Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 20.05.2014

Статья просмотрена: 6642 раза

Библиографическое описание:

Прохорова, О. В. Перспективы развития регионального туризма / О. В. Прохорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7.1 (66.1). — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11143/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье рассмотрены проблемы, перспективы и основные мероприятия развития регионального туризма в рамках утвержденной Государственной программы социально-экономического развития Калининградской области до 2020 года.

Ключевые слова: туризм, стратегия развития, всемирная торговая организация (ВТО), перспективы регионального развития.

Государственной программой РФ социально-экономического развития Калининградской области до 2020 года, утвержденной Постановлением правительства РФ от 27 марта 2013 г. № 461-р, к числу приоритетных секторов экономики отнесен туристско-рекреационный комплекс с учетом общего роста туристического рынка в макрорегионе. Согласно указанной Госпрограмме область нацелена на превращение в мощный центр российского и европейского развития и выхода на европейский уровень жизни населения при сохранении российской духовности и самобытности, что означает, в том числе, развитие единого рынка труда и капитала, опорной транспортной и энергетической сети, высокотехнологичных производств, развитие сферы социальных услуг,  интенсификация российских и международных мероприятий и гуманитарных контактов, развитие туризма. Все это невозможно без кардинальной трансформацию экономической структуры области, создания современной урбанистической и культурной среды, обеспечивающей качество жизни и привлечение инвестиций.

Туризм - не только крупнейшая, но и наиболее быстро развивающаяся отрасль мирового хозяйства, темпы ее роста почти в два раза превосходили темпы роста других областей экономики. На его долю приходиться от 9 до 13 % мирового валового национального продукта, 15 % мировых потребительских расходов. Число туристских поездок во всем мире около к 1,035 млрд. человек (по прогнозам Всемирной туристской организации к 2020г. всего путешествующих в мире будет 1,6 млрд. человек. Для сравнения: в 1997г. путешествовало 612 млн. человек) [6]. По данным ВТО и МВФ, туризм с 1998 г. вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долл. США или 7,9% от общего их объема), обогнав автомобильную промышленность (7,8 %), производство химических продуктов (7,5 %), продуктов питания (6,6 %) [6]. Поэтому одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации» (ред. от 17.11.2000 г.) является становление в России современного высококвалифицированного и конкурентоспособного туристского комплекса.

Индустрия туризма располагает огромной материальной базой, обеспечивает занятость и взаимодействует почти со всеми отраслями регионального хозяйства, а также способствует росту международного и межрегионального сотрудничества. Туристское обслуживание удовлетворяет целый комплекс разнообразных потребностей: перевозки, питание, проживание, познавательные экскурсии, спортивные, культурные и развлекательные мероприятия, что содействует развитию сопутствующих отраслей, таких как: транспорт, связь, информационные технологии, строительство, различные сферы услуг, образование, способствует созданию инфраструктуры, приведению в порядок существующих исторических и оздоровительных объектов и росту налоговых поступлений.

В экономике Калининградской области туризм также занимает важное место, что связано как с объективными причинами (природные, геополитические и культурно-исторические предпосылки), так и с усилиями федеральных и региональных властей. Калининградская область сегодня представляет интересы российского туризма на Балтике. С этой целью на территории области реализуется целевая программа «Развитие Калининградской области как туристического центра на 2007-2014 годы». В 2013 году Калининградскую область посетили 550 тыс. туристов, что на 50 тыс. человек больше показателя 2012 года (в 2011 г – 450 тыс. туристов). Благодаря местному приграничному передвижению посещение региона увеличилось с 2,5 млн до 6,2 млн человек. Увеличение туристического потока в регион в последние года составляет в среднем 10-15 % в год. И, конечно же, это свидетельствует об «устойчивой положительной динамике посещаемости региона туристами» (таблица 1) [4].

