Конкуренция играет исключительно важную роль в рыночной экономике, поскольку она является одним из основных условий функционирования рынка. Поэтому исследования по проблемам, связанным с конкуренцией, находятся под пристальным вниманием ученых, предпринимателей и маркетологов.
Объектом проведенного исследования был выбран оконный рынок (ПВХ-конструкций) России и Калининградской области, предметом исследования – конкурентная рыночная среда одного из ведущих производителей оконного рынка (ПВХ-конструкций) Калининградской области ООО «Пластикат-Сервис».
Динамичное развитие национального оконного рынка эксперты связывают с несколькими факторами:
1) высокими темпами развития сектора строительства и капитального ремонта зданий и сооружений, в том числе по программе правительства РФ;
2) объективными причинами необходимости замены старых окон в жилом фонде;
3) возрастающими доходами населения страны и др.
Мониторинг ситуации на отраслевом рынке ПВХ-конструкций в РФ регулярно отслеживает отраслевой центр О.К.Н.А. Маркетинг (рис.1-2) [2].
Рис. 1. Объем и динамика рынка ПВХ-конструкций, Россия, 2006-2012 год (млн. м. кв., рост %) [2]
Около 40 процентов от общего объема продаж ПВХ профилей в России приходится на долю трех немецких компаний: ProfineGroup, VEKA и Rehau.[1]
Очевидно, что к 2012 году рынок пластиковых окон России восстановился после кризиса и по объемам производства достиг докризисного уровня 2008 г. В структуре потребления 81 процент всех продаж приходится на частный сектор. (рис.2) [2]
Рис. 2. Доли сегментов потребления ПВХ-конструкций, Россия,2012 год,
(из расчета м. кв. %)
Экспертные прогнозы динамики развития рынка окон (ПВХ-конструкций) свидетельствуют о замедлении темпов роста рынка и его насыщении, в частности на 2014 год делаются пессимистичные прогнозы.
В аналогичном положении находится Калининградский сегмент рынка пластиковых окон, сформировавшийся примерно 17 лет назад, когда калининградцы впервые познакомились с пластиковыми окнами. Рынок долгое время был растущим, но перед кризисом 2008 года наступило насыщение рынка. На сегодняшний день конкуренция фирм, предлагающих широкий спектр ПВХ-конструкций на калининградском рынке, резко возросла, а спрос начал сокращаться.
В этой связи предприятие ООО «Пластикат-Сервис», существующее на региональном рынке 15 полных лет, владеющее собственными производственными мощностями (заводом) и являющееся лидером в Калининградской области по объемам производства ПВХ-конструкций (рис.3), занимается решением проблемы повышения своей конкурентоспособности. И, в частности, мониторингом конкурентной рыночной среды. Для анализа конкурентной среды предприятия ООО «Пластикат-Сервис» были использованы методы «5 конкурентных сил» Майкла Портера и метод «Тайный покупатель».
Рис.3. Объем реализации пластиковых окон за сентябрь месяц 1999-2013 г.г.,(шт.)
Результаты анализа конкурентной среды предприятия ООО «Пластикат-Сервис» методом «5 конкурентных сил» Майкла Портера представлены в табл. 1.
Таблица 1
Систематизация результатов анализа по методу « 5 конкурентных сил»
Параметр |
Значение |
Описание |
Угроза со стороны товаров-заменителей |
Низкий |
Компания обладает уникальным предложением на региональном рынке. |
Угроза внутриотраслевой конкуренции |
Высокий |
Рынок является высоко конкурентным. |
Угроза со стороны новых игроков |
Средний |
Высок риск входа новых игроков с новыми технологиями. |
Угроза потери текущих клиентов |
Высокий |
Портфель клиентов обладает высокими рисками |
Угроза нестабильности работы поставщиков |
Высокий |
Нет стабильности со стороны поставщиков, потому что региональный рынок находится в эксклаве. |
Полученные результаты анализа с помощью метода «пяти конкурентных сил» Майкла Портера позволили разработать следующую систему предложений и рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Пластикат-Сервис»:
1. Рекомендуется придерживаться стратегии укрепления уникальности товара
2. Основные усилия компания должна сосредоточить на построении высокого уровня знания.
