1096, КП 1103, КП 1091, КП 1102, КП 1079, 1086, КП 1088, КП 1089, 1072, КП 1073, КП 1076 и др.
7. Фонд музея-заповедника Ичан-Калъа. КП 2388. Инв. 314 фото, КП 3157.
8. ЦГА РУз, ф. И-125, оп. 1, д. 502, л. 69.
9. ЦГА РУз, ф. И-125, оп. 1, д. 604, л. 16.
10. Абдурасулов А. Социально-экономическая и культурная жизнь города Хивы в конце XIX — начале XX в. Дисс. … канд. истор. наук. — Ташкент, 1988. -171 с.
11. Абдурасулов А. Хива (тарихий-этнографик очерклар). — Ташкент: Ўзбекистон, 1997. — 144 с.;
12. Агзамова Г. А. Хиванинг хонлик пойтахтига айланишига доир айрим маълумотлар // Ўзбекистонда ижтимоий фанлар. — Ташкент, 1997. — № 6–7. — С. 84–87;
13. Агзамова Г. А. Сўнгги ўрта асрлар Ўрта Осиё шаҳарларида ҳунармандчилик ва савдо. — Ташкент, 2000. — 52 с.
14. Аҳмедов Б. Тарихдан сабоқлар. — Ташкент: Укитувчи, 1994. — 432 с.
15. Ахмедов Б. А. Новые сведения о Хиве // Общественные науки в Узбекистане. — Ташкент, 1982. — № 9. — С. 34–35.
16. Веселовский Н. И. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве от древнейших времен до настояшего. — СПб., 1877. — 364 с.
17. Город Хива и его здания // Туркестанский сборник. — СПб., 1873. Т. 42. — С. 046 д.
18. Данилевский Г. И. Описание Хивинского ханства // Записки Русского географического общества. Кн. 5. — СПб., 1851. — С. 62–140.
19. Иванин М. Хива и река Аму-Дарья // Туркестанский сборник Т. 50. — С. 295;
20. Из Средней Азии. Хива, город, страна и народ // Туркестанский сборник. Т. 42. — С. 104;
21. Краузе И. О хивинском земледелии // Известия ИРГО. Том Х. — СПб., 1874. — С. 40–46.
22. Материалы по истории Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. — М. — Л., 1932. — 506 с.
23. Мирпанжий И. Асирликдаги хотиралар. — Урганч, Хоразм, 1997. — 64 с.
24. Мухамеджанов А. Р. Об этимологии топонима “Хива” и гидронима “Палванйаб” // Общественные науки в Узбекистане. — Ташкент, 1997. — № 7–8. — С. 10.
25. Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 гг. гвардейского Генерального штаба капитана Николая Муравьева, посланного в сию страну для переговоров. — М., 1822. Ч. I. — 179 с.; Ч. II. — 144 с.;
26. Садуллаев А., Сотлиқов А., Абдуллаев О. Сайид Исломхужа. — Ташкент, 2005. — 120 с.
27. Юлдашев М. К истории крестьян Хивы XIX века. — Ташкент: Фан. 1966. — 160 с.