Неполная семья — это категория семьи с отсутствием одного из родителей, когда одинокие мать или отец проживают с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) всю ответственность.
В 2012 году около 30 % семей в России были неполными — не хватало одного родителя. Для сравнения: в 1996 году таких было не более 13 %. Таким образом, за последние 16 лет количество семей с одним родителем увеличилось в 2,3 раза. Статистику привел Росстат.
Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.
Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи.
Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. [1,c.25]
Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. [2,c.95]
Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители. [5,c.24]
Социальная работа с неполной семьей включает в себя экономический, юридический, психологический, социальный и педагогический аспекты и, следовательно, требует от специалиста знания основ этих наук, владение их технологиями.
Содержание социальной работы с семьей в общеобразовательном учреждении в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. В зависимости от характера социальной помощи строится и план работы, определяется ее содержание и вид практической помощи. [3,c.54]
Деятельность специалистов по социальной работе многогранна: в одном случае они проводят консультацию супругов, в другом — совместно с родителями вырабатывают общую линию воспитания подростка, в третьем — решают проблемы неполной или многодетной семьи, в четвёртом — занимаются семейной психотерапией, поддержкой и т. д. В принципе, эти многоплановые контакты специалиста по социальной работе с семьями, порождаемые потребностями совместной деятельности, являются своеобразными формами проявления общих закономерностей социальной работы с семьёй.
Можно выделить направления при социальной работе с неполной семьей в условиях общеобразовательного учреждения. Каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений. Очевидно, что в каждой конкретной ситуации неполная семья нуждается в различных видах помощи с тем, чтобы, по крайней, частично компенсировать влияние негативных факторов на развитие ребенка.
Первым направлением социальной работы с семьёй является предоставление педагогических услуг, куда входит: 1) помощь в защите интересов детей; 2) консультативная помощь родителям и детям; 3) организация обучения родителей приёмам игровой и учебной деятельности детей.
Вторым направлением социальной работы с семьёй является предоставление психологических услуг, куда входит: 1) психодиагностика и обследование личности клиента; 2) семейное психологическое консультирование (индивидуальное и групповое); 3) телефонное консультирование; 4) коррекцию отношений и поведения; 5) профилактика конфликтных ситуаций в семье; 6) проведение тренингов по коммуникативному общению и т. д.
Третьим направлением социальной работы с семьей является создание групп поддержки и организации взаимодействия родителей из неполных семей: свободный обмен мнениями по поводу проблем, вызывающих у них особое беспокойство, взаимное обогащение опытом детско-родительских взаимоотношений.
Четвертым направлением социальной работы с семьей является оказание помощи в организации семейного досуга, координации связей семьи с различными ведомствами и социальными службами.
Деятельность специалиста по социальной работе с семьей включает три основных составляющих: образовательную, психологическую, посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального работника: помощь в обучении и воспитании.
Деятельность специалиста по социальной работе в общеобразовательном учреждении предусматривает проведение широкого просвещения родителей, которые в одиночку воспитывают детей, по следующему кругу вопросов:
а) педагогическая и социальнопсихологическая подготовка родителей к воспитанию детей;
б) роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
в) значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери;
г) воспитание детей в неполной семье с учетом пола и возраста;
д) социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков и т. д. [6,c.213]
Психологическая составляющая при работе с семьей включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и социально-психологическую коррекцию межличностных отношений.
Посреднический компонент включает в себя три составляющие:
1. Помощь направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, «клубов знакомств», летнего отдыха и другое.
2. Помощь направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.
3. Помощь направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, так и проблем, которые существуют внутри семьи. [6,c.198]
4. В группе школьников, среди которых были дети из полных и неполных семей, характерными качествами личности детей из неполных семей являлись: неразговорчивость, замкнутость, неумение забывать неудачи, неумение владеть собой, непрактичность, неуверенность в себе, нервозность, стремление постоянно быть одному и тому подобные. Когда как для детей из полных семей основными качествами личности были: аккуратность, спокойствие, уверенность, открытость, эмоциональность, смелость, взвешенность поступков, общительность и т. д. Этими качествами обладали и некоторые дети из неполных семей, где наблюдались ровные, доброжелательные отношения между взрослыми и детьми, где нормальный уровень материального положения и достаточно высокий интеллектуальный, образовательный уровень взрослых (родителей или опекунов, или других родственников).
Таким образом,можно сделать следующие выводы. Социальная работа с неполными семьями представляет собой целостную систему. Содержание социальной работы с семьей в общеобразовательном учреждении в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации.
Социальная работа ориентирована не только на решение проблем неполной семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи.
Социальный педагог должен заниматься своим делом хорошо и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Иногда в помощи нуждаются больше родители, чем сами дети. Дети осознают важность воспитательной работы, как правило, позже, зачастую тогда, когда они сами становятся родителями. И хотелось бы, чтобы будущие родители моделировали свою жизнь на хороших примерах общения и воспитания.
Литература:
1. Голод, С. И. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование / С. И. Голод, А. А. Клепин. — СПб. : Филиал института социологии РАН, 2007. — 25 с.
2. Гурко, Т. А. Трансформация института современной семьи / Т. А. Гурко / / Социс. — 2005. — № 10. — С. 95–99.
3. Лодкина Т. Диагностика в работе семейного социального педагога / Социальная педагогика // Деловой журнал для социальных работников и педагогов. — 2005. — № 2. — С. 54, 59.
4. Принципы воспитания ребёнка в неполной семье/ Школьный психолог// Методическая газета для педагогов-психологов. — 2008. — № 10. — С. 24.
5. Ребёнок без отца/ Виринея // Народный женский журнал. — 2006. — № 10. — С. 24.
6. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. — М.: Издат. Центр «Академия», 2004. — 272 с.