Педагогическое проектирование процесса самостоятельного образования студента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 26.05.2014

Статья просмотрена: 586 раз

Библиографическое описание:

Абдуллаева, О. С. Педагогическое проектирование процесса самостоятельного образования студента / О. С. Абдуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 757-760. — URL: https://moluch.ru/archive/67/10900/ (дата обращения: 15.11.2024).

Встатье рассматриваются проблемы проектирования самостоятельного образования студентов по направлению профессионального образования. Приводится перечень разновидностей самостоятельной работы, а также составные части педагогического проектирования процесса самостоятельного образования студента. Подчеркивается, что самостоятельная работа студента — один из компонентов самостоятельного образования.

Ключевые слова: самостоятельное образование, самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, самостоятельное учение.

This article discusses the design of self- education students towards vocational education. A list of species independent work, as well as components of the pedagogical design process of self- education student. Emphasizes that the independent work of the student — one of the components of self- education.

Keywords: self-education, self-study, self-employment, self- teaching.

За последние годы в педагогике высшей школы обращается большое внимание на необходимость повышения эффективности самостоятельного образования студентов. В этих целях издан специальный приказ (2009 г.) Министерства высшего и среднего специального образования республики Узбекистан с соответствующим приложением, создано несколько научных и методических разработок по организации самостоятельного образования, самостоятельной работы, самостоятельной деятельности и самостоятельного учения студентов.

В то же время наблюдение за состоянием организации самостоятельного образования студентов в высших учебных заведениях на сегодняшний день показывает, что необходимо продолжать обращать серьезное внимание на выявления причин не срабатывания данного мощного педагогического механизма, обеспечивающего подготовку высококачественных специалистов и разработку наиболее эффективных вариантов его полноценной реализации.

Как известно, на самостоятельное образование в учебных планах образовательных направлений, включая курсовые и итоговые квалификационные работы, уделяется 50 % (рис 1,а), а в срезе отдельных учебных предметов в среднем 33 % (рис 1,б) всего учебного времени.

ОБРАЗОВАНИЕ

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

50 %

ОБРАЗОВАНИЕ

ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

33 %

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

33 %

САМОСТОЯТЕЛЬ-НОЕ ЗАНЯТИЕ

50 %

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ (ЛАБ.) ЗАНЯТИЕ

33 %

б)

а)

Рис. 1. Удел самостоятельного образования в образовательном стандарте.

Всю суть решения задачи об организации самостоятельного образования можно свести к направлению реального и полезного использования именно этих 50-и или 33-х процентных уделов учебного времени на глубокое усвоение студентами знаний, умений и навыков, предусмотренных государственными образовательными стандартами и учебными программами дисциплин.

В методических указаниях по организации самостоятельной работы, выполняемой студентами в рамках самостоятельного образования, дается большой перечень разновидностей такой работы:

-          самостоятельное усвоение некоторых тем обучаемого предмета по учебной литературе, ознакомление с учебными источниками;

-          подготовка к практическим, семинарским лабораторным занятиям;

-          приготовление реферата по конкретной теме;

-          выполнение курсовых работ или курсового проекта;

-          выполнение расчетно-графических работ;

-          работа над макетами, моделями и литературными или художественными произведениями;

-          решение реально существующей проблемы;

-          составление тестов, дискуссионных вопросов и задач;

-          приготовление научных статей, тезисов и лекций;

-          решение нестандартных задач практического характера и творческая работа;

-          выполнение домашних заданий и др.

Разумеется, что этот перечень целиком не распространяется на все учебные предметы. Исходя из специфики учебного предмета, его преподаватель может давать предпочтение двум или трем, и желательно не больше, видам самостоятельной работы студента. И при этом следует не забывать, что самостоятельная работа студента, это — еще не самостоятельное образование. Самостоятельная работа студента становится самостоятельным образованием только тогда, когда предшествует перед ней задание по самостоятельному образованию и последует за ней педагогическое ее оценивание (рис.2).

Самостоятельное образование

=

Задание по самостоятельному образованию

+

Самостоятельная работа студента

+

Педагогическое оценивание

Рис. 2. Самостоятельная работа студента как один из компонентов самостоятельного образования

Формула, приведенная на рис. 2 позволяет уточнять компоненты, из которых состоит педагогический проект самостоятельного образования студента: вид задания, время, затрачиваемое на выполнение задания и критерии оценивания самостоятельной работы студента, а также педагогические условия или требования, предъявляемые для их разработки (рис. 3.).

Рис. 3. Составные части педагогического проектирования процесса самостоятельного образования студента.

Приступим к проектированию самостоятельного образования студентов по определенной учебной дисциплине, имеющей место в учебном плане определенного образовательного направления.