Таблица 1

  Основные показатели развития сферы туризма в Калининградской области

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Количество туристов, посещающих Калининградскую область, тыс. человек, в том числе:

397,0

520,0

390,0

420,0

450,0

500,0

550,0

иностранные туристы

55,58

72,8

78,0

52,9

55,5

58,0

-

российские туристы

341,4

447,2

312,0

367,1

394,5

442,0

-

88 % туристов, посетивших регион в прошлом году, являются россиянами, оставшиеся 12 % - в основном из стран СНГ и Евросоюза. Более 50 % из иностранных туристов составляют жители Германии. Что касается российских туристов, то самый серьезный приток наблюдается из Москвы и Санкт-Петербурга - 27,9 % и 22,7 % соответственно. Значительная часть туристов прибывает также из Центрального (13,3 % - в основном из Воронежа, Смоленска, Московской области, Твери) и Приволжского федеральных округов (10,4 % - Ижевск, Казань, Киров, Самара, Пенза, Ульяновск). Российские туристы склонны приезжать в Калининград чаще одного раза, срок их пребывания в Калининграде в среднем составляет 6-7 суток [3, 4].

В 2013 году спада по въездному туризму не наблюдалось. Один вид туризма замещался другим. И, например, деловой туризм превысил показатели 2012 года.  

Если выделять отдельные группы туристов, приезжающих в Калининградскую область, то на сегодняшний день можно выделить четыре основные целевые группы:

-          Туристы - россияне, приезжающие в регион на отдых и, как правило, пользующиеся пакетом экскурсионных услуг (совмещение рекреационно-оздоровительного и культурно-познавательного туризма) дает 78% общего российского турпотока);

-          Туристы - иностранцы, с общей долей туристов из Германии более 50%, приезжающие в большинстве (70%) с культурно-познавательными целями в составе туристических групп совершающих путешествие по совмещенному европейскому маршруту;

-          Бизнес - туристы с незначительной разницей в долях в общем турпотоке: иностранцы - 18%, россияне - 22%.

-          Внутренние туристы.

Выделенные целевые группы туристов посещают Калининградскую область с разными целями. Российские туристы, рассматривают Калининградскую область, прежде всего, как регион лечебно-оздоровительного туризма, который сочетается с богатым культурным потенциалом. Активно развивается деловой туризм и конгресс-туризм. В структуре въездного иностранного туризма преобладает культурно-познавательный и деловой туризм.

Целевая группа внутренние туристы предпочитают пассивный и лечебно-оздоровительный отдых в Приморской зоне Калининградской области, а также на пляжах рек и озер региона. Растет доля инсентив-туризма. Предприятия внутренних районов региона направляют своих сотрудников на профессиональное переобучение, курсы повышения квалификации, конференции в областной центр. Экологический туризм связан, прежде всего, с посещением Куршской косы и Виштынецкого озера. Для трансграничного туризма характерна высокая составляющая  краткосрочных туров  - 3 ночевки. Такая ориентация спроса  формирует туристское предложение  в рамках культурно-познавательного и бизнес - туризма.

Объемы потребления российскими туристами в 2012 году туруслуг составил 464,1 млн долл., иностранцев - 26,1 млн. долл. В 2011 году иностранцы потратили в регионе 25 млн, российские граждане – 414,4 млн долл. [3,4].

К сожалению, обладая колоссальным туристическим потенциалом, количество туристов, приезжающих в область, никак ему не соответствует. Калининград принимает пока меньше туристов, чем наши европейские соседи - Польша, Литва и Латвия. Так в 2012 г. Литву посетили почти 5,1 млн. человек, что на 13 % больше показателя 2012 года, из них туристы из Беларуси (19 %), России (15 %), Польши (12 %), Латвии (10 %), Германии (9 %) [8].  Однако по более свежим данным Росстата за 9 месяцев 2013 г. Литву посетило на 71 % меньше туристов из России, чем за аналогичный период 2012 г., причина – визовые проблемы, тем не менее, все же Литва демонстрирует солидный рост (+11%) общего количества въездов в страну — 771 967 россиян в 2013-м против 694 629 в 2012-м. Латвию в 2013 году посетило 5,8 млн. иностранцев, что на 4,5 % больше, чем в 2012 г.), из них гости из Литвы (35,2 %), Эстонии (18,3 %), России (9,9 %) (рост на 22 % по сравнению с 2012 г.), Швеции (5,9 %), Германии (4,6 %) [7]. По данным европейской туристической комиссии, сильнее всего по сравнению с 2012 годом возрос интерес иностранцев к Латвии и Эстонии.

