О проектировании адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 18.05.2014

Статья просмотрена: 19087 раз

Библиографическое описание:

Калашникова, С. А. О проектировании адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / С. А. Калашникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 786-790. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11129/ (дата обращения: 15.11.2024).

В работе представлен анализ структурных и содержательных компонентов адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваемых в контексте действующих нормативных актов и проекта Концепции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.       

Ключевые слова: адаптированная образовательная программа, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проектирование, технологическая карта, проекты ФГОС, Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 2564.14

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной задачей современного общества, значимость которой повышается в связи с увеличением числа детей с проблемами в психофизическом развитии. Так, по данным Министерства образования и науки РФ, на начало 2013–2014 учебного года в образовательных организациях Российской Федерации обучается 467 176 детей с ОВЗ, из них только 210 194 детей обучаются в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ. Большая часть детей получают образование в коррекционных классах при общеобразовательных организациях и в общеобразовательных классах.

Признание прав особого ребенка на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач социальной практики.

В Письме Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ОВЗ [4]. Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

ВНациональной образовательной инициативе «Наша новая школа»(утв. 04.02.2010 г., Пр-271) сформулирован основной принцип инклюзивного образования: «Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации» [3].

В статье 17 прежнего Закона Российской Федерации «Об образовании» (№ 3266–1 от 10 июля 1992 г.) было установлено, что образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников [1]. Вместе с тем, в целях совершенствования образовательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии приказом Министерства образования России № 29/2065-п от 10.04.2002 были утверждены учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов [6].

Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 определено, что основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в том числе, программу коррекционной работы). Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы [5].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»(№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.) комплексно регулирует отношения в сфере образования, в том числе образования лиц с ОВЗ, отдает приоритет инклюзивному образованию, ориентирует на разные образовательные потребности и устанавливает особенности организации образовательного процесса и индивидуальный подход к обучению каждого ребенка [9]. В части 6 ст. 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обозначается, что «в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования» [там же]. Тем самым закон устанавливает возможность адаптировать образовательную программу с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей лиц с ОВЗ, обеспечивая их право на образование.

В настоящее время данный пункт Закона реализуется подготовкой нормативных документов, определяющих специальные требования к разработке образовательных программ для обучающихся с ОВЗ. На сегодняшний день ведущими специалистами в области специального образования разработан проект Концепции федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и проекты ФГОС для обучающихся с ОВЗ всех категорий [2; 7]. Цель стандартов — определить необходимые условия получения образования для детей с ОВЗ; представить примерные образовательные программы, адаптированные для различных категорий обучающихся; обозначить требования к результатам освоения программ и к итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения школьного образования для каждого уровня образования.

В ст. 2 Закона об образовании и в Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ дается определение понятия «адаптированная образовательная программа». Это «образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» [2; 9].

С учетом содержания указанных выше нормативных документов разработана технологическая карта, которая может быть использована в качестве основы при проектировании адаптированной образовательной программы начального общего образования (АОП НОО) для обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях общего и специального образования (см. табл. 1).

Таблица 1

Технологическая карта проектирования адаптированной образовательной программы начального общего образования (АОП НОО) для обучающихся с ОВЗ

Разделы

Содержание разделов АОП НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

1.                  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1) Цели реализации адаптированной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися образовательной программы НОО.

2)Психолого-педагогическая характеристика обучающихся, описание особых образовательных потребностей обучающихся.

3) Ключевые идеи организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ на начальной ступени школы (принципы и подходы к формированию АОП НОО и состава участников образовательного процесса образовательного учреждения; общая характеристика АОП НОО; общие подходы к организации внеурочной деятельности).

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися АОП НОО

1) Формирование универсальных учебных действий, личностные и метапредметные результаты.

2) Предметные результаты освоения учебных дисциплин (академические достижения).

3) Личностные результаты обучения по каждому направлению (освоение жизненной компетенции).

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП НОО

1) Описание направлений и целей оценочной деятельности, объекта и содержания оценки, критериев, процедур и состава инструментария оценивания, форм представления результатов, условий и границ применения системы оценки.

2) Требования к предметным, метапредметным и личностным результатам на данной ступени образования.

3) Требования к использованию знаний и умений на практике.

4) Требования к активности и самостоятельности применения знаний и умений на практике.

5) Специальные требования к развитию жизненной компетенции.

6) Формы проведения аттестации.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Программа формирования универсальных учебных действий

1)      Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

2)     Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

3)     Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

2.2. Программы отдельных учебных предметов

1)           Общие положения (характеристика учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета).

2)           Содержание учебного предмета; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

3)           Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

2.3. Программа духовно-нравственного развития

1) Цель, задачи, основные направления работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся.

2) Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания (социальных компетенций, моделей поведения).

3) Формы организации системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания.

4) Содержание системы урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.

2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

1)     Цели, задачи, планируемые результаты работы образовательной организации по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

2)     Основные направления и перечень организационных форм работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

2.5.Программа коррекционной работы

1) Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими АОП НОО.

2) Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса.

3) Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ (в т. ч. безбарьерной среды, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий).

4) Модели и технологии реализации коррекционной работы в образовательной организации.

5) Планируемые результаты коррекционной работы.

3.                 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план

1) Базисный учебный план.

2) Рабочий учебный план образовательного учреждения.

3) Пояснительная записка к рабочему учебному плану.

