Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных проблем развития детей, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогическими причинами. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой. Данный факт тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков. Одновременно он формирует такие конкурирующие образования как пассивность, безответственность, внешний локус контроля и мотивации поведения личности. В этих условиях нарушаются процессы идентификации и персонализации личности. С одной стороны, ребенок не может стать «таким, как все». С другой, все его попытки проявить себя оказываются социально не одобряемыми, что выражается в особенностях самосознания запущенного ребенка. Это проявляется в определенной психологической позиции его личности, характеризующейся неразвитостью свойств субъекта самосознания, общения, деятельности, формируя явление педагогической запущенности.
В современных условиях обновления системы образования, в принятой в январе 2000 года национальной доктрине образования, где формируется государственная политика в области образования и воспитания XXI века, проблеме воспитания в целом отводится скромное место, а вопросам предупреждения педагогической запущенности учащихся современных общеобразовательных учреждений вообще не уделяется внимание. Закон Российской Федерации «Об Образовании» законодательно закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большего внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания; взаимоотношениями с учителем, классом, отдельными группами и личностями класса, школы; обстановкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общениях
В младшем школьном возрасте в развитии запущенности влияют факторы социальные, педагогические, психологические, а главную роль играют семейные, факторы. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, и в учебном заведении затрагиваются все личностные структуры ребенка, нарушаются процессы самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных возможностей и свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированым. Такая проблема является актуальной на сегодняшней день [1].
Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при социальной работе с ним. Где должны создаваться условия для социально — психологической адаптации детей в учебных учреждениях, их социально-нравственного развития, также необходимо повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоение знаний.
В связи с данной проблемой мы разработали психокоррекционную программу развивающих занятий с педагогически запущенными детьми.
Этапы каждого занятия:
1. «Приветствие» психотехнические игры на установление контакта, развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
2. «Думаю, пишу» письменные упражнения по развитию навыков учебной деятельности (произвольности действий, умения организовывать и контролировать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого и т. д.).
3. «Лесенка роста» развитие самооценки — каждый ребенок отмечает свое продвижение на занятиях.
4. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали».
5. «Семейный портрет» отражает сложившиеся отношения в собственной семье, опирается на групповые взаимоотношения.
Таблица 1
Тематический план коррекционно развивающей программы
№ |
Мероприятия |
Форма работы |
Ответственный |
1 |
Занятие 1. Мы знакомимся |
Игры «Имена» «Дружба начинается с улыбки» «Запомни и найди» «Минутка», «Животные» «Энергический зевок», «Зеркала» |
Психолог, кл. руководитель, социальный педагог. |
2. |
Занятие 2. Мы общаемся |
«Здравствуй, я тебя помню», «Прямой и обратный счет», «кто летает», «Художник», «Придумай загадку», «Рисунок семьи», «Мне в тебе нравиться…, мне в себе нравится», «веселые ладошки» |
Психолог, кл. руководитель, социальный педагог |
3. |
Занятие 3. Мы любим себя |
«Я люблю себя за…», «Представь себе, у меня получилось», «Шапка для размышлений», «Портрет моего хорошего Я», «Комплимент», рефлексия «Лесенка роста». |
Психолог, кл. руководитель, социальный педагог. |
4. |
Занятие 4. Мы все умеем. Мы — молодцы! |
«Каким я буду когда вырасту», «Гу-гу», «Я все могу!», «Сердце группы», «Лесенка роста», |
Психолог, кл. руководитель, социальный педагог. |
5. |
Родительское собрание. Тема: Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали». |
Тест. «Какой вы воспитатель?» «Продолжи фразу». Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали». |
Психолог, кл. руководитель, социальный педагог. |
6. |
Занятие 5 «Семейный портрет» |
«Ассоциации», «Бип», «Зеркало», «Паровозик», свободное время. |
Психолог, кл. руководитель, социальный педагог. |
Цель указанных занятий заключается в помощи детям в адаптации к школе, что подразумевает в частности, развитие эмоциональной регуляции у детей, предупреждение и снижение тревожности, агрессии, страхов, повышение уверенности в себе.
Исполнители программы: социальный педагог, школьный психолог, классный руководитель, школьное руководство, инспектор органов опеки и попечительства, члены комиссии по делам несовершеннолетних, медицинские работники, работники милиции.
Данная программа, может быть использована для коррекции педагогической запущенности социальным педагогом в общеобразовательном учреждении.
Таким образом, педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка.
Литература:
1. Блонский П. П. Школьная неуспеваемость. Избр. пед. произв. М., 2002 — c.52
2. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / [Подымова Людмила Степановна и др.]; под ред. В. А. Сластенина. — 6-е изд., стер. — Москва: Академия, 2011. — 221 с.