Поэтому туристско-рекреационный комплекс выделен как одно из направлений экономического роста на территории Калининградской области, поскольку он способен задействовать развитие всех сфер экономики и сформировать целый туристический кластер в регионе. Туристический кластер включает в себя отели и рестораны, развлекательные и спортивные центры, музеи, сельские усадьбы, торговые центры, производителей сувениров, транспортные компании и аэропорты, образовательные учреждения, экскурсоводов и т.д. Даже традиционные производственные компании (например, пивоварни) могут проводить у себя экскурсии и, следовательно, стать частью кластера (рис. 1) [5].

Сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами и есть туристический кластер, формирование которого также происходит и в Калининградской области. Цель создания туристического кластера:

-        повысить конкурентоспособность территории на туристическом рынке;

-        увеличить туристический поток в регион;

-        увеличить объем инвестиций в сферу туризма.

Что возможно достичь с помощью:

-          улучшения взаимодействия между участниками туристической отрасли;

-          повышение эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер;

-          развитие существующих и создание новых направлений туризма;

-          внедрения инновационных технологий.

Рис. 1. Структура туристического кластера

Формирование туристического (или туристско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.

Приоритетные направления развития туристско-рекреационного комплекса  вытекают из задач социально-экономического развития Калининградской области в составе Северо-Западного федерального округа, а также из приоритетных направлений развития науки, технологий и техники [5].

Перспективы рекреационного развития области связаны с решением следующих вопросов:

1. Изменением подходов к рекреационному планированию территории: создание сети рекреационных парков, формирование локальных туристских центров в малых исторических городах.

2. Увеличением ресторанно-гостиничного фонда за счет развития малых предприятий: постоялых дворов, трак тиров, охотничьих домиков.

3. Повышением качества услуг в действующих учреждениях отдыха.

4. Внедрением нетрадиционных форм отдыха: "живых" тевтонских замков и этнографических деревень, паломничества, туристских автокараванов и пр.

5. Общерегиональным рекреационным обустройством дорожной инфраструктуры.

6. Улучшением состояния пляжей, их обустройство для нужд туристов.

7. Созданием нормативных актов, позволяющих успешному и выгодному развитию туризма.

8. Развитием международных связей, их укреплением и переходом на новый уровень.

Решив данные задачи, наш регион сможет выйти на мировой уровень, повысить доходы от туризма, предоставить дополнительные рабочие места и в целом поднять экономические показатели региона.

Для развития туристской отрасли в Калининградской области значимыми являются мероприятия по развитию транспортной и дорожной инфраструктуры, пунктов пропуска, созданию условий для развития индустрии отдыха; внедрению новых стандартов качества обслуживания туристов. Необходимыми мерами поддержки развития отрасли являются также снятие административных барьеров, таких как временная регистрация иностранцев в органах Федеральной миграционной службы, упрощение визового режима.

Учитывая, что культурное наследие Калининградской области тесно связано с наследием Польши, Германии и Литвы, необходимо рассмотрение возможности разработки международных программ сохранения культурного наследия Балтийского региона.

С учетом приоритетов развития туристско-рекреационного комплекса на территории области необходимо обеспечить внесение изменений в Лесной и Земельный кодексы, направленные на защиту окружающей среды. Также необходимо повышение информирования туристов о туристско-рекреационном потенциале Калининградской области, ее достопримечательностях, культурном и историческом наследии связано с деятельностью экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Согласно действующему законодательству нет четких требований, регламентирующих деятельность экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. В связи с этим и с целью повышения качества экскурсионного обслуживания туристов необходимо внести изменения в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», предусматривающий введение обязательной аттестации лиц, занятых в данном сегменте туристской индустрии.

Главным приоритетом в программе развития регионального туризма на современном этапе является лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный туризм, а также водный и спортивный туризм. [1, 4].

