Как известно из истории, в IV веке до нашей эры под ударами армии Александра Македонского прекратило своё существование государство Ахеменидов в Иране. Пользуясь этим, Хорезм восстановил свою независимость. На рубеже V — IV веков до нашей эры Хорезм, выйдя из состава государства Ахеменидов, претерпел процесс урбанизации, в результате которого появилось много городских центров и расширились границы его культурного региона. Смерть Александра во время его похода в Индию в 325 году до н. э. привела к снижению роли македонцев в Центральной Азии. Теперь греко-македонцы не правили на этой территории единолично, а стали править вместе с местными правителями. Эта эпоха называется в истории нашей страны эпохой Греко-Бактрийского государства. В эту эпоху на территории Центральной Азии распространилась греческая или эллинистическая культура, которая считалась в своё время передовой. Этот процесс не обошёл и древний Хорезм.
В античное время особенно возвысилось ремесло Кангюйско-Хорезмийской культуры. В эту эпоху появились укреплённые поселения треугольной формы, сохранившие в себе порядки родовой общины. В основном они состояли из двух кварталов. В поселении имелся «Дом Огня», являющийся центром общественной жизни. Порядок строительства городов повторяет порядок сельских построек. В развитии ремесла были достигнуты некоторые успехи. Предметы домашнего обихода, здания украшались различными росписями, отличались друг от друга цветом этих росписей. Распространённые в это время узкогорлые сосуды с ручками, опоясанные узором, считаются образцом керамического искусства. Росписями украшалась и другая посуда. Найденные в Узбекистане монеты государства Кангли отчеканены именно в это период.
IV-I века до н. э. являются периодом расцвета древнего Хорезма. На территории Узбекистана есть много памятников этой эпохи. Все античные города-крепости Хорезма строились в целях защиты оазиса от набегов соседних степных племён. На правобережье Амударьи крепости расположены вдоль реки с востока на запад. К ним относятся Джанбаскала, Базаркала, Кургашинкала, Кырккызкала, Аязкала, Бурикала и Топраккала. илган. Укреплённые оборонительные крепости и крупные ирригационные сооружения, основанные на единой планировке, говорят о том, что Хорезм в это время был могущественным централизованным государством [1, с.75].
М.Мамбетуллаев предлагает делить градостроительное развитие на территории Хорезма на нижеследующие хронологические этапы:
а) города доахеменидского периода или раннего железного века (VII- середина VI вв. до н. э., Кузаликир);
б) города ахеменидского периода (середина VI в.до н. э. — V в. до н. э., Калаликир,Дингилжа);
в) города раннего античного периода (конец V в. до н. э. — III в. до н. э., Базаркала, Гулдурсун,Козоклиятган и др.);
г) города переходного периода эталонных археологических комплексов (II в. до н. э. –I в. до н. э., в Хорезме пока не найдено таких памятников);
д) города кушанской эпохи или позднего античного периода (II-IV века, Топраккала) [2, с.76–78].
Города-крепости Хорезма являлись экономическими, политическими, религиозно-идеологическими центрами. Как подчёркивал в своё время С. П. Толстов, если в центре самых древнейших городов Хорезма располагались общественно-религиозные здания, то к началу нашей эры центр города занимала крепость. В формировании древней городской культуры Хорезма, как и во всей территории Центральной Азии, главное место занимали такие факторы, как переход к оседлому земледелию, формирование ирригационной системы, строительство поселений оседлых земледельцев, внешние влияния и культурные связи. Это значит, что в формировании раннего градостроительства в Хорезме преобладали местные традиции.
Развитие городов раннего античного периода в Хорезме продолжалось очень долго и подвергалось изменениям, но несмотря на это для этого процесса характерно в некоторой степени единство всех сфер. Например, на всех этапах истории древнего Хорезма и в строительных работах жилых построек, и в строительстве оборонительных сооружений наблюдаются общие особенности. Во всех зданиях применялись крупные кирпичи квадратной формы, размером 40 х 40 х 10 сантиметров, иногда чуть больше или чуть меньше [3, с.91]. Кирпичи укладывались наклонно. Купола полукруглой или эллипсоидной формы, система оборонительных сооружений с высокими укрытиями для стрелков, маленькие стены-укрытия, «лабиринты» для защиты у ворот, башни квадратной или прямоугольной формы строились по основным принципам.
При археологических раскопках в крепостях были обнаружены трёхгранные кольцевидные скифские луки со стрелами, большие круглые каменные мельничные жернова, различные керамические изделия в большом количестве. Керамические изделия изготовлялись на гончарном круге, которые приводился в движение с помощью ног. Вид керамических изделий, покрытых красным ангобом или лаком, изменился очень мало. Хотя было множество украшений, древним хорезмийцам нравились бусы, изготовленные из стекла. Местные бусы изготавливались из кристаллов пирита, путём проделывания отверстий в минералах в форме маленьких призм. Каменные бусы встречаются реже.