3.2. Программа внеурочной деятельности

1) Общие положения, цели, задачи внеурочной деятельности.

2) Основное содержание и организационно-методические условия внеурочной деятельности.

3) Цели, задачи и содержание отдельных направлений внеурочной деятельности школы.

4) Программы курсов внеурочной деятельности, реализуемых в образовательной организации.

1.3.   Система условий реализации АОП НОО

1)    Описание условий и ресурсов образовательной организации.

2)    Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями АОП НОО образовательного учреждения, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и требованиями ФГОС.

3)    Механизмы достижения необходимых изменений в системе условий.

4)    График (дорожная карта) по созданию необходимой системы условий.

5)    Система оценки условий реализации АОП НОО для обучающихся с ОВЗ.

В технологической карте обозначены обязательные для образовательной программы разделы и компоненты, раскрыто их содержание.

В пояснительной записке к адаптированной образовательной программе целесообразно давать психолого-педагогическую характеристику и описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, и, соответственно, ключевые идеи организации образовательного процесса для данной категории обучающихся на начальной ступени школы.Планируемые результаты освоения обучающимися АОП НОО должны отражать предметные, метапредметные и личностные результаты обучения по каждому направлению, для каждой образовательной области.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП, в отличие от данного компонента основной образовательной программы, должна представлять не только требования к предметным, метапредметным и личностным результатам на данной ступени образования, но и требования к использованию знаний и умений на практике, к активности и самостоятельности применения знаний и умений на практике, а также специальные требования к развитию жизненной компетенции обучающегося в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Особого внимания в содержательном разделе АОП заслуживает программа коррекционной работы. Согласно ФГОС начального общего образования, программа коррекционной работы должна обеспечивать [8]:

-        выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

-        осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-        возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

В проектах ФГОС для обучающихся с ОВЗ определены функции программы коррекционной работы, которые заключаются в выявлении особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; осуществлении индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии [7]. Условия реализации и результаты коррекционной работы определяются ФГОС для обучающихся с ОВЗ применительно к каждой категории детей [2].

В организационном разделе особого внимания заслуживает система условий реализации АОП, которая должна включать описание условий и ресурсов образовательной организации, обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и требованиями ФГОС, описание системы оценки условий реализации АОП НОО для обучающихся с ОВЗ.

Таким образом, Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и проекты ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья задают целевые и содержательные ориентиры в обеспечении права детей с ОВЗ на образование посредством создания адаптированных образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ, организации комплексной помощи в процессе развития и обучения, обеспечения оптимальных условий для социализации обучающихся с ОВЗ.

Литература:

1.      Закон Российской Федерации «Об образовании» (№ 3266–1 от 10.07.1992 г.). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=137707 (дата обращения 14.04.2014 г.).

2.      Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект). URL: hhtp:// институт-коррекционной-педагогики.рф/specialnyj-fgos/ (дата обращения 17.04.2014 г.).

3.      Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=562811 (дата обращения 17.04.2014 г.).

4.      Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=433853 (дата обращения 14.04.2014 г.).

5.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=123390 (дата обращения 18.04.2014 г.).

6.      Приказ Министерства образования России № 29/2065-п от 10.04.2002. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=307849 (дата обращения 18.04.2014 г.).

7.      ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ (дата обращения 25. 03.2014 г.).

8.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373). Часть 3, п.19.8. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142269 (дата обращения 17.04.2014 г.).

9.      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158523 (дата обращения 14.04.2014 г.).

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, коррекционная работа, образовательный процесс, обучающийся, начальное общее образование, психофизическое развитие, адаптированная образовательная программа, учет особенностей, внеурочная деятельность, образовательная организация.


Похожие статьи

Задачи региональной системы образования в условиях апробации Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В работе представлен анализ актуального состояния и определены задачи апробации и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Забайкальского кра...

Методические аспекты проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен анализ структурных и содержательных компонентов адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики

Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...

Обеспечение подготовки педагогических работников к реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями

В связи с вступившими в силу ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), остро встал вопрос нехватки подготовленных компетентных педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования

Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при организации внеурочной деятельности, представлены ли...

Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование вышло на качественно новый уровень. В связи с этим педагогам-дош...

Выявление детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной помощи

В статье рассматриваются основные положения концепции выявления детей с ограниченными возможностями здоровья; предлагается перечень мероприятий для введения концепции в практическую деятельность, а также прогнозируются основные препятствия и трудност...

Опыт организации проектной деятельности гимназистов по экологии в условиях реализации ФГОС

Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.

Похожие статьи

Задачи региональной системы образования в условиях апробации Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В работе представлен анализ актуального состояния и определены задачи апробации и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Забайкальского кра...

Методические аспекты проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен анализ структурных и содержательных компонентов адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики

Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...

Обеспечение подготовки педагогических работников к реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями

В связи с вступившими в силу ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), остро встал вопрос нехватки подготовленных компетентных педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования

Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при организации внеурочной деятельности, представлены ли...

Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование вышло на качественно новый уровень. В связи с этим педагогам-дош...

Выявление детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной помощи

В статье рассматриваются основные положения концепции выявления детей с ограниченными возможностями здоровья; предлагается перечень мероприятий для введения концепции в практическую деятельность, а также прогнозируются основные препятствия и трудност...

Опыт организации проектной деятельности гимназистов по экологии в условиях реализации ФГОС

Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.

Задать вопрос