В статье рассмотрены основные социологические теории политической социализации. А также, приведены результаты экспертного интервью о политической социализации студенческой молодёжи.
Ключевые слова:молодежь, социализация, электоральное поведение, политическая активность.
Политическая социализация это процесс, который в той или иной мере проходит каждый человек, так как молодёжь является наиболее активным пластом общества, то и политическая активность молодёжи гораздо выше, чем у людей старшего поколения. В нашей стране, после переходного периода и перестройки, в процессах политической социализации, как и во многих других областях, наметился значительный кризис. Семья, родители, выросшие при другом политическом режиме, не могут передать своим детям необходимую информацию и традиции, так как они не будут соответствовать реалиям сегодняшнего государства. Российская действительность показывает, что чаще всего молодёжь воспринимает политическую активность, как электоральную активность, иногда сопоставляя эти два понятия, как синонимичные друг другу.
По мнению известного российского специалиста в области политической социализации Н. А. Головина, наиболее специфичные для постсоветской России проблемы политической социализации — особенности формирования новой политической идентичности, усвоение ценностей в условиях кризиса общества..., формирования отношений в новой общественной системе... [1].
Создание теории общей социализации личности как основы теории политической социализации принадлежит известному французскому социологу Г. Тарду. На ранних стадиях развития социально-политологического знания молодежь, в том числе и студенчество, не рассматривались как самостоятельный объект изучения. «Социализация (от лат. Socialis — общественный) — процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества» [2].
Термин «политическая социализация» впервые был введен в 1959 г. американским ученым Г. Хайменом и в дальнейшем получил широкое распространение в научной теории и практике. Дальнейшее развитие изучение политической социализации получило в работах Д. Истона, который вместе с группой ученых из Чикагского института разработал классическую теорию политической социализации. В данной теории утверждалось, что «усвоение подрастающим поколением духовно-культурных ценностей, традиций, ориентиров ведет к формированию у человека качеств и свойств, позволяющих адаптироваться к данной политической системе и выполнять в ней определенные функции».
Также, при изучении политической социализации, нельзя не отметить модель «подчинения» Т. Гоббса, в которой главными постулатами выступает то, что человек по своей сути не способен справиться со своей внутренней сущностью эгоиста, и ему ничего не остаётся, как подчиняться монополисту власти, дабы не создавать условия для полной анархии. Для данного теоретика, народное сознание представлялось, как чистый лист бумаги, на котором государственная власть может изобразить любую информацию для восприятия.
По «модели интересов» А. Смита и Г. Спенсера становится очевидным, что естественным результатом личных интересов у отдельного человека является возникновение социального и политического порядка, что провоцируется психологическими механизмами.
В науке о поведении, политическом бихевиоризме, выделяют несколько подходов к трактовке социализации, а именно: рациональный, где социализация выступает как аналог биологической адаптации организма к среде; классический, где личность рассматривается только как объект политического воздействия, что не позволяет увидеть личностные амбиции в процессе общественной жизнедеятельности и политических процессов. И социальный подход, который рассматривает социализацию с позиции поведения, как личности, так и отдельных групп.
К. Маркс, в своих трудах, также уделяет место политической социализации, считая, что не только общество «творит» себе подобное политическое существо, но и человек «творит самого себя, окружающих, общество». При этом, как подчеркивает учёный, «изменяются не только объективные условия... изменяются и сами производители, вырабатывая новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык».
Для получения информации, каким же образом на сегодняшний момент, студенческая молодёжь участвует в политической жизни региона и участвует ли вообще, были проведены интервью с экспертами, представителями агентства по делам молодёжи Астраханской области.
Полученные результаты показали, что студенты в основном интересуются политикой, они целеустремлённые и знают, чего хотят от жизни и от государства, правда, основные проблемы, которые волнуют молодежь, носят социальный характер — «где жить? Куда пойти работать?». Но у студентов, закрепилось обоснованное мнение, что от проводимой политики в стране и будут решаться эти проблемы.
В основном, своим гражданским долгом, студенты считают голосование на выборах, но чаще всего, по мнению экспертов, это происходит по случаю достижения молодежью электорального возраста, и носит стихийный характер.
