Проблема оценивания знаний студентов всегда остается актуальной и значимой. Обеспечивать комплексное решение таких педагогических задач, как обеспечение индивидуального темпа учения, учет возможностей, склонностей и потребностей студента, обучение умениям самостоятельной работы с разными источниками информации, самостоятельному освоению материала и, следовательно, приобретение качественных знаний и умений, оцениваемых справедливо и точно, возможно в рамках модульно-рейтинговой технологии обучения. Контроль по оценке математических знаний при модульном обучении целесообразно производить на основе учета рейтинговых показателей. Опора на эти показатели, во-первых, существенно объективизирует и уточняет диагностику уровня сформированности системы знаний будущих специалистов, позволяя, таким образом, преподавателю осуществить адекватную коррекцию выявленных недостатков, во-вторых — усиливает мотивационный потенциал курса за счет ясности и открытости диагностических показателей, возможности в любой момент исправить собственные недочеты в подготовке и, наконец, в-третьих, в большей мере соответствует характеру оценки эффективности будущей профессиональной деятельности студентов, заблаговременно готовя их к поиску оптимальных форм контроля над ее реализацией.
Реализация данных преимуществ предполагает четко установленные нормы, правила контроля и условия проведения рейтинга.
Коротко коснемся реализации данной диагностики на примере первого семестра, первого курса, каждый студент в начале семестра получает рейтинговый листок, в котором дана предварительная информация о модулях семестра, и баллы, которые он потенциально может получить за каждый из них. В представленном листе выделены основные модули с указанием объема учебной нагрузки, предусмотренных программой для первого семестра. Выделены четыре основных критерия оценки: «посещаемость», «активность», «творческие работы», «контрольная аттестация», по которым баллы выставляются следующим образом:
- критерий качества «посещаемость» оценивается в расчете того, сколько раз студент пропустил лекционное или практическое занятие этого модуля, здесь важны сведения посещаемости, заносимые в преподавательскую книжку.
- критерий качества «активность» — самый показательный из всех. Здесь баллы ставятся из расчета количества и качества ответов студента у доски и работы на месте, а также результатов промежуточного контроля. Так как основная работа студентов проходит на практических занятиях, то данный критерий рассматривается в основном именно относительно них. Студент на каждом занятии может получить по 0,5 балла, либо за ответ у доски, либо за работу на месте. В каждом модуле есть две промежуточных проверочных работы за первую и за вторую можно получить определенные баллы. Выполняя всю работу на 100 %, студент получает в рейтинговый лист итоговые максимальные баллы, установленные для каждого модуля.
- критерий качества «творческие работы» может принести студенту баллы за дополнительную самостоятельную работу в виде доклада, реферата, решения задач, требующих углубленного изучения по данной теме, а также рассмотрения с привлечением математического аппарата ситуаций, имеющих место в профессиональной деятельности будущего специалиста.
- критерий качества «контрольная аттестация» выставляется по результатам итоговой проверочной работы по модулю. Это может быть письменная контрольная работа, РГР, типовой расчет, коллоквиум и т. д.
После выставления баллов по каждому модулю семестра преподаватель рассчитает по рейтинговому листу итоговый балл, набранный студентом за семестр. Форма такой многосторонней итоговой аттестации за тот или иной семестр может заменять экзамен следующим образом: если студент набирает от 60 до 75 баллов, то он освобождается с оценкой «удовлетворительно», если количество баллов лежит в промежутке от 76 до 90, то ставиться оценка «хорошо», свыше 90 баллов — студент претендует на «отлично». Отметим, что студенты, не вполне согласные со своими предварительными отметками по рейтингу, всегда имеют возможность повысить ее на один балл, сдавая традиционный семестровый экзамен по предмету.
Наши собственные наблюдения за ходом преподавания показывают, что организованная в описываемом порядке рейтинговая диагностика системы математических знаний студентов существенно «катализирует» работу по ее формированию, за счет актуализации своевременной и адекватной обратной связи студентпреподаватель, изменения познавательной позиции студента по отношению к процессу изучения той или иной дисциплины в сторону ее активизации и усиления субъективно-личностного фактора, а также за счет создания оптимальной возможности для самооценки, формирования и самокоррекции студентом собственного когнитивно-идентификационного фонда.
Литература:
1. Акимова И. В., Губанова О. М., Титова Е. И. Возможности реализации модульного подхода при обучении бакалавров педагогических специальностей на примере темы «Введение в алгебру логики»// Современные проблемы науки и образования. № 5.-2013 г.
2. Ермолаева Е. И. Систематизация математических знаний студентов строительных специальностей в процессе реализации модульного обучения [Текст]: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08/ Е. И. Ермолаева — Пенза, 2008. — 170 с.
3. Ермолаева Е. И. Особенности реализации модульного обучения в системе высшего образования //В мире научных открытий. 2010. № 4–5. С. 109–110.
4. Ермолаева Е. И. Проблемы усвоения математических знаний студентами технических вузов //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 7. С. 270–272.
5. Жидкова А. Е., Титова Е. И. Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения// Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 756–757.