Военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел России с 1995 года выполняют служебно-боевые задачи в Северо-Кавказском регионе, где охраняют общественный порядок, урегулируют конфликтные ситуации.Для войсковой практики последних лет характерно все более усиливающееся внимание к проблемам психологического состояния военнослужащих, выполняющих в различных экстремальных условиях задачи, связанные с риском для жизни и здоровья.
При опасности у человека наступает состояние высокого психического напряжения, и в его действиях происходят заметные изменения по сравнению с тем, как он действует в обычных условиях. В большей мере напряжение отрицательно сказывается на сложных элементах поведения человека. Хорошо отработанный порядок действий по управлению боевой техникой и оружием вдруг расстраивается, и движения выполняются неэкономно, с большими, чем нужно, усилиями. Решить эти вопросы в трудную минуту поможет психологическая подготовка военнослужащих в ходе обучения. [2, с. 3–4]
Психологическая подготовка военнослужащих это система целенаправленных воздействий, имеющая целью формирование и закрепление у воинов психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях боевой обстановки. [1]
Психологическая устойчивость — это интегральный показатель, отражающий результаты, полученные в процессе её обучения и воспитания, а также взаимодействия с окружающим миром. Наиболее важно, что психологическая устойчивость позволяет личности сохранить сущностные позитивные характеристики в стрессовых условиях или трудных жизненных ситуациях. Психологическая устойчивость позволяет личности противостоять жизненным трудностям, негативному давлению обстоятельств и стрессам, сохранять здоровье и работоспособность в различных ситуациях.
В литературе имеются сведения об использовании в физическом воспитании с целью профилактики стрессовых состояний традиционных и нетрадиционных средств физической подготовки. К традиционным средствам относятся: легкая атлетика, гимнастика, плавание, спортивные игры и др. так и не традиционных. К нетрадиционным средствам можно отнести дыхательные упражнения, точечный массаж биологически активных точек, элементы аутогенной тренировки, функциональную музыку. [4, с. 7]
Формирование психологической устойчивости на занятиях по физической подготовке осуществляется в процессе занятий, направленных на снижение восприимчивости психики обучаемых к опасным воздействиям оперативно — служебной обстановки.
При проведении таких занятий преподаватель должен выполнять следующие условия:
- воспитывать у курсантов решительность к смелым действиям;
- систематически усложнять условия выполнения упражнений;
- не проводить состязания на опасных сооружениях, но поощрять смелые и инициативные действия. [2, с. 6]
На каждом из этапов профессионального становления военнослужащего с помощью физических упражнений решаются следующие задачи:
– воспитание и совершенствование важных для профессиональной деятельности физических и психологических качеств и прикладных навыков;
– создание готовности функциональных систем организма военного специалиста к перенесению воздействия специфических факторов внешней среды и условий боевой деятельности;
– повышение физиологических резервов организма за счёт высокой физической тренированности;
– воспитание и совершенствование волевых качеств (смелости, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах и др.);
– выработка способности управлять своим эмоциональным состоянием, снимать излишнее мышечное напряжение;
– обеспечение быстрейшего восстановления работоспособности, снятие психической напряжённости;
– воспитание социально значимых качеств, необходимых для действий в составе экипажа, расчёта, воинского коллектива.
В интересах психологической подготовки может использоваться практически весь набор физических упражнений из «Наставления по физической подготовке — 2005 года». Но для этого необходимо соблюдение определённых требований при проведении занятий:
– усложнение учебных задач, которые должен решать занимающийся при выполнении уже разученных упражнений;
– приобретение опыта работы в состоянии нервно — психического напряжения в обстановке с элементами оправданного риска;
– выполнение физических упражнений при воздействии факторов, характерных для учебно-боевой деятельности (преодоление огневых полос, применение взрыв — пакетов, проведение занятий в горной местности и т. д.);
– овладение навыками действий в особых условиях (длительные пешие и лыжные марши, проплывание больших дистанций, передвижение по незнакомой местности и т. д.). [2, с. 9–10]
Руководитель занятия должен постоянно соблюдать общие требования методики формирования психологической устойчивости: работу вести от простого к сложному, начиная со слабых раздражителей, не форсировать, вовремя замечать первые проявления страха и воздействовать на обучаемого советом, ободрением. Иногда стоит просто обратить внимание на обучаемого, и это достаточно для того, чтобы действие страха прекратилось.
