Профилактика суицидального поведения осужденных в профессиональной деятельности социального работника пенитенциарной системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 19.05.2014

Статья просмотрена: 5388 раз

Библиографическое описание:

Пятышева, А. В. Профилактика суицидального поведения осужденных в профессиональной деятельности социального работника пенитенциарной системы / А. В. Пятышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 290-292. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11065/ (дата обращения: 15.11.2024).

Проблема самоубийств, выявление их причин и условий, описание личностей суицидентов, коррекция суицидального поведения на протяжении многих лет находятся в центре внимания учёных различных отраслей науки. Вместе с тем до настоящего времени, актуальность проблемы существенна, так как еще полностью не изучено содержание этого явления, нуждаются в дополнении и анализе психологические характеристики лиц, совершающих попытки самоубийства, методики обследования, профилактики и реабилитации.

Самоубийство как форма отклоняющегося (девиантного) поведения, не являясь уголовно наказуемой, так или иначе, препятствует правильной организации режима исполнения и отбывания наказания, исправительного процесса в пенитенциарных учреждениях. Поэтому предупреждение самоубийств и иных видов аутоагрессивных действий должно исходить из грамотной и своевременной реакции на них со стороны как администрации исправительных учреждений, так и осуждённых.

Так как одной из целей социальной работы в пенитенциарных учреждениях является деятельность по оказанию осуждённым социальной помощи и помощи в социальной адаптации, а также воспитательное воздействие, осуждённые склонные к суицидальному поведению, становятся объектом деятельности специалиста по социальной работе, которому необходима специализированная помощь. Вследствие того, что вышеизложенная проблема малоизучена — это создаёт препятствия для осуществления своей практической деятельности специалиста по социальной работе в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Целью диагностического исследования стало определение возможностей использования различных методов профилактики, суицидального поведения осужденных.

Для изучения практики использования различных методов профилактики с сотрудниками, непосредственно работающими с осуждёнными, было проведено анкетирование. В исследовании приняло участие 12 человек. В группу были включены сотрудники группы социальной защиты, сотрудники отдела воспитательной работы с осуждёнными, а также психологи и учителя, так как данный персонал непосредственно осуществляет работу с осуждёнными, включая интересующую нас категорию.

Вопросы, составившие анкету, были направлены на: изучение общей осведомлённости сотрудников о различных методах работы, мероприятиях направленных на профилактику суицидального поведения; выявление мнения респондентов о возможности применения данных методов и возможных причинах, препятствующих их применению в современных условиях пенитенциарной системы; исследование потребности в информировании сотрудников о новых методах работы с осужденными; выявление методов, наиболее часто используемых в работе с осуждёнными, склонными к суициду. Также в анкете присутствовали вопросы, позволяющие определить принадлежность сотрудника к занимаемой должности, возраст и опыт работы в социальной сфере.

Для опроса осуждённых мы выбрали категорию, стоящих на профилактическом учёте как склонные к причинению вреда своему здоровью, так как данные осуждённые имеют риск суицидальных проявлений. Информация о возможности суицидальных проявлений осуждённых получена по результатам диагностики психолога колонии, что является основанием постановки их на учёт. На период с 24.02.2014 по 23.04.2014, осуждённых, состоящих на профилактическом учёте, как склонных к причинению вреда своему здоровью — восемь человек. С данной категорией осуждённых был проведён опрос с помощью метода незаконченных предложений.

При составлении мы руководствовались следующими соображениями: на основании тех жизненных позиций, которые могут быть важными для осуждённого склонного к суицидальному поведению, были определены наиболее значимые темы вопросов: отношение к будущему; отношение к настоящему; отношение к себе; отношение к окружающим; страхи и опасения; отношение к прошлому.

Интерпретация носит качественный характер, позволяет определить отношение осуждённого к себе, своему будущему, его состояние на настоящий момент и риск совершения суицида.

В качестве базы для проведения исследования выступило Федеральное бюджетное учреждение «Областная больница» УФСИН России по Архангельской области.