Также среди проектов, разработка которых уже ведется в настоящее время, - строительство парка развлечений и семейного отдыха, создание Музея перемещенных ценностей, строительство международного детско-молодежного культурно-образовательного центра «Балтийский Артек», строительство океанариума и другие. На перспективу - развитие туристкой специализации области: усиление лечебно-оздоровительного и рекреационного направления, медицинского туризма и спа-услуг.

Хорошо привлекает и событийный туризм. В регионе очень интересные праздники: День селедки, День длинной колбасы, джазовые фестивали, конкур, исторически значимые даты. Параллельно с этим все более развивается деловой туризм. Планируется сделать Калининград центром проведения конференций, симпозиумов и круглых столов [1].

Правительство Калининградской области в настоящий момент прорабатывает вопрос расширения проекта туристско-рекреационной ОЭЗ и на территорию муниципального образования «Пионерский городской округ», которая представляет собой наиболее развитую часть побережья Балтийского моря в Калининградской области. На территории данной ОЭЗ ТРТ предполагается  реализация  таких крупных проектов как «Янтарный берег: яхт-клуб и курорт», «Прусская деревня».

Таким образом, чтобы сделать привлекательной Калининградскую область для потенциальных туристов, необходимо ликвидировать основные слабые стороны и ограничить влияние сдерживающих факторов на развитие туристской индустрии. Значительное влияние на сдерживание развития туризма в Калининградской области оказывает недостаточность информационного обеспечения и информационной поддержки, отсутствие четкого имиджа региона в СМИ в России и за рубежом, что требует проведения активной рекламной кампании, использования новых информационных технологий, объединения усилий областной администрации и туристских объединений по продвижению рекламного продукта на наиболее перспективные рынки, улучшения стандартов информационного обеспечения. Развитию туризма способствует налаживание тесного сотрудничества на макрорегиональном и межрегиональном уровнях.

В итоге сбалансированное или устойчивое развитие туризма сможет способствовать экономической, социальной и экологической устойчивости регионального развития, что выводит туристскую отрасль в одну из важнейших отраслей специализации регионального хозяйства.

Литература:

1.      Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года». Электронный вариант. URL: http://www.minregion.ru/documents/existing_documents/2877.html.

2.      Ковалев Д. ВТО и развитие туризма в России // Обозреватель-Observer, 2009.  № 9-10 (176-177.

3.      Калининградский городской портал. URL: http://rugrad.eu

4.      Официальный сайт Правительства Калининградской области. URL:      http://www.gov.kaliningrad.ru.

5.      Официальный сайт Министерства по туризму Калининградской области. URL: http://tourism.gov39.ru

6.      Официальный сайт Всемирной туристической организации. URL: http://www2.unwto.org

7.      Центральное статистическое бюро Латвии. URL: http://www.csb.gov.lv.

8.      Lithuanian Tourism Statistics 2012. 2013, Valstybinis Turizmo departamentas prie LR  Ukio ministerijos.

Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, турист, Литва, Россия, деловой туризм, Латвия, туристический кластер, туристско-рекреационный комплекс, калининград, социально-экономическое развитие.


Ключевые слова

стратегия развития, туризм, всемирная торговая организация (ВТО), перспективы регионального развития

Похожие статьи

Анализ тенденций развития туристической отрасли в Калининградской области

В статье представлены и проанализированы основные показатели развития туризма в Калининградской области. Дана краткая характеристика туристической отрасли в регионе.

Состояние туристической отрасли в Калининградской области

В данной статье рассмотрены перспективы и проблемы развития туристической отрасли, представлены результаты анализа изменения ключевых показателей, а также дана характеристика текущей ситуации в отрасли.

Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

В данной статье рассмотрены перспективы малого предпринимательства в России в соответствии с разработанной Минэкономразвития Концепцией долгосрочного социально-экономического развития малого бизнеса к 2020 году. Данные показатели Концепции предусмотр...

Современное состояние и проблемы развития рынка туристских услуг Калининградской области

В статье представлено описание современного состояния туризма как одного из приоритетных направлений развития Калининградского региона, сформулированы предпосылки успешного функционирования туризма в области, а также уделено внимание основным проблем...

Перспективы и направления развития туристско-рекреационной деятельности в Калининградской области

В статье подробно рассмотрены два основных направления развития туристско-рекреационной деятельности в Калининградской области – чемпионат мира по футболу FIFA 2018 и реализация проекта игорной зоны «Янтарная. Авторами сделан вывод о том, что реализа...

