Особенности профессиональной подготовки осужденных в процессе их ресоциализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 02.06.2014

Статья просмотрена: 1900 раз

Библиографическое описание:

Ломакина, А. Н. Особенности профессиональной подготовки осужденных в процессе их ресоциализации / А. Н. Ломакина, Е. А. Усольцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 818-820. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11154/ (дата обращения: 15.11.2024).

Данная статья посвящена изучению организации воспитательной работы с осужденными в процессе их ресоциализации. В работе проанализированы особенности профессиональной подготовки и профессионального образования осужденных.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, средства исправления, исправление, воспитательная работа, ресоциализация, профессиональная подготовка, профессиональное образование.

Уголовно-исполнительная система России находится в стадии реформирования. Проводимая реформа должна качественно изменить сами подходы к исполнению наказаний. Система исполнения уголовных наказаний должна стать более открытой, менее формализованной, а главное — ориентированной на решение основной задачи: исправление осужденных и полноценное их включение в жизнь общества после отбытия наказания.

В системе мер, направленных на нейтрализацию преступности в стране, обеспечения охраны жизни и здоровья людей, других прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды и конституционного строя РФ от преступных посягательств, важное место принадлежит исправительным учреждениям уголовно-исполнительной системы России, призванным исполнять уголовное наказание в виде лишения свободы, обеспечивать ресоциализацию осужденных в ходе отбывания ими этого наказания, готовить их к адаптации к условиям жизни современного общества после освобождения из мест лишения свободы.

Практика исполнения наказания в виде лишения свободы многогранна и противоречива. С одной стороны, исправительные учреждения должны моделировать жизнь осужденного на свободе, а с другой — в них исполняется наказание и реализуются его цели в условиях принудительного режима правилами которого регламентируется поведение осужденных, определяются пределы и приемы коррекционно-исправительного воздействия на осужденных, что не имеет места в жизни на свободе [1, с. 131–135].

Соединение этих моментов в жизни осужденного — важнейшая социальная проблема, поскольку во время установленного приговором суда срока лишения свободы воспитательная функция права выступает в качестве средства ресоциализации личности осужденного, процесса, составляющими которого являются, в том числе, профилактика преступлений и подготовка осужденных к жизни на свободе.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование осужденных к лишению свободы является неотъемлемой частью их ресоциализации. Профессиональная подготовка позволяет целенаправленно осуществлять привлечение осужденных к труду, помогает им определить свой жизненный путь после освобождения.

Получение образования в исправительном учреждении неразрывно связано с системой образования в стране, поэтому осужденный после освобождения имеет возможность продолжить учиться. Как правило, профессиональная подготовка осужденных в исправительных учреждениях формируется по тем специальностям, по которым осужденный может трудиться на производстве в исправительном учреждении [2, с. 5].

Повышение образовательного уровня осужденных, несомненно, приводит к укреплению нравственных устоев. Так, необходимо раскрыть, что понимается под нравственным воспитанием. Традиционно, под нравственным воспитанием понимается сложный и многогранный процесс формирования у личности нравственных идеалов, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения. Основной целью нравственного воспитания в пенитенциарной педагогике является формирование у личности осужденного жизненной установки, мировоззрения, ценностных ориентаций.

Исходя из этого, законодатель включил в качестве одного из основных и важнейших средств исправления осужденных получение ими общего образования и их профессиональную подготовку (п. 2 ст. 9 УИК РФ) [3, с. 5].

Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 112 УИК РФ педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными [3, с. 69].

Актуальность данного исследования заключается в том, что в большинстве исправительных учреждений находящихся на территории Российской Федерации производство многоотраслевое, некоторые из них имеют своеобразный бренд известный по всей России. Но, ведь далеко не секрет, что для изготовления данной продукции требуются не только высокие технологии производства, но и профессиональное мастерство.

Так, в ФКУ ЛИУ- 1 по Республике Татарстан набор обучающихся в училище производиться по приказу начальника учреждения «О направлении осужденных на обучение в ПУ- 128». В ПУ-128 численность обучающихся в течение года составляет 145 человек, ежегодный план набора — 235 человек. Обучение в лечебно-исправительном учреждении осуществляется по 8 специальностям. Это группа НПО «изготовитель арматурных сеток и каркасов». Срок обучения составляет 10 месяцев, после обучения присваивается 3–4 разряд и выдаётся диплом государственного образца.

Группы профподготовки — столяры, обучаются 10 месяцев, присваивается 3 разряд, электромонтажники по освещению и осветительным сетям — присваивается 2 разряд, швеи, операторы швейного оборудования, монтажники санитарно-технических систем обучаются — 5 месяцев, присваивается 2 разряд, плиточники обучаются 6 месяцев, штукатуры обучаются 4 месяца, присваивается 2–3 разряд.