3. Для сохранения конкурентоспособности необходимо постоянно проводить мониторинг предложений конкурентов и появления новых игроков.
4. Снижать влияние ценовой конкуренции на продажи компании.
6. Рекомендуется диверсифицировать портфель клиентов.
7. Требуются специальные программы для VIP - клиентов и эконом-программы.
8. Рекомендуется сосредоточиться на устранении выявляемых недостатков товара, развивать сервисное обслуживание установленной продукции.
Анализ конкурентной среды предприятия ООО «Пластикат-Сервис» проводился под видом «тайного покупателя» (объем выборки составил 34 предприятия-конкурента) Исследование проводилось путем анкетирования конкурентов с целью выявления их уровня обслуживания клиентов.
С высоким сервисным обслуживанием оказались следующие конкуренты ООО «Пластикат-Сервис»: Панорама-Люкс, Европласт, Калипсо, Добропласт, Vertex, Ас Дом. Для предприятия ООО «Пластикат-Сервис» выяснилось, что оно входит в группу высокого качества сервисного обслуживания.
В ходе проведенного исследования были выявлены проблематичные вопросы внутриорганизационного маркетинга ООО «Пластикат-Сервис»:
1) «Внешний вид менеджера по продажам»;
2) «Завершающий этап, реакция на отказ».
В результате исследования была разработана система предложений по следующим основным направлениям:
- мотивация персонала (включая, систему штрафов и вознаграждения);
- обучение персонала;
- введение системы контроля персонала.
В результате проведенного исследования была выявлена необходимость дальнейшего изучения конкурентной среды и разработки комплекса маркетинговых мероприятий, направленных на улучшение сервисного обслуживания клиентов, например, с использованием направлений анализа, отмеченных в [4]. В частности, требуется углубленное изучение несовершенства системы продаж. На предприятии необходимо обратить внимание на внешний вид сотрудников и разработать единую форму менеджеров. Также следует повышать квалификацию менеджеров (за счет тренингов, стажировок и т.п.). Для постоянных клиентов-предприятий, с которыми сотрудничает ООО «Пластикат-Сервис», следует проводить ознакомительные экскурсии для углубленного изучения продукции. Рекомендуется внедрить систему записи телефонных звонков в точки продаж для анализа уровня обслуживания менеджерами компании клиентов. В совокупности все эти меры должны улучшить качество обслуживания. Для прогноза эффективности предложенной системы мероприятий планируется разработать трехуровневую систему сбалансированных показателей в соответствии с методикой, изложенной в статье Н. Ю. Лукьяновой и Т. О. Дюкиной «Многоуровневый подход к оценке эффективности маркетинга» [5].
Литература:
1. Квашенина М.В. Современное состояние российского рынка окон ПВХ // Сайт электронного журнала «Управление экономическими системами», 2010. URL: http://uecs.ru/marketing/item/290-2011-03-25-07-37-03(дата обращения 10.04.2014).
2. Рынок ПВХ-конструкций в 1 квартале 2014 года // Портал о пластиковых окнах «ОкнаМедиа», 2014. URL: http://www.oknamedia.ru/spage-publish/detail-39217/section-article.html (дата обращения 10.04.2014).
3. Статистика рынка // Портал о пластиковых окнах «ОкнаМедиа», 2013. URL: http://www.oknamedia.ru/tc-166.html (дата обращения 10.04.2014).
4. Лукьянова Н.Ю., Солдатова С.Э. Роль статистического и экономико-математического моделирования в прикладных научных исследованиях. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2013. - № 3. - С.73-79.
5. Лукьянова Н.Ю., Дюкина Т.О. Многоуровневый подход к оценке эффективности маркетинга. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2014. - № 3. С.84-88.