Развитие предприятия малого бизнеса с использованием маркетинга взаимоотношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 20.05.2014

Статья просмотрена: 372 раза

Библиографическое описание:

Белюшенко, Е. С. Развитие предприятия малого бизнеса с использованием маркетинга взаимоотношений / Е. С. Белюшенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7.1 (66.1). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11144/ (дата обращения: 15.11.2024).

В последние годы наметилась позитивная тенденция развития малого бизнеса в сфере бытовых услуг населению.  При этом малые предприятия сталкиваются с жесткой конкуренцией  в этой сфере. В условиях ограниченных финансовых ресурсов  и отсутствия возможности противостоять ценовой конкуренции маркетинг становится наиболее эффективным инструментом в конкурентной борьбе. В частности, маркетинг взаимоотношений не требует значительных затрат, характеризуется широким набором методов и инструментов, и в его основе лежит прямая коммуникация с потребителем и его вовлечение в процесс создания ценности, что является основополагающим для сферы услуг.  

В Калининградской области в 2012 году доля объема оказанных услуг субъектами малого бизнеса составила 35,6 %, что  на 6,7 % больше, чем в 2011 году. Из них 12 % составляют услуги, оказанные индивидуальными предпринимателями. Наибольшее развитие малое предпринимательство получило  на рынке туристских услуг (97,4 %) и бытовых услуг (94,3 %).

Для исследования калининградского  рынка бытовых услуг использовались данные из официальных источников [1,2] и методики, описанные в [3-4]. В ходе проведенного исследования была проанализирована сложившаяся ситуация на рынке бытовых услуг Калининградской области, его динамика за 10 лет и сделан прогноз на 2014 г. (табл.1, рис.1-2).

Таблица  1

Объем бытовых услуг за 2004-2012 г. по Калининградской области, млн. руб.

Показатель

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Объем бытовых услуг

946,4

1189,8

1606,8

2057,9

2633,5

2908,5

3061,3

3400,3

4005,4

4911,6

В сопоставимых ценах (к 2013 г.)

1847,8

1939,1

2158,8

2613,4

3093,7

3440,9

3718,3

3914,8

4309,8

4911,6

Индекс потребительских цен на услуги

118,6

139,8

115

119,8

121,3

105,8

108,1

105,5

107

107,6

Было выявлено, что  в 2005г. по сравнению с предыдущим годом объем бытовых услуг вырос на 91,29 млн. рублей или на 104,94 %, в 2006 г.- 219,78 млн. рублей, с 2007 г. по 2013 г. абсолютные показатели продолжили положительную динамику и рост в 2012году (по сравнению с 2011 г.) составил 394,98 млн. руб., т.е. цепной темп роста составил 110,09 %. В 2013 году по сравнению с 2012 годом отмечен наибольший абсолютный прирост - 601,79 млн. рублей или 113,96% . За 10 лет с 2004 по 2013 гг. базисный прирост составил 3063,78 млн. рублей в стоимостном измерении или 265,80 % в относительных показателях. Данные цифры свидетельствуют о динамичном развитии сферы бытовых услуг. Средний темп роста объема бытовых услуг с 2004 г. по 2013г. составил 113 %, а коэффициент прироста 13 %.

Прогноз объема бытовых услуг населению Калининградской области на 2014 год проводился методом комбинированного прогнозирования, описанного в [4] (рис.1-2).  Прогнозное значение объема бытовых услуг населению Калининградской области по методу экспоненциального сглаживания составило 4,85 млрд. руб. (4850 млн. руб.) в 2014 году. Среднеквадратическое отклонение при использовании данного метода – 0,024, а точность прогноза составляет  97,61 %  (рис.1).

Рис. 1. Прогноз на 2014 г. объема бытовых услуг  Калининградской области методом экспоненциального сглаживания,  млрд.руб. (коэффициент сглаживания 0,9)

Прогнозное значение на 2014 год, полученное комбинированной методикой (сглаживание скользящими средними и экспертные оценки – в форме “Дельфи-процедуры”),  составило 4303,8 млн. рублей. В частности, по методу сглаживания скользящими средними - 4,37875 млрд. руб. Значения, представленные девятью экспертами, попали  в диапазоне от  4043 до 4876 млн. рублей. Среднее значение, которое является прогнозным, составляет Среднее квадратическое отклонение составило 252 млн. руб. Мнение экспертов согласованно  (коэффициент вариации прогнозных экспертных оценок составил 6 %).

Рис. 2. Прогноз на 2014 г. объема бытовых услуг  Калининградской области комбинированной методикой (сглаживание скользящими средними и экспертные оценки),  млн. руб.