Проведённое исследование обнаружило следующие тенденции. Результаты опроса показывают, что в профилактике суицида, в основном применяется беседа, так же в нескольких анкетах указан тренинг. Но на практике можно сказать, что такой метод работы как тренинг применяется очень редко. Препятствуют проведению профилактической работы исключая человеческий фактор (желание сотрудников), следующие причины:

-        руководство учреждения на данном этапе развития пенитенциарной системы не ставят приоритетом использование новых методов работы с осуждёнными;

-        недостаток рабочего времени и загруженность работой. Специалист по социальной работе не успевает непосредственно работать с осуждёнными, так как идёт большой документооборот с различными учреждениями социальной помощи, исправительными учреждениями по социальным вопросам осуждённых. Проводится индивидуальная работа по решению проблем конкретного осуждённого — это занимает большое количество времени;

-        незнание сотрудников о новых методах работы (такой ответ также прозвучал в нескольких анкетах, что говорит о том, что сами сотрудники признают свою некомпетентность в данном вопросе и делают такие суждения, опираясь на общий фон работы с осуждёнными);

-        отсутствие помещения для проведения данного вида работы.

Вышеуказанные причины непосредственно влияют на возможность использования различных методов в профилактике проявлений суицидального поведения. Так как осуждённые, склонные к причинению вреда своему здоровью, нередко очень подозрительные, неуверенные люди и плохо идут на контакт с сотрудниками учреждения, а если они не представляют, для чего именно с ними хотят проводить какое-то занятие, которое ни с кем в учреждении не проводят, они становятся замкнутыми и отказываются от участия в данной деятельности.

На вопросы бланка метода незаконченных предложений осуждённые (8 человек) отвечали без особого желания. Большинство опрошенных осуждённых не верят окружающим, считают, что близкие люди думают о них плохо и окружающие им не доверяют. Они считают, что жизнь — это ничто для них, это испытание, препятствие, борьба с собой, путь к смерти. Обнаружились тенденции к пессимистическому настроению жизни.

Предварительно Нами была смоделирована программа работы, основывающаяся на тренинг-методе, включающем игровые техники и ролевые игры. Фактически был разработан тренинг уверенности в себе, который состоял из двух блоков: 1) упражнения для формирования адекватной самооценки; 2) упражнения для профилактики конфликтных ситуаций. Данный тренинг поможет осуждённым сформировать адекватную самооценку, изменить отношение к себе, полюбить себя такого, какой есть, направить свои мысли в позитивное русло, а также научиться преодолевать конфликтные ситуации, которые в последующем могли бы стать причиной суицидальной попытки.

Актуальность проведения данного тренинга обусловлена характерными чертами интересующей нас категорией осуждённых. Независимо от причин суицидального поведения у осуждённых, склонных к суициду, выявлены некоторые общие черты личности, одной из которых является: — неуверенность в себе, низкий или заниженный уровень самооценки, высокая потребность в самореализации, склонность к самообвинению, преувеличению своей вины.

Методической основой для разработки тренинга стали упражнения из Синтон — программы И. Н. Козлова, а также тренинговые приёмы, доказавшие свою эффективность и поэтому опубликованные на Интернет-ресурсе: http://www.psy-files.ru/upr/uprazhneniya-dlya-vzroslih/. Методологической базой для разработки стала теория самосовершенствования А. Свияша. Соответственно центральной идеей тренинга является — избавление от негативных мыслей и закрепление позитивных.