Институциональные аспекты импортозамещения в области туризма Российской Федерации

В статье рассматривается деятельность Комитета по реализации программы импортозамещения при Экспертном совете по развитию туризма при Министерстве культуры Российской Федерации. Его основные функции, цели, задачи и пути решения тех задач, которые ста...

Анализ логистических проблем развития туризма в Российской Федерации

В данной статье будет рассмотрена сфера туризма в Российской федерации, приведется аналитика логистики туризма в России, что в свою очередь даст возможность выявить ключевые проблемы, связанные с осуществлением развития данного направления и сформиро...

Статистическое отражение инновационных процессов в Калининградской области

В статье приведены данные статистического наблюдения, которые позволяют судить о развитии инновационных процессов в Калининградской области, представлен уровень затрат на инновации и источники их финансирования. Обозначен круг проблем внедрения иннов...

Современный маркетинг: тенденции, проблемы и перспективы развития в приграничном регионе России

В статье рассмотрены основные тенденции и актуальные проблемы современного маркетинга в Калининградской области, а также перспективы его развития на уникальной территории эксклавного региона России.

Роль национальных проектов в развитии регионов России

В рамках данной статьи рассмотрены основные национальные проекты, реализуемые в России и в Орловской области на сегодняшний день, раскрыто их влияние на развитие региона и обозначены основные проблемы их реализации.

Похожие статьи

Анализ тенденций развития туристической отрасли в Калининградской области

В статье представлены и проанализированы основные показатели развития туризма в Калининградской области. Дана краткая характеристика туристической отрасли в регионе.

Состояние туристической отрасли в Калининградской области

В данной статье рассмотрены перспективы и проблемы развития туристической отрасли, представлены результаты анализа изменения ключевых показателей, а также дана характеристика текущей ситуации в отрасли.

Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

В данной статье рассмотрены перспективы малого предпринимательства в России в соответствии с разработанной Минэкономразвития Концепцией долгосрочного социально-экономического развития малого бизнеса к 2020 году. Данные показатели Концепции предусмотр...

Современное состояние и проблемы развития рынка туристских услуг Калининградской области

В статье представлено описание современного состояния туризма как одного из приоритетных направлений развития Калининградского региона, сформулированы предпосылки успешного функционирования туризма в области, а также уделено внимание основным проблем...

Перспективы и направления развития туристско-рекреационной деятельности в Калининградской области

В статье подробно рассмотрены два основных направления развития туристско-рекреационной деятельности в Калининградской области – чемпионат мира по футболу FIFA 2018 и реализация проекта игорной зоны «Янтарная. Авторами сделан вывод о том, что реализа...

Институциональные аспекты импортозамещения в области туризма Российской Федерации

В статье рассматривается деятельность Комитета по реализации программы импортозамещения при Экспертном совете по развитию туризма при Министерстве культуры Российской Федерации. Его основные функции, цели, задачи и пути решения тех задач, которые ста...

Анализ логистических проблем развития туризма в Российской Федерации

В данной статье будет рассмотрена сфера туризма в Российской федерации, приведется аналитика логистики туризма в России, что в свою очередь даст возможность выявить ключевые проблемы, связанные с осуществлением развития данного направления и сформиро...

Статистическое отражение инновационных процессов в Калининградской области

В статье приведены данные статистического наблюдения, которые позволяют судить о развитии инновационных процессов в Калининградской области, представлен уровень затрат на инновации и источники их финансирования. Обозначен круг проблем внедрения иннов...

Современный маркетинг: тенденции, проблемы и перспективы развития в приграничном регионе России

В статье рассмотрены основные тенденции и актуальные проблемы современного маркетинга в Калининградской области, а также перспективы его развития на уникальной территории эксклавного региона России.

Роль национальных проектов в развитии регионов России

В рамках данной статьи рассмотрены основные национальные проекты, реализуемые в России и в Орловской области на сегодняшний день, раскрыто их влияние на развитие региона и обозначены основные проблемы их реализации.

Задать вопрос