Группам профессиональной подготовки выдаётся свидетельство государственного образца об окончании училища по специальностям. Количество мастеров производственного обучения 5 человек, двое из которых имеют высшее образование, остальные три — среднее специальное. Все мастера имеют соответственную квалификацию и разряды по профессиям.

Сотрудники Центра трудовой адаптации осужденных входят в состав совета воспитателей отрядов. В конце января 2013 года 60 человек окончила пятимесячные курсы обучения. Это группа швей — 30 человек и электромонтажников — 30 человек.

В перспективе развития училища расширение и укомплектование швейной мастерской оборудованием до 15 единиц, в настоящее время имеется 8 единиц. В планах училища организовать обучение по двум новым специальностям: это слесарь по сборке металлических конструкций и повар, для нужд учреждения.

Необходимо отметить, что в связи с изменениями в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2013) ФКУ ЛИУ — 1 УФСИН России по Республике Татарстан готовится к переходу к среднему профессиональному образованию. В Министерство образования России подана заявка на обучение группы среднего профессионального образования в количестве 25 человек.

В связи с этим перед коллективом училища стоят сложнейшие задачи — это организация новых мастерских и лабораторий.

В ходе исследования, проведенного в феврале 2014 года в колонии — поселении при ФКУ ЛИУ — 1 УФСИН России по Республике Татарстан было опрошено 17 человек, в основном это лица мужского пола.

Возраст которых составил: от 21 до 30 года — 47 %; от 31 до 40 лет — 35 %; от 51 до 60 лет — 12 %, от 41 до 50 лет — 6 %.

Что касается уровня образования, то мы получили следующие данные: 47 % опрошенных имеют полное среднее образование, 41,1 % — неполное среднее, 11,7 % — среднее специальное, 11,7 — незаконченное высшее. Это говорит о довольно высоком уровне образования.

Уголовно-правовая характеристика выглядит следующем образом: 41,1 % осуждены по ст. 158 УК РФ; 32,5 % — по ст. 264 УК РФ; 5,8 % — по ст. 228 УК РФ, 5,8 % — по ст. 116 УК РФ.

В колонии-поселении 41,1 % осужденных трудоустроены, 35 % — временно не работают.

Все 17 человек относят к труду положительно, у 82,3 % — работа, которой он занимается в учреждении, не соответствует профессиональному образованию, 11,7 % — соответствует частично, 5,8 % — затрудняются ответить. 94,1 % — желают найти работу по специальности, 5,8 % — затрудняются ответить.

Таким образом, можно сказать, что осужденные относятся к труду положительно, имеют достаточно высокий уровень образования, это благоприятно влияет на процесс ресоциализации, но настораживает следующий момент: у 88 % — планы после освобождения отсутствуют, 6 % желают начать новую жизнь (осуждён по ч. 4, ст. 318 УК РФ), и 6 % — пока не определились со своими планами (осуждён по ч. 4 ст. 264 УК РФ).

Были обозначены трудности, с которыми осужденные могут столкнуться после освобождения: у 12 % — трудности, связаны с жильем (осуждены по ст. 264 УК РФ — осталось отбывать наказание 4 месяца, ст. 116 УК РФ — осталось отбывать наказание 2 месяца), у 6 % трудности связаны с возможностью найти работу по специальности; 6 % беспокоят финансовые трудности (осужден по ст. 157 УК РФ), 82 % осужденных не задумываются о своих трудностях после освобождения.

 Воспитательная работа с осужденными в колонии-поселении осуществляется более эффективно, если сотрудники имеют профессиональные знания и навыки, правильно применяют средства и способы воздействия на осужденных в процессе их ресоциализации.

Литература:

1.                  Баранов Ю. В. Некоторые проблемы эффективности применения российского законодательства и эффективности ресоциализации осужденных // Актуальные проблемы теории и практики применения российского законодательства: Сб. мат. всероссийской научно — практ. конференции (22–24 апреля 2005г.) / Под ред. акад. Куракова Л. П. и др. — Чебоксары: Чувашский государственный университет. — 2005. — С.131–135.

2.                  Об утверждении Порядка осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы: [приказ Минюста России от 07 мая 2013 г. № 67] // Рос. газ. — 2013. — 31 мая.

3.                  Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: [федер. закон от 8 янв 1997 г. № 1-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18 дек. 1996 г.: в ред. от 3 мая 2012 г. № 45 ФЗ] // Собр. законодательтва Рос. Федерации. — 1997. — № 2, ст. 198; 2012. — № 15, ст. 2279.

Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, профессиональная подготовка, Воспитательная работа, осужденный, профессиональное образование, исправительное учреждение, нравственное воспитание, Россия, Татарстан, Российская Федерация.