1.    Проектирование задания по самостоятельному образованию. Проектирование задания по самостоятельному образованию в первую очередь предполагает уточнения требований и условий для его составления. Это:

-          название учебного предмета (например, информатика и информационные технологии);

-          вид образования (например, бакалавриат);

-          направление образования (например, 5111000 — профессиональное образование: механизация сельского хозяйства)

Название учебного предмета указывает здесь на наиболее характерные черты деятельности специалиста, достаточно хорошо владеющего специальностью, одноименной с названием учебного предмета.

Вид образования, позволяет уточнить — на каком уровне сложности проектировать задание самостоятельного образования. На нашем примере нужно будет учитывать то, что такого же названия предмет студентами бакалавриата изучен и в общеобразовательной школе, профессиональном колледже или академическом лицее, до поступления в вуз. Во взятом нами, к примеру, направлении образования предмет «Информатика и информационные технологии» обучается в 1-м и во 2-м семестрах в объеме 234-х часов, из которых 82 часа уделено на самостоятельное образование по данному предмету.

Направление образования позволяет уточнить содержание заданий самостоятельного образования по учебному предмету в зависимости от специфики специальности, получаемой студентом. На нашем примере, это — инженер-педагог профессионального колледжа по учебным предметам, относящихся к механизации сельского хозяйства.

2.   Проектирование самостоятельной работы студента (СРС). Проектирование данного раздела самостоятельного образования начинается с уточнения педагогических требований или условий для расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение:

-          семестр, в котором преподается учебный предмет (на нашем примере — первый; вместе с тем необходимо учитывать и то, что данный предмет будет изучен и во втором семестре);

-          лекционные занятия (ЛЗ, на нашем примере — 38 ч.);

-          практические занятия (ПЗ, на нашем примере — 28 ч.);

-          самостоятельное образование — самостоятельное занятие (СЗ, на нашем примере — 41 ч.).

Сведения такого рода позволяют уточнять: сколько часов времени должен уделить студент на самостоятельное изучение теории предмета, и сколько часов времени на самостоятельное вырабатывание навыков и умений практического характера. На нашем примере это соотношение составляет 24:17, что приблизительно равно (ЛЗ):(ПЗ) = 38:28.

3. Проектирование педагогического оценивания СРС. Сведения, послужившие при проектировании первого и второго разделов проекта самостоятельного образования, служат также и при проектировании акта педагогического оценивания результатов самостоятельной работы студента.

Наиболее распространенной формой самостоятельной работы в настоящее время по многим вузовским учебным предметам как теоретического, так и практического характера, стала задание написать по заданной теме 2–4 реферата в объеме у каждого 7–8 стр.

Ненадежность такой практики заключается в том, что этот же объем одинаково принят как «предметниками», для СРС по дисциплине которых уделено, скажем 60–70 часов, так и для СРС по дисциплине которых уделено 20–25 часов. Для подготовки каждого такого реферата студент затрачивает обычно 1–2 час, переписыванием соответствующего готового текста; еще меньше: до 15–20 минут, если его работу принимают в форме выполненной на компьютере. Так как в последнем случае в компьютере всегда есть возможность находить нужный материал и быстро его распечатать.

Более достойного внимания заслуживает практика организации СРС преподавателями начертательной геометрии. Учебный курс ими разблокирован в нужном количестве. Преподаватель по лекционной части читает лекцию по первому блоку. Преподаватель по практическим занятиям раздает индивидуальные задания по тому же блоку. На практических занятиях студенты занимаются решением своих задач, а преподаватель кому-то помогает, кому-то показывает правильный ход, кому-то что-то объясняет. Задачи в аудитории остаются не дорешенными. Завершение и оформление до состояния, достойного к сдаче решения задачи оставляется за студентом как самостоятельная работа. Такое действие повторяется в одном семестре 8 раз. Все часы, отведенные учебным планом для данного предмета (Лекционные занятия, практические занятия и самостоятельное образование) затрачиваются рационально.

При организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика и информационные технологии», которую ведем, мы предпочли воспользоваться именно таким опытом.

Учебный материал, предусмотренный усвоить студентами на 1-м семестре, разделим на 4 блока.

Преподаватель по лекциям в течение 38 часов последовательно объясняет организацию работы с такими электронными программами, например, как: «Microsoft Word», «Microsoft Excel», «Power Point», «Microsoft Access». В процессе прохождения этих тем, раздает каждому студенту по 4 задания по углубленному изучению перечисленных программ. Время, затрачиваемое на выполнение каждого задания должно занимать приблизительно 6 часов » 38:6.

Преподаватель практических занятий в соответствующих часах (28 ч.) раздает студентам в количестве 4-х индивидуальные задания, связанные с практической работой на вышеперечисленных программах. Время на выполнение каждого задания должно занимать приблизительно 11 часов » 45:4. Из этих 11 часов 7 часов студенты часть своих заданий выполняют на практических занятиях в аудитории и 4 часа — самостоятельно; если есть условия — дома, если нет, то — в учебных кабинетах, оборудованных компьютерами.