На сегодняшний момент, при каждой политической партии, осуществляют свою деятельность молодёжные отделения — крыле, в которые с каждым годом вступает всё больше и больше молодёжи, в основном активность проявляют студенты. Непосредственно, в этих отделениях происходит политическая социализация молодёжи, где она отстаивает интересы, как партии, так и свои личные. Для многих участие в такой рода деятельности, является толчком к карьерному росту, и воспринимается как социальный лифт, но также даёт человеку право на отстаивание своих политических взглядов.
Даже если, студенты и не являются членом какого-либо молодёжного или политического движения, они проявляют своё желание работать на выборах, где также происходит накопление опыта в организации политических событий и получение информации о внутренней работе политической системы региона или страны в целом.
Мнения, о том, откуда же студенты получают информацию о каких-либо политических событиях, были единогласны. Все эксперты отметили увеличивающуюся роль интернета в жизни молодёжи. Нередко, именно из электронных источников студенты черпают всю необходимую информацию, политическая сфера жизни не становится исключением. Достоверность и правдивость такой информации не всегда можно проверить, чаще всего она и направлена для воздействия на молодёжь. Можно утверждать, что именно с помощью интернета, люди находят единомышленников. В том числе и в политических взглядах. Политические ценности и установки, формируемые у студентов, закладываются от увиденного или услышанного в средствах массовой информации.
Что же касается политических институтов, оказывающих влияние на молодёжь, тут важную роль, как и прежде, играет семья и система образования. Чаще всего, ребёнок разделяет политические взгляды своих родителей, поэтому нередко можно услышать ностальгию о прошедшем времени и советской власти, представления о которых, дети получают в своих семьях, и считают, что сегодняшняя власть уступает и проигрывает прошлой. Конечно, такая атмосфера формируется из-за развала многих ценностных ориентиров и непринятия новой формы власти обществом в целом.
Система образования является основной функцией политической социализации, которая осуществляется как прямо, так и косвенно. Под прямым воздействием понимаются, те необходимые знания о политике, роль, которую играет в ней молодёжь, сведения о политических режимах, системах и институтах.
Также, образовательные учреждения передают молодежи существующие в обществе политические ценности и установки, а также способны сформировать и укрепить привязанность к данной политической системе.
Образование даёт человеку более обширное поле для деятельности, он становится более информированным и политически активным. Социологи, выделили ряд особенностей политической активности молодёжи, где основным фактором политической деятельности является уровень образования индивида. Соответственно, чем выше уровень образования, тем выше уровень политической активности человека.
Актуальным вопросом стало проведение параллели между студентами и студентами-волонтёрами, являются ли волонтёры более активными в политической сфере или это не играет никакой роли. Все эксперты сошлись во мнении, что волонтёров больше интересует сторона помощи, «они по доброй воле делают добрые дела», и политическая жизнь интересует их как, возможность проявить свой гражданский долг. Добровольцы наиболее активны как в политической жизни, так и в других сферах жизни общества, так как осознают важность своего участия в государственных проблемах своей страны.
Также при обсуждении выяснялось, жалуются ли студенты на нарушение своих прав? Решают они как-то эти проблемы, или это всё замалчивается, не выходя за рамки будничных обсуждений? Мнения экспертов, показало, что молодёжь часто чем-то недовольна. В этом прослеживается потребительское отношение — мне все должны. Оно, непосредственно соответствует настроениям в обществе. На сегодняшний момент, идёт такое воспитание молодых людей, очень самостоятельных, которые сделают всё ради того, чтобы у них было очень хорошее интересное будущее. «И сейчас, все возможности для этого есть: учись, развивайся, участвуй в различных форумах, в молодёжных программах. Тем более, сейчас, есть интернет, можно зайти прочитать, ты можешь увидеть различные стажировки. Необходимо участвовать и расширять круг своих знакомств, свои коммуникативные связи, и использовать ресурсы, которые даёт государство. А общество и государство даёт много возможностей, просто надо правильно ими воспользоваться».
В заключение интервью, было отмечено, то что студенты становятся наиболее политически грамотными, на них не так просто оказать воздействие, так как у молодёжи уже есть сложившиеся стереотипы о власти и государстве. Эти стереотипы не всегда положительные. Поэтому с молодёжью нужно постоянно вести работу, опровергая неверные суждения. Молодёжь — это будущее нашей страны, и от того в каких условиях будет проходить её политическая социализация, зависит и развитие общества в целом.
Литература:
1. Головин Н. А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. — СПб, 2004. — С. 9.
2. Философский энциклопедический словарь / 2-е изд. — М., 1989. — С. 603.