Ключевые слова: государственные органы, прокуратура, система разделения властей.
Органы прокуратуры занимают особое место в системе органов государственной власти. Создание прокуратуры связано с именем Петра I, Указом от 12 января 1722 года учредившего должность генерал-прокурора, «ока государева», которому надлежало осуществлять надзор за тем, чтобы высший государственный орган страны — Сенат — действовал в строгом соответствии с регламентами и императорскими указаниями. [11, с. 33]
В России в 20 годы 20 века, в состав Совета Народных Комиссаров, являющегося исполнительным и распорядительным органом, [6] входил Народный комиссариат юстиции, в состав которого, в свою очередь, входила Прокуратура, [5] органы которой осуществляли надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных лиц. [6]
Современный этап развития органов прокуратуры начался с принятия Федерального Закона «О прокуратуре» от 17 января 1992 г., согласно которому, прокуратура представляет собой централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Прокуратура осуществляет свою деятельность независимо от других органов государственной власти. [4]
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». [1] Исходя из изложенного, государство через его органы, учреждения и должностных лиц, признаёт, соблюдает, осуществляет защиту принадлежащих человеку и гражданину законных прав и свобод. Для этого необходимы органы, осуществляющие надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации — таким органом является Прокуратура, [4] на которую возложено достижение следующих целей: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Вопрос о том, какое место прокуратура занимает в системе органов государственной власти, остаётся открытым, так как нет однозначного мнения на этот счёт. Например, Смоленский М. Б., Жильцов И. А. и Винокуров Ю. Е. [8, с.13] считают, что специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности какой-то одной ветви власти, но имеет признаки каждой из них [11,с.12], тем самым, способствуя совершенствованию их функционирования, путём выявления в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов нарушений и принятия мер к их устранению [9, с. 28]
По мнению Амирбекова К. И., прокуратура, находясь вне рамок трёх ветвей власти, объективна и справедлива в оценке юридических решений, чего можно добиться только имея независимость от других органов. [7, с. 37]
В соответствии со статьёй 10 Конституции, государственная власть в Российской Федерации, осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, [1] что является одним из признаков правового государства. [10]
С 5 февраля 2014 года, Глава 7 Конституции имеет наименование «Судебная власть и прокуратура», [2] исходя из раннего наименования «Судебная власть», в которой содержится статья 129 о прокуратуре, можно было сделать вывод о том, что прокуратура входит в судебную ветвь власти. Но, данное предположение является ошибочным, так как в соответствии со статьёй 118 Конституции, «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами» [1] и в соответствии со статьёй 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе» «…Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия». [3]
Прокуратура непосредственно взаимодействует с судебной властью путём участия прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестования ими противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов. [4]
Прокуратура не входит и в законодательную ветвь власти, так как в соответствии со статьёй 94 Конституции, законодательную деятельность осуществляет парламент российской Федерации — Федеральное собрание, обладающее исключительным правом издавать законы.
Прокуратура взаимодействует с законодательной ветвью власти путём права прокурора вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Прокуратура не входит и в исполнительную ветвь власти, так как основной деятельностью органов прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти [4], что не позволило бы Прокуратуре объективно оценивать действия Правительства, если бы она входила в Исполнительную ветвь.
В Конституции и законе «О прокуратуре» сказано, что Прокуратура действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору, а если бы Прокуратура входила в Правительство РФ, то была подконтрольна бы не Генеральному прокурору, а Председателю Правительства, который, согласно статье 113 определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.
Также, если бы прокуратура входила в Правительство, то в соответствие со статьёй 116, слагала бы свои полномочия перед вновь избранным президентом.
По мнению Ерёминой Н. В., современная прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти, и ее роль заключается в том, что она представляет собой необходимый механизм в рамках формирующейся системы разделения властей, и является важным элементом системы сдержек и противовесов. Независимость прокуратуры — это необходимое условие для успешного ее функционирования в сфере надзора за исполнением законов. [12]
Достижение законности и правообеспеченности возможна при наличии независимого и централизованного внешнего органа власти, наделённого полномочиями для выявления нарушений и их устранений. [7, с. 38] Автор согласен с Амирбековым К. И., что такую роль может играть только прокуратура. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений.
Таким образом, Прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти и является самостоятельным и независимым государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Российская Газета» № 4831 от 21 января 2009 г. http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html (дата обращения: 20.04.2014)
2. Федеральный Конституционный закон Российской Федерации О Поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном суде Российской Федерации и Прокуратуре Российской Федерации» от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ // Интернет-портал СПС КонсультантПлюс, http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_158640 (дата обращения: 20.04.2014)
3. Федеральный Конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ // Интернет-портал СПС КонсультантПлюс, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158423/ (дата обращения: 20.04.2014)
4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992г. № 2202–1 (с изменениями и дополнениями на 02.04.2014) // Интернет-портал «Российская Газета» от 25 ноября 1995 г. http://www.rg.ru/1995/11/25/prokuratura-dok.html (дата обращения: 20.04.2014)
5. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Совет Народных Комиссаров РСФСР Постановление от 3 июня 1929 года Об утверждении положения о народном комиссариате юстиции РСФСР (утратил силу)
6. Центральный Исполнительный Комитет СССР Постановление от 12 ноября 1923 года «О Совете Народных Комиссаров СССР» (с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦИК СССР от 24.10.1924 — СЗ СССР, 1924, N 19, ст. 184) (утратил силу)
7. Амирбеков К. И. // Государственная власть и местное самоуправление. — 2014. — № 2 С.34–38.
8. Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / под ред. Ю. Е. Винокурова. — 10-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 476 с.
9. Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров; под общ. Ред. А. Ю. Винокурова. — М.: Издательство 2013г. Юрайт, 2013. — 418 с.
10. Лукашёва Е. А. Права человека: учебник. 2-е изд., перераб. — М.: Норма: Инфра-М, 2013. — 560 с.
11. Смоленский М. Б. Прокурорский надзор: учебник под ред. М. Б. Смоленского и И. А. Жильцова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Академцентр, 2011. — 240 с.
12. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat // URL: http://www.dissercat.com/content/mesto-prokuratury-rossiiskoi-federatsii-v-sisteme-razdeleniya-vlastei-teoretiko-pravovoe-iss#ixzz30HPyYtfy (дата обращения: 01.05.2014).