В работе представлен анализ структурных и содержательных компонентов адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваемых в контексте действующих нормативных актов и проекта Концепции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: адаптированная образовательная программа, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проектирование, технологическая карта, проекты ФГОС, Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 2564.14
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной задачей современного общества, значимость которой повышается в связи с увеличением числа детей с проблемами в психофизическом развитии. Так, по данным Министерства образования и науки РФ, на начало 2013–2014 учебного года в образовательных организациях Российской Федерации обучается 467 176 детей с ОВЗ, из них только 210 194 детей обучаются в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ. Большая часть детей получают образование в коррекционных классах при общеобразовательных организациях и в общеобразовательных классах.
Признание прав особого ребенка на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач социальной практики.
В Письме Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ОВЗ [4]. Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
ВНациональной образовательной инициативе «Наша новая школа»(утв. 04.02.2010 г., Пр-271) сформулирован основной принцип инклюзивного образования: «Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации» [3].
В статье 17 прежнего Закона Российской Федерации «Об образовании» (№ 3266–1 от 10 июля 1992 г.) было установлено, что образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников [1]. Вместе с тем, в целях совершенствования образовательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии приказом Министерства образования России № 29/2065-п от 10.04.2002 были утверждены учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов [6].
Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 определено, что основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в том числе, программу коррекционной работы). Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы [5].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»(№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.) комплексно регулирует отношения в сфере образования, в том числе образования лиц с ОВЗ, отдает приоритет инклюзивному образованию, ориентирует на разные образовательные потребности и устанавливает особенности организации образовательного процесса и индивидуальный подход к обучению каждого ребенка [9]. В части 6 ст. 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обозначается, что «в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования» [там же]. Тем самым закон устанавливает возможность адаптировать образовательную программу с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей лиц с ОВЗ, обеспечивая их право на образование.
В настоящее время данный пункт Закона реализуется подготовкой нормативных документов, определяющих специальные требования к разработке образовательных программ для обучающихся с ОВЗ. На сегодняшний день ведущими специалистами в области специального образования разработан проект Концепции федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и проекты ФГОС для обучающихся с ОВЗ всех категорий [2; 7]. Цель стандартов — определить необходимые условия получения образования для детей с ОВЗ; представить примерные образовательные программы, адаптированные для различных категорий обучающихся; обозначить требования к результатам освоения программ и к итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения школьного образования для каждого уровня образования.
В ст. 2 Закона об образовании и в Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ дается определение понятия «адаптированная образовательная программа». Это «образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» [2; 9].
С учетом содержания указанных выше нормативных документов разработана технологическая карта, которая может быть использована в качестве основы при проектировании адаптированной образовательной программы начального общего образования (АОП НОО) для обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях общего и специального образования (см. табл. 1).
Таблица 1
Технологическая карта проектирования адаптированной образовательной программы начального общего образования (АОП НОО) для обучающихся с ОВЗ
Разделы |
Содержание разделов АОП НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
|
1.1.Пояснительная записка |
1) Цели реализации адаптированной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися образовательной программы НОО. 2)Психолого-педагогическая характеристика обучающихся, описание особых образовательных потребностей обучающихся. 3) Ключевые идеи организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ на начальной ступени школы (принципы и подходы к формированию АОП НОО и состава участников образовательного процесса образовательного учреждения; общая характеристика АОП НОО; общие подходы к организации внеурочной деятельности). |
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися АОП НОО |
1) Формирование универсальных учебных действий, личностные и метапредметные результаты. 2) Предметные результаты освоения учебных дисциплин (академические достижения). 3) Личностные результаты обучения по каждому направлению (освоение жизненной компетенции). |
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП НОО |
1) Описание направлений и целей оценочной деятельности, объекта и содержания оценки, критериев, процедур и состава инструментария оценивания, форм представления результатов, условий и границ применения системы оценки. 2) Требования к предметным, метапредметным и личностным результатам на данной ступени образования. 3) Требования к использованию знаний и умений на практике. 4) Требования к активности и самостоятельности применения знаний и умений на практике. 5) Специальные требования к развитию жизненной компетенции. 6) Формы проведения аттестации. |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
|
2.1.Программа формирования универсальных учебных действий |
1) Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. 2) Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. 3) Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. |