После окончания тренинга с осуждёнными повторно было проведено анкетирование с помощью метода незаконченных предложений. Сравнивая первое и второе анкетирование можно обнаружить положительные тенденции при ответах на вопросы бланка. При ответе на вопрос, что думаю о вас близкие в ответах прозвучали более положительные качества, некоторые осуждённые даже написали, что близкие думают о них «всё хорошее», хотя ранее указали, что не знают, что о них думают близкие, или они думают о них плохо. На вопрос «для меня жизнь это» осуждённые отвечали, что это «игра», «хорошо», «счастье». Ответ «путь к смерти» сменился на «ничего хорошего», что так же может являться положительной тенденцией, так как смерть уже не упоминается в ответе. На вопрос об окружающих прозвучали ответы, о том, что «они не плохие люди» и «думающие». А также можно выделить общий положительный фон при ответах на вопросы, о том чего иногда хочется. После тренинга прозвучали довольно-таки оптимистичные ответы: «летать», «танцевать», «послушать музыку», хотя ранее прозвучал ответ о смерти. Также в анкетировании появилась положительная тенденция в том, что осуждённые признались, что им необходимо общение и внимание, понимание со стороны окружающих. С другой стороны можно отметить, что осуждённые также после тренинговых занятий испытывают чувство недоверия к окружающим, так как при продолжении ответа на вопрос «Я никому…», практически 100 % участников ответили «не верю». Проанализировав общую характеристику ответов на бланк вопросов после занятий, можно выделить общую положительную тенденцию к изменению мышления осуждённых в положительную сторону, они более оптимистичный взгляд на жизнь, на себя, окружающих и будущее. Считаем, что цель проведения занятий достигнута.

Таким образом, использование различных методов профилактики суицидального поведения возможно, хотя существуют причины, препятствующие проведению данного вида работы. Такие как: режим, недостаток рабочего времени, незнание сотрудников о новых методах работы и, следовательно, приоритетность прошлому опыту работы с осуждёнными, отсутствие условий в исправительном учреждении для проведения данного вида деятельности. Практика показала, что работа с осуждёнными наиболее часто организуется посредством индивидуальных бесед. Считаем, что вышеуказанной профилактической работы не достаточно. Так как, по результатам проведённого эмпирического исследования с осуждёнными, стоящими на профилактическом учёте, можно сделать вывод, что деятельность с применением инновационных методов (организован цикл тренинговых занятий) актуальна с данными осужденными и положительно влияет на изменение их отношения к жизни. Но для достижения стабильной положительной динамики необходимо регулярное проведение работы сотрудниками ГСЗО (группы социальной защиты осужденных), так как необходимо обратить внимание на тот факт, что осуждённые более доверительно относятся к сотрудникам данной группы и более активно идут на контакт.

Основные термины (генерируются автоматически): суицидальное поведение, метод работы, социальная работа, ответ, причинение вреда, профилактический учет, различный метод профилактики, адекватная самооценка, пенитенциарная система, положительная тенденция.


Похожие статьи

Профилактика конфликтов между педагогами и родителями в дошкольной образовательной организации

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях

Профилактика травматизма курсантов ведомственных вузов на занятиях по физической подготовке

Профилактика эмоционального выгорания педагогов на примере опыта работы муниципальной методической площадки

Профилактическая программа синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ

Профилактика насилия над детьми в семейно-бытовой сфере

Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга

Формирование готовности студентов педагогического колледжа к выполнению профессиональной деятельности воспитателя

Формирование профессиональных качеств курсантов вузов ФСИН России в процессе их физической подготовки к действиям в экстремальных условиях

Педагогические методы профилактики девиантного поведения военнослужащих по контракту

Похожие статьи

Профилактика конфликтов между педагогами и родителями в дошкольной образовательной организации

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях

Профилактика травматизма курсантов ведомственных вузов на занятиях по физической подготовке

Профилактика эмоционального выгорания педагогов на примере опыта работы муниципальной методической площадки

Профилактическая программа синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ

Профилактика насилия над детьми в семейно-бытовой сфере

Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга

Формирование готовности студентов педагогического колледжа к выполнению профессиональной деятельности воспитателя

Формирование профессиональных качеств курсантов вузов ФСИН России в процессе их физической подготовки к действиям в экстремальных условиях

Педагогические методы профилактики девиантного поведения военнослужащих по контракту

Задать вопрос