В данной статье приводятся результаты исследования рынка медицинских услуг и его состояния в Калининградской области, выдвигаются основные причины данного состояния, так же определяются основные направления для того, чтобы повысить качество медицинских услуг.
Ключевые слова:качество, медицина, конкурентоспособность.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью совершенствования качества и конкурентоспособности рынка платных медицинских услуг в связи с вхождением на рынок всё больше новых и новых конкурентов в лице частных клиник.
В настоящее время ходит некий скепсис среди потребителей данной услуги, что частные клиники оказывают медицинскую помощь наиболее качественным и добросовестным путём. В свою очередь, многие люди утверждают, что наша медицина в ужасном состоянии и лучше вообще не ходить к врачам, а, то только хуже сделают. В связи с данными предположениями необходимо провести анализ качества и конкурентоспособности медицинских услуг. Качество реализуемых медицинских услуг очень важный показатель, как и для потребителя этих услуг, так и для производителя услуг. Ведь от качества произведённой услуги пациенту можно сказать зависит его дальнейшее здоровье.
Качество - это составная часть конкурентоспособности рынка платных медицинских услуг.
Для потребителя рынок платных медицинских услуг играет важную роль, так как необходимо выбрать то учреждение здравоохранение, где высококвалифицированные врачи, современное и качественное оборудование, доступные цены, хорошее внутренние состояние больницы и расширенный ассортимент услуг. Когда появляются новые поликлиники, то никто из потребителей не знает о качестве услуг, поэтому медицинским учреждениям необходимо сразу выделить несколько групп потребителей:
1) Те, которые считают, что платная медицина намного лучше бюджетной. И готов заплатить любые деньги за высококвалифицированного специалиста. Хотя, как правило, хорошие специалисты работают как и в платной медицине, так и в государственных учреждениях.
2) Те, кто гонится за новыми аппаратами для больных и новыми методами лечения.
3) Ну и наконец, те, которые верят красивой рекламе.
В соответствие с приведёнными группами потребителей медицинское учреждение должно обладать всеми теми качествами, которые хотят видеть в больнице пациенты.
В связи с разногласиями потребителей о том, какое же учреждение лучше и на каком уровне находится медицина, был проведён опрос. Было роздано 100 анкет, вернулось 75 анкет. В опросе принимали участие мужчины и женщины разных возрастов. В первую очередь, была изучена посещаемость медицинских учреждений. В ходе исследования получилось, что в основном медицинские учреждения посещают все категории 1 раз в год. Наименьшую долю во всех категориях занимают 2 ответа, это посещаемость 3 раза в год и по необходимости. (Рис. 1)
Рис. 1. Посещаемость медицинских учреждений
Следующий вопрос, который был задан, это какие учреждения вы выбираете. И как ни странно практически во всех категориях опрошенных лидируют частные клиники, кроме женщин от 48 лет, они выбирают государственные учреждения. Также мужчины от 48 лет выбирают в основном ведомственное учреждение.
Далее необходимо было узнать какое же медицинское учреждение чаще всего посещают наши граждане. Практически все категории выбрали МедЭксперт, кроме опять же мужчин и женщин от 45 лет, они выбирают учреждение по месту жительства.
Также был задан интересный вопрос: «А когда Вы заболеваете, то обращаетесь к врачу?». Все без исключения в основном давали ответ в зависимости от тяжести заболевания, и вы это можете проследить на диаграмме. Только мужчины в возрасте от 18 до 28 лет считают, что они лучше знают, что им поможет. (Рис. 2)
Рис.2. Когда Вы заболеваете, то обращаетесь к врачу?
Следующий вопрос, который был задан: «Как вы считаете медицина на высоком уровне в Калининградской области?». В основном все категории были единодушны в ответах и отвечали, что даже до среднего не дотягивает. В основном люди считают, что медицина на низком уровне из-за квалификации врачей и неумение правильно диагностировать лечения и из-за плохого качества оборудования. Самые интересные ответы были получены от мужчин, в категории от 18 до 28 лет - был дан такой ответ, что медицина на высоком уровне только в частных клиниках.
Также стало интересно, что же наши граждане хотели бы изменить в медицине. В основном все категории были солидарны в этом вопросе и отвечали примерно одно и тоже, а именно модернизировать оборудование, повысить квалификацию врачей, изменить отношение врачей к своему долгу.
Так как мы с Вами, все иногда заболеваем, и не раз нам приходилось выбирать хорошего врача и больницу. Уместно было бы провести анализ конкурентоспособности.
И понять какую же больницу лучше всего выбрать. Так как в основном граждане выбирают частные клиники либо государственные учреждения?
Для того, чтобы оценить конкурентоспособность той или иной фирмы на рынке можно использовать экспертный метод и построить матрицу МакКинси. В качестве экспертов выступали сами потенциальные потребители медицинской услуги. Оценка привлекательности отрасли по 10-бальной шкале. Результаты оценки отрасли по критериям привлекательности представлены на слайде. Качество лечение, качество препаратов и квалификация врачей самые важные факторы, по мнению потребителей.
Для оценки конкурентной силы фирмы использована шкала от 1 до 10 баллов.
На основании полученных значений проводится оценка конкурентной силы предприятия в сравнении с основными конкурентами Результаты расчетов отражаются на матрице (Рис. 3).
При построение матрицы Мак Кинси было выявлено место Дорожной больницы на рынке медицинских услуг и место её конкурентов. Основным конкурентом Дорожной больницы является государственной учреждение здравоохранения «Областная клиническая больница», как и Дорожная больница, они попали в квадрант номер 6 – зона победителей. При проведение анализа были рассмотрены слабые стороны Дорожной больницы по сравнению с областной клинической больницей, а именно, широта ассортимента по мнению пациентов в Дорожной больнице меньше, месторасположение не очень удобное, но это не ключевой фактор успеха. Квалификацию врачей потенциальные пациенты оценивают лучше в областной больнице. Такие больницы как ООО «Прогноз» и ООО «МедЭксперт» попали в квадрант номер 5 – средний бизнес. Таким частным клиникам как Прогноз и МедЭксперт необходимо расширять ассортимент услуг, повышать общее представление о частных клиниках на рынке медицинских услуг.
Рис. 3. Результаты оценки конкурентной силы фирмы
Подытожив необходимо сказать, что всё-таки частным клиникам тяжело конкурировать с государственными и ведомственными учреждениями. Так как некоторыми государственные и ведомственные учреждения – обладают большим ассортиментом услуг, большим количеством установленного оборудования, новейшими способами обследования человека, с квалифицированным составом персонала. Поэтому современному обществу необходимо взять на заметку, что хорошо разрекламированные частные клиники не всегда предоставляют всей той полноты и ответственности лечения, которые могут дать государственные и ведомственные учреждения.
Литература:
1. Официальный сайт Калининградской дорожной больницы. http://www.db-klzd.ru/
2. Официальный сайт клиники «МедЭксперт». http://www.med-expert.ru/
3. Официальный сайт ООО «Прогноз». http://www.prognozmc.ru/