2.2. Программы отдельных учебных предметов |
1) Общие положения (характеристика учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета). 2) Содержание учебного предмета; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 3) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. |
2.3. Программа духовно-нравственного развития |
1) Цель, задачи, основные направления работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся. 2) Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания (социальных компетенций, моделей поведения). 3) Формы организации системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания. 4) Содержание системы урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику. |
2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
1) Цели, задачи, планируемые результаты работы образовательной организации по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 2) Основные направления и перечень организационных форм работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. |
2.5.Программа коррекционной работы |
1) Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими АОП НОО. 2) Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса. 3) Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ (в т. ч. безбарьерной среды, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий). 4) Модели и технологии реализации коррекционной работы в образовательной организации. 5) Планируемые результаты коррекционной работы. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
|
3.1. Учебный план |
1) Базисный учебный план. 2) Рабочий учебный план образовательного учреждения. 3) Пояснительная записка к рабочему учебному плану. |
3.2. Программа внеурочной деятельности |
1) Общие положения, цели, задачи внеурочной деятельности. 2) Основное содержание и организационно-методические условия внеурочной деятельности. 3) Цели, задачи и содержание отдельных направлений внеурочной деятельности школы. 4) Программы курсов внеурочной деятельности, реализуемых в образовательной организации. |
1.3. Система условий реализации АОП НОО |
1) Описание условий и ресурсов образовательной организации. 2) Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями АОП НОО образовательного учреждения, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и требованиями ФГОС. 3) Механизмы достижения необходимых изменений в системе условий. 4) График (дорожная карта) по созданию необходимой системы условий. 5) Система оценки условий реализации АОП НОО для обучающихся с ОВЗ. |
В технологической карте обозначены обязательные для образовательной программы разделы и компоненты, раскрыто их содержание.
В пояснительной записке к адаптированной образовательной программе целесообразно давать психолого-педагогическую характеристику и описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, и, соответственно, ключевые идеи организации образовательного процесса для данной категории обучающихся на начальной ступени школы.Планируемые результаты освоения обучающимися АОП НОО должны отражать предметные, метапредметные и личностные результаты обучения по каждому направлению, для каждой образовательной области.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП, в отличие от данного компонента основной образовательной программы, должна представлять не только требования к предметным, метапредметным и личностным результатам на данной ступени образования, но и требования к использованию знаний и умений на практике, к активности и самостоятельности применения знаний и умений на практике, а также специальные требования к развитию жизненной компетенции обучающегося в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Особого внимания в содержательном разделе АОП заслуживает программа коррекционной работы. Согласно ФГОС начального общего образования, программа коррекционной работы должна обеспечивать [8]:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
В проектах ФГОС для обучающихся с ОВЗ определены функции программы коррекционной работы, которые заключаются в выявлении особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; осуществлении индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии [7]. Условия реализации и результаты коррекционной работы определяются ФГОС для обучающихся с ОВЗ применительно к каждой категории детей [2].
В организационном разделе особого внимания заслуживает система условий реализации АОП, которая должна включать описание условий и ресурсов образовательной организации, обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и требованиями ФГОС, описание системы оценки условий реализации АОП НОО для обучающихся с ОВЗ.
Таким образом, Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и проекты ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья задают целевые и содержательные ориентиры в обеспечении права детей с ОВЗ на образование посредством создания адаптированных образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ, организации комплексной помощи в процессе развития и обучения, обеспечения оптимальных условий для социализации обучающихся с ОВЗ.
Литература:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (№ 3266–1 от 10.07.1992 г.). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=137707 (дата обращения 14.04.2014 г.).
2. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект). URL: hhtp:// институт-коррекционной-педагогики.рф/specialnyj-fgos/ (дата обращения 17.04.2014 г.).
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=562811 (дата обращения 17.04.2014 г.).
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=433853 (дата обращения 14.04.2014 г.).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=123390 (дата обращения 18.04.2014 г.).
6. Приказ Министерства образования России № 29/2065-п от 10.04.2002. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=307849 (дата обращения 18.04.2014 г.).
7. ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ (дата обращения 25. 03.2014 г.).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373). Часть 3, п.19.8. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142269 (дата обращения 17.04.2014 г.).
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158523 (дата обращения 14.04.2014 г.).