Для получения комбинированного прогноза, экспертами были присвоены веса для каждого вида прогноза. Значению прогноза методом экспоненциального сглаживания присвоен коэффициент 0,6, а полученному комбинированной методикой -0,4. Исходя из полученных данных объем  рынка бытовых  в 2014 году составит:

Как следует из проведенного расчета, объем бытовых услуг населению в 2014 году снизится, по сравнению с 2013, но незначительно, что не позволяет рассчитывать на позитивную динамику спроса на бытовые  услуги в Калининградской области. Рост объема платных услуг зависит от уровня жизни населения в целом и покупательской способности, которая определяется соотношением величины прожиточного минимума и среднедушевого денежного дохода населения, а на это, в связи с объективными макро-причинами, рассчитывать не приходится. Развитие рынка платных услуг определяется долей оплаты их в потребительских расходах населения. В 2012 г. доля этих услуг в расходах составила 21,2%. Негативными факторами, оказывающими влияние на ограничение роста объемов предоставляемых услуг населению в 2013 году, явились:  недостаточный платежеспособный спрос населения Калининградской области,  недостаток собственных оборотных средств малых предприятий отрасли,  высокий уровень налогов,  высокая арендная плата и др.

Малые предприятия активнее всего сталкиваются с проблемами  ограниченного количества оборотных средств. Данный фактор затрудняет использование маркетинга данными предприятиями. Однако, применения концепции маркетинга взаимоотношений реально для малых предприятий. Рассмотрим положительные и отрицательные аспекты применения данной концепции для предприятий малого бизнеса (табл. 2).

Таблица 2

Аспекты применения концепции маркетинга взаимоотношений на предприятиях  малого бизнеса сферы услуг

Положительные

Отрицательные

1.                  Наличие постоянных клиентов

2.                  Наличие базы клиентов(квитанции строгой отчетности, тетрадь учета выполненных работа)

3.                  Постоянный непосредственный контакт с потребителем

4.                  Вовлеченность потребителя в формирование услуги

5.                  Небольшой штат персонала (облегчает процесс донесения  сути концепции и обучения персонала)

6.                  Наличие в концепции малобюджетных инструментов (реферальный маркетинг и др.)

7.                  Меньшие затраты при  установке и обслуживании программного и информационного обеспечения

1.                  Отсутствие штатных маркетологов

2.                  Возможные крупные затраты на проведение исследований и реализацию отдельных инструментов

3.                  Затраты на создание информационной базы

Концепция маркетинга взаимоотношений может быть реализована широким набором методов и инструментов (табл.3), комбинируя которые можно достичь поставленных фирмой целей  используя,  экономичный вариант бюджетирования.

Таблица 3

Методы, модели и инструменты маркетинга взаимоотношений

Методы

Модели

Инструменты

1.    Корреляционно-регрессионный анализ

2.    Группа матричных методов

3.    Дескриптивные статистики

4.    Анализ временных рядов

1.     11 С

2.     7 Р

3.     6 рынков

4.     Жизненного цикла взаимоотношений с клиентами

5.     30 R

1. Реферальный маркетинг

2. Краудсортинг

3. Программы лояльности

4. CRM-системы

5. Тайный покупатель

6. SMM

7. Анализ жалоб и предложений

8. Event-маркетинг

Таким образом, можно сделать следующие основные  выводы:

-       рынок бытовых услуг Калининградской области  обладает высоким уровнем конкуренции;

-       в этой сфере большую долю занимают предприятия малого бизнеса;

-       ограниченное количество оборотных средств сдерживает применение маркетинга на предприятиях малого бизнеса;

-       применение концепции маркетинга взаимоотношений имеет ряд преимуществ, именно, для малых предприятий. Кроме того,  широкий  спектр методов, моделей и инструментов позволяет реализовывать данную концепцию на предприятиях с разными маркетинговыми бюджетами.

Дальнейшее исследование будет направлено на практическую реализацию  концепции маркетинга взаимоотношений, как доступного инструмента повышения конкурентоспособности и развития малого бизнеса, на примере конкретного малого предприятия по пошиву одежды и предоставлению услуг населению в этой сфере. Прогноз эффективности предложений по внедрению  маркетинга взаимоотношений будет проведен на основе разработанной автором трехуровневой системы сбалансированных показателей по методике, изложенной в [5].

Литература:

1.      Ежегодный статистический сборник «Калининград в цифрах». – Калининград: Росстат. 2004-2013 гг.

2.      Сайт Росстата. URL: www.gks.ru. (дата обращения 01.04.14)

3.      Lilian M. de Menezes, Derek W. Bunn and James W. Taylor. Review of Guidelines for the Use of Combined Forecasts. //European Journal of Operational Research, 2000, Vol. 120, pp. 190-204.

4.       Лукьянова Н.Ю., Елисеев А.Е., Ким А.С. Комбинированные прогнозы развития отраслевых рынков  // Современные тенденции в образовании и науке/ Сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 31 октября 2013 г. Ч.22, –Тамбов, 2013. С.104-105.

5.      Лукьянова Н.Ю., Дюкина Т.О. Многоуровневый подход к оценке эффективности маркетинга. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта,  №3, 2014. С.84-88.

Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, услуга, малый бизнес, концепция маркетинга взаимоотношений, комбинированная методика, население, предприятие, экспоненциальное сглаживание, SMM, широкий набор методов.


Задать вопрос