Похожие статьи

Индивидуальный образовательный маршрут как способ индивидуализации воспитательного процесса в вузе

Статья направлена на поиск решения задач индивидуализации процесса воспитания в вузе. В статье раскрывается сущность понятия индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности, дается характеристика этапов его проектирования и реализац...

Методическая работа в образовательном учреждении: организация, содержание, эффективность

В данной статье рассматриваются проблемы организации методической работы в образовательном учреждении. В этой связи автором проанализированы основные задачи и тенденции институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в развит...

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...

Электронные образовательные ресурсы в учебно-исследовательской работе студентов средней профессиональной школы

В материалах статьи представлен анализ учебно-исследовательской работы студентов в системе среднего профессионального образования. Отдельное внимание уделено роли электронных образовательных ресурсов в научно-исследовательской работе студентов систем...

Здоровьетворческая компетентность подростков и социально-педагогические условия ее формирования

В статье обоснованы социально-педагогические условия формирования здоровьетворческой компетентности подростков в деятельности общеобразовательного учебного заведения, раскрыты социально-педагогические механизмы и некоторые интерактивные технологии их...

Профессиональные деформации личности сотрудников УИС с разным стажем службы

В статье раскрыто понятие профессиональной деформации личности сотрудников УИС, на возникновение которой влияют различные факторы, основные из них: стрессогенность профессиональной деятельности и личностные особенности сотрудников. Рассмотрены исслед...

Социальная адаптация первокурсников военного института: этапы, цели и задачи

Боевая, профессиональная и служебная подготовка курсантов одна из важнейших задач высшего военного заведения, включая и одну из важнейших задач такую, как оптимизации периода и характера течения адаптации будущего военного специалиста к боевой и проф...

Совершенствование огневой подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной статье рассматриваются вопросы улучшения огневой подготовки сотрудников пенитенциарной системы. Особое значение уделяется способности сотрудников защищаться, их готовности задержать преступника или применить против него огнестрельное оружие....

Роль руководителя в системе мотивации труда сотрудников отдела

Статья посвящена исследованию важности деятельности руководящего звена в системе управления персоналом, в частности, в руководстве мотивационной составляющей конкретным отделом или подразделением субъекта предпринимательской деятельности. В рамках ст...

Способы повышения мотивации при изучении английского языка

Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...

Похожие статьи

Индивидуальный образовательный маршрут как способ индивидуализации воспитательного процесса в вузе

Статья направлена на поиск решения задач индивидуализации процесса воспитания в вузе. В статье раскрывается сущность понятия индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности, дается характеристика этапов его проектирования и реализац...

Методическая работа в образовательном учреждении: организация, содержание, эффективность

В данной статье рассматриваются проблемы организации методической работы в образовательном учреждении. В этой связи автором проанализированы основные задачи и тенденции институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в развит...

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...

Электронные образовательные ресурсы в учебно-исследовательской работе студентов средней профессиональной школы

В материалах статьи представлен анализ учебно-исследовательской работы студентов в системе среднего профессионального образования. Отдельное внимание уделено роли электронных образовательных ресурсов в научно-исследовательской работе студентов систем...

Здоровьетворческая компетентность подростков и социально-педагогические условия ее формирования

В статье обоснованы социально-педагогические условия формирования здоровьетворческой компетентности подростков в деятельности общеобразовательного учебного заведения, раскрыты социально-педагогические механизмы и некоторые интерактивные технологии их...

Профессиональные деформации личности сотрудников УИС с разным стажем службы

В статье раскрыто понятие профессиональной деформации личности сотрудников УИС, на возникновение которой влияют различные факторы, основные из них: стрессогенность профессиональной деятельности и личностные особенности сотрудников. Рассмотрены исслед...

Социальная адаптация первокурсников военного института: этапы, цели и задачи

Боевая, профессиональная и служебная подготовка курсантов одна из важнейших задач высшего военного заведения, включая и одну из важнейших задач такую, как оптимизации периода и характера течения адаптации будущего военного специалиста к боевой и проф...

Совершенствование огневой подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной статье рассматриваются вопросы улучшения огневой подготовки сотрудников пенитенциарной системы. Особое значение уделяется способности сотрудников защищаться, их готовности задержать преступника или применить против него огнестрельное оружие....

Роль руководителя в системе мотивации труда сотрудников отдела

Статья посвящена исследованию важности деятельности руководящего звена в системе управления персоналом, в частности, в руководстве мотивационной составляющей конкретным отделом или подразделением субъекта предпринимательской деятельности. В рамках ст...

Способы повышения мотивации при изучении английского языка

Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...

Задать вопрос