На сегодняшний день инновации в образовании заключаются во введении нового в цели, в содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателей и студентов; изменения в стиле профессионального педагогического мышления. Используемый нами в образовательной среде термин: инновационная деятельность — обозначает процесс, осуществляемый в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Это термин используется в федеральном законе об образовании в Российской Федерации. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование как научно-педагогического и учебно-методического, так и организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.
Если рассматривать типологию инновационных подходов к обучению, можно выделить два основных типа инноваций: инновации-модернизации, инновации-трансформации, соответствующие репродуктивной и проблемной ориентации технологического подхода в образовательном процессе.
Инновации-модернизации, видоизменяющие учебный процесс, направлены на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение студентам знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.
Инновации-трансформации, преобразующие учебный процесс, направлены на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у студентов опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций.
По мнению многих ученных, инновационные образовательные технологии должны быть ориентированы на формирование системного творческого мышления студентов, их способности генерировать нестандартные идеи при решении учебных, практических или творческих задач, что в свою очередь является формирующим фактором профессиональной компетентности будущих специалистов. Вместе с тем, основным требованием модернизации образования является переход от информативной модели обучения к развивающей, которая предполагает формирование у студентов не только предметных знаний, но и умений самостоятельно приобретать их.
Немаловажно, что Информатика и ИКТ, благодаря универсальности ее системообразующего понятия «информация» и порождаемого ей информационного подхода в научном познании, способствует построению межпредметных связей в образовательном процессе, и может быть адаптирована к профессиональным потребностям будущего специалиста, а также подразумевает самостоятельное углубление практических знаний и умений.
В своей инновационной деятельности мы используем метод кейс технологий. Суть кейс-технологии состоит в том, что обучающемуся дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Обучающийся должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В классе в небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.
Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач.
Кейс активизирует слушателей и позволяет выполнить практическую работу, развивая аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых «один на один» с реальными ситуациями.
Использование кейсов при изучении информационных технологий позволяет научиться организовывать обследования объекта, работать с входными и выходными данными, уметь понимать, создавать, анализировать и обрабатывать их, а также работать с неструктурированной информацией — ее поиском, проверкой, формализацией, обработкой и хранением. У обучаемых быстро развиваются необходимые навыки, позволяющие им осуществлять действия и процедуры в сфере тех информационных технологий, с которыми им придется сталкиваться во время своей практической деятельности.
Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников. В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения (ученики сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективное средство обучения. Внедрение кейс-метода при обучении информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему информатики, обогащает содержание образовательной дисциплины.
В рамках предмета информатики кейс-технологии могут быть применены касательно таких тем как: «Формы представления информации», «Виды графики», «Эстетика текста. Шрифты», «Табличные информационные модели», «Информационная модель объекта», «Вирусы и антивирусные программы» и пр.
Наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном руководстве групповой и межгрупповой дискуссией. Подводя итог использования кейс-технологии в обучении, необходимо отметить, что данный метод способствует активизации и развитию познавательных возможностей и творческих способностей учеников на уроках информатики.
Также к инновационной деятельности можно отнести создание учебно-методического комплекса (УМК), основная часть которого реализована в виде электронного пособия. Данную технологию мы внедряем для работы со студентами при прохождении в курсе ТОИ тем: «Теория информации», «Кодирование информации».
Особенность Теории информации как научной и учебной дисциплины состоит в том, что прикладная ее составляющая оказывается востребованной многими людьми, в том числе весьма далекими от научной сферы. Теория информации — наука, изучающая общие свойства информации, методы и средства ее обработки (сбор, хранение, преобразование, перемещение).
Роль и место дисциплины определяются в основном следующими факторами:
- — информатика как наука естественной, технической и социальной значимости сегодня бурно развивается, исходя из практических потребностей повышения уровня научно-технического и организационно-методологического обеспечения устойчивого развития мирового сообщества в условиях возникшего и прогнозируемого «информационного взрыва»;
- — требуется постоянное научное сопровождение увеличивающегося объема практических разработок, связанных с созданием, внедрением и эксплуатацией информационных систем;
- — теоретические основы информатики — наука мировоззренческая потому, что предметом ее изучения является информация.
Поэтому изучение основных разделов дисциплины должно не только обеспечить необходимую теоретическую подготовку будущего учителя информатики непосредственно к практической деятельности, но и составлять базу для дальнейшего образования и воспитания информационной культуры, что предопределяет его интеграционную, мировоззренческую и методологическую функции.
Теория информации занимается изучением информации как таковой, ее появления, развития и уничтожения. К этому разделу близко примыкает теория кодирования, в задачу которой входит изучение форм представления информации при ее передаче по различным каналам связи, а также при хранении и обработке.
Тема «Кодирование информации» является основой для формирования понятий о содержании процессов, происходящих внутри компьютера при работе на нём пользователя. Она не связана с формированием навыков работы на компьютере, поэтому она наиболее интересна для организации самостоятельной и индивидуальной работы обучающихся по изучению способов кодирования информации.
Литература:
1. Беликова М. Ю. УМК Теоретические основы информатики / М. Ю. Беликова — РИО ГАГУ, 2010. — 58с.
2. Бобохужаев Ш. Актуальность применения кейс-методов обучения в национальной системе подготовки кадров: Международная научнопрактическая конференция: сборник тезисов докладов/ Научные основы внедрения новых педагогических технологий в учебный процесс в системе подготовки кадров налоговых органов. Т.: Изд-во Налоговая Академия РУ, 2003. С. 75–78.
3. Кормен Т. X. Алгоритмы: построение и анализ, 2-е издание/ Т. X. Кормен, Ч. И. Лейзерсон, Р. Л. Ривест.- М.: Мир, 2005. — 243 с.
4. Лапчик М. П. Методика преподавания информатики / М. П. Лапчик. — М.: Академия, 2001. — 624с.
5. Майер Р. В. Теоретические основы информатики. Задачи и программы на языке Pascal: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Р. В. Майер — ГГПИ, 2011. — 73с.
6. http://www.public.ru/ — Публичная интернет-библиотека.