При оценке каждого задания, выполненного студентом (допускаем, что все задания составлены в одинаковой сложности), исходим из общепринятых установок:

-          за уровень усвоенного студентом теоретического материала: max = 9 баллов (36: 4);

-          за уровень выработанных студентом практических умений и навыков: max = 9 баллов (36: 4);

-          еще max = 28 от max = 100 оставляется на итоговое оценивание по предмету.

Таким образом, разработанная нами модель по проектированию самостоятельного образования студентов высших учебных заведений по направлению профессиональное образование формирует положительный опыт самостоятельной работы студентов, повышает их уровень готовности к самостоятельному образованию.

Литература:

1.                 Росина Н. Организация самостоятельной работы в контексте инновационного обучения / / Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 109–114.

2.                 Сенашечко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы / / Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 103–109.

3.                 Тюрикова Г., Филатова О., Прошкина И., Семенова Е. Организация самостоятельной работы студентов — условие реализации компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 93–97.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельное образование, самостоятельная работа студента, самостоятельная работа, учебный предмет, занятие, самостоятельное образование студентов, час, задание, студент, практический характер.


Ключевые слова

самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, самостоятельное образование, самостоятельное учение., самостоятельное учение

Похожие статьи

К вопросу о значении самостоятельной деятельности студентов вузов

В статье рассмотрено значение самостоятельной деятельности студентов вузов для формирования личностного новообразования — самостоятельно-деятельностной компетентности. Рассмотрены основные составляющие самостоятельной учебной деятельности, педагогиче...

Формирование творческой активности бакалавра педагогического образования

В статье освещаются взгляды и исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов на проблему формирование творческой активности бакалавров педагогического образования. Раскрываются сущность понятия активность, творческая активность, обосн...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза

В статье рассматривается самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины иностранный язык. Определяется роль самостоятельной работы при обучении иностранному языку и условия ее эффективной реализации.

Педагогические технологии развития творческих способностей инженера

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий формирования творческих способностей студентов инженерных направлений. Особое внимание уделено характеристике таких педагогических технологий как взаимодействие и самостоятельная работа.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов, каждый из которых отраж...

Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку

В данной статье рассматривается проблема самостоятельности и самостоятельной работы студентов (СРС) в процессе обучения. Представлены толкования сущности СРС различными педагогами-исследователями. В статье приводится сравнение самостоятельной работы ...

Подходы к формированию творческой самостоятельности студентов-дизайнеров

Статья рассматривает подходы к организации учебного процесса направленного на формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. В ходе теоретического исследования выделяются этапы и определяются характеристики творческой самостоятельнос...

Пути формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

В статье рассматривается проблема формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка. Описаны понятие «самостоятельная работа» в трактовке разных авторов. Определены и систематизированы основные виды самостоятельн...

Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе

В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности. Представлены виды работ, способствующ...

Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов

В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия конкурентоспособности на рынке труда. Даются определения видов исследовательских работ, краткая историческая справка развития проблемно-поискового метода. Приводится посл...

Похожие статьи

К вопросу о значении самостоятельной деятельности студентов вузов

В статье рассмотрено значение самостоятельной деятельности студентов вузов для формирования личностного новообразования — самостоятельно-деятельностной компетентности. Рассмотрены основные составляющие самостоятельной учебной деятельности, педагогиче...

Формирование творческой активности бакалавра педагогического образования

В статье освещаются взгляды и исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов на проблему формирование творческой активности бакалавров педагогического образования. Раскрываются сущность понятия активность, творческая активность, обосн...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза

В статье рассматривается самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины иностранный язык. Определяется роль самостоятельной работы при обучении иностранному языку и условия ее эффективной реализации.

Педагогические технологии развития творческих способностей инженера

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий формирования творческих способностей студентов инженерных направлений. Особое внимание уделено характеристике таких педагогических технологий как взаимодействие и самостоятельная работа.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов, каждый из которых отраж...

Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку

В данной статье рассматривается проблема самостоятельности и самостоятельной работы студентов (СРС) в процессе обучения. Представлены толкования сущности СРС различными педагогами-исследователями. В статье приводится сравнение самостоятельной работы ...

Подходы к формированию творческой самостоятельности студентов-дизайнеров

Статья рассматривает подходы к организации учебного процесса направленного на формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. В ходе теоретического исследования выделяются этапы и определяются характеристики творческой самостоятельнос...

Пути формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

В статье рассматривается проблема формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка. Описаны понятие «самостоятельная работа» в трактовке разных авторов. Определены и систематизированы основные виды самостоятельн...

Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе

В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности. Представлены виды работ, способствующ...

Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов

В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия конкурентоспособности на рынке труда. Даются определения видов исследовательских работ, краткая историческая справка развития проблемно-поискового метода. Приводится посл...

Задать вопрос