В основе единства внешних признаков культуры лежит единство социально-экономического уклада. Памятников послеантичного периода несколько больше [4, с.84–102]. Но античный период считается временем расцвета древней Хорезмийской цивилизации, и именно в это время проявились своеобразные и яркие особенности этой цивилизации. В IV в. до н. э. — I в. нашей эры Хорезм превратился в могущественное государство, занимающее большое место на политической карте Центральной Азии.
В ранний античный период — IV — I века до н. э. — огромные укреплённые “общие жилища» не строятся. Основными типами построек становятся города-крепости, внутри которых строится множество жилых построек, и отдельно построенные укреплённые дома-массивы, являющиеся основными типами жилища сельского населения (Койкрылганкала, Джанбаскала и др.). Место домов-кутанов (типа загонов) занимают сельские дома-массивы, которые свидетельствуют о том, что в это время изменилась роль скотоводства и земледелия в хозяйстве, а именно — земледелие становится высокоразвитым. В этот период были достигнуты успехи также и в строительстве ирригационных сооружений. Нижние слои Джанбаскалы относятся к этому периоду, в крепости имеется два 150–200 комнатных массива. Внешняя оборонительная система города защищала эти неукреплённые дома-массивы от набегов врагов. В каждый из этих домов-массивов помещалось от 500 до 1000 человек, то есть члены крупной родовой общины. Тамги (клейма, знаки), выбитые на стенах и на кирпичах, дают сведения о том, какие племена и роды там жили. В двух больших домах Джанбаскалы знаки и тамги, выбитые на стенах и на кирпичах, отличаются друг от друга, что говорит о том, что в них жили представители различных родов. Это различие приводило к тому, что у этих родов формировались свои обычаи. Каждый год среди двух фратрий проводились своего рода религиозные соревнования, которые переходили в настоящий бой.
Дуализм, основанный на таких представлениях, что материальный мир и мир ангелов враждуют друг с другом, характерная особенность зороастризма [5, с.125]. Города и поселения Древнего Хорезма строились по дуальному принципу, то есть постройки в них делились на две половины — мужскую и женскую, что говорит о том, что здесь сохранились традиции «дуального родового строя», что стало благоприятной почвой для возникновения дуализма в зороастрийской религии. «Дома Огня» появились на последнем этапе материнского родового строя или матриархата, когда в условиях действия материнских прав стали появляться «Мужские дома» в качестве орудия в борьбе за овладение мужчинами господствующей роли в обществе.
Города и поселения в Хорезме кушанского периода коренным образом отличаются от городов и поселений Кангюйского периода. Кангюйские поселения отличаются многокомнатными, прочными и массивными общинными постройками. Путём объединения таких домов-массивов возникли многочисленные мелкие города типа Джанбаскалы. Характерно то, что в Кангюйский период дома аристкратов не отличались от домов простых членов общины [5, с.166]. В кругу свободной общины несомненно тоже было деление на касты или слои, но при изучении материальных памятников это различие очень трудно уловить. Так как в это время были очень сильны первобытные демократические традиции. Центр города занимал не дворец царя или правителя, а «Дом Огня», храм, принадлежащий всей общине. Этот социальный порядок, в известной степени, указывает на особенности Востока и частично напоминает рабовладельческую демократию древней Греции и Римской республики.
Оборонительные сооружения Кангюйского периода с типологической стороны можно разделить на три группы: сооружения неправильной планировки, связанные с рельефом местности, прямоугольной планировки и округленной планировки. Чтобы не было слабых мест в оборонительных сооружениях, не защищенных угловыми башнями, крепости иногда строились овальной или круглой формы. Планировки такого типа связаны с военными и религиозными задачами. К примеру, в крепости Кичик Кырккызкала овальная планировка требовалась с точки зрения военной задачи. А в Койкрылганкале круглая планировка больше связана с религиозной задачей [6, с.70–71].
Таким образом, можно видеть, что планировка городов и поселений древнего Хорезма в период его расцвета сохранила в себе особенности первобытно-общинного, родового строя, в частности традиции матриархата, а также признаки соответствия военным (оборонительным) или религиозным задачам.
Литература:
1. Жабборов И. Антик маданият ва маънавият хазинаси.- Т.:Ўзбекистон,1999.
2. Мамбетуллаев М. М. Формирование городов Хорезма. // Генезис и пути развития процессов урбанизации Центральной Азии. Тез. докл. международной конференции.-Самарканд,1995.
3. Толстов С. П. По следам древнехорземийской цивилизации. — М.:Наука,1948.
4. Толстов С. П. Древний Хорезм. — М.:Наука, 1948.
5. Толстов С. П.Қадимги Хоразм маданиятини излаб.- Т.:Фан,1964.
6. Ходжаниязов Ғ. Қадимги Хоразм мудофаа иншоотлари. — Т.:Ўзбекистон,2007.