В одной группе приемов, предназначенной для повышения у обучаемых психической устойчивости, могут применяться методические приёмы, регулирующие физическую нагрузку. К ним относятся:
– постепенное повышение нагрузки, доведение её до максимальной;
– усложнение выполняемых приемов, действий, упражнений;
– усложнение условий повышения нагрузки, например, в беге это достигается бегом в гору, по песку, опилочной дорожке;
– ограничение или удлинение времени, отводимого на выполнение упражнения;
– изменение обычного режима работы, увеличение числа повторений, длины дистанции, размеров препятствий, преодоление их с различных направлений; проведение работы без привычной разминки; постановка конкретного задания, например, выполнить упражнение на один раз больше, чем вчера;
– увеличение количества препятствий;
– повышение нагрузки на фоне уже полученного утомления; применение «отдаленного» финиша, когда готовящиеся к отдыху после трудной работы получают приказ выполнить неожиданное, не менее трудное задание; совершенствование боевых приемов после интенсивных нагрузок;
– проведение занятий в любой обстановке: днём, ночью, зимой, летом, при любой погоде. Особенно большую роль в воспитании психологической устойчивости имеют физические упражнения, выполняемые ночью.
Особую группу составляют приёмы и упражнения самоконтроля, направленные на устранение нервно — психологического напряжения. К таким приемам относятся:
– самовнушение, настройка на полное использование своих потенциальных возможностей для достижения оптимального результата;
– упражнение в психологической настройке путем самовнушения — «я должен», «я могу», «я хочу»;
– регулирование дыхания установлением его спокойного ритма и удлинением фазы выдоха;
– сосредоточение внимания на выполняемой работе;
– использование в целях преодоления вялости при утомлении, чрезмерного напряжения и скованности громкой речи, пения;
– различные физические упражнения (резкого характера — возбуждающие; медленные, плавные — для успокоения).
Применение тех или иных методических приемов зависит от задач и содержания занятия, а также от уровня волевой и физической подготовленности курсантов. [2, с. 11–14]
Кроме того, для профилактики негативных последствий стресса необходимо, помимо специфических мер психологического воздействия, использовать и общеукрепляющие методы. Например, профилактика нарушений сердечнососудистой системы, вызванных стрессом, должна быть комплексной и содержать мероприятия по оптимизации режима дня, чередование напряжения нервной системы с отдыхом, предусматривать систематическое пребывание на свежем воздухе, организацию правильного питания, уменьшение гиподинамии, занятия физическими.
Среди различных способов снятия стресса можно выделить как последние научные разработки психологов, так и традиционные народные средства, проверенные временем. На одном из антистрессорных семинаров, проводимых психофизиологом Ю. В. Щербатых, его участники в числе способов, применяемых для уменьшения стресса, назвали: общение с природой, музыку, алкоголь, сон, домашних животных, общение с друзьями, экстремальные физические нагрузки, секс, хобби, парную баню, просмотр хорошего видеофильма, чтение книги, занятие спортом и т. д. [4, с. 41]
Еще одним важным направлением использования физических упражнений в психологической подготовке является профилактика нервно-эмоционального напряжения, переутомления, возникающих после интенсивной учебно-боевой деятельности. Профилактическую направленность физической тренировки следует предусматривать и при планировании всех этапов боевой подготовки Военных специалистов различных категорий.
Из приведенных примеров можно сделать заключение о широких возможностях физической подготовки в повышении не только физической тренированности, но и психологической закалки личного состава, при этом нужно всегда помнить о том, что использование физических упражнений должно четко планироваться в общей системе мероприятий по боевой подготовке и способствовать в первую очередь повышению уровня физической тренированности. Практика учебно-боевой деятельности показывает, что главным направлением использования физических упражнений в интересах психологической подготовки является развитие физических качеств и овладение разнообразными прикладными двигательными навыками. [3, с. 99]
Литература:
1. http://armyrus.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=119.
2. Мальков, С. Ю. Формы и методы морально — психологической подготовки на занятиях по физической подготовке и спорту: учебно — методическое пособие / С. Ю. Мальков, Е. Н. Чокотов, С. В. Сергиенко — Новосибирск: НВИ ВВ МВД России, 2009 г. — 60 с.
3. Демьяненко, Ю. К. Физическая подготовка и боеготовность военнослужащих: учебное пособие / Ю. К. Демьяненко — Москва, 1981 г. — 112 с.
4. Камнева, А. Н. Технология формирования психологической устойчивости средствами физической культуры у студентов — будущих спортивных менеджеров: диссертация на соискание ученой степени кандидата наук / А. Н. Камнева — Волгоград, 2011 г. — 206 с.