Одним из важных факторов подготовки квалифицированных кадров является повышение качества и эффективности образования. При повышении качества и эффективности образования важное место занимают современные методы, формы и средства, игровые технологии, проблемное обучение, а особенно — нетрадиционные методы самостоятельного образования. Это все заставляет вести научно-педагогические исследования в области разработки содержания и организации, а также практического внедрения самостоятельного образовании учеников.
Отдельной проблемой является изучение данной проблемы с научно-педагогической точки зрения, необходимость учёта условий и потребностей учеников при самостоятельном образовании, его осуществления и контроля, несоответствие требованиям времени профессионально-педагогической подготовки в области организации студентам самостоятельного образования; несформированные навыки и квалификации у будущих учителей профессионального образования, недостаток количества учебно-методической литературы, рекомендаций, разработок, инструкций, указаний по организации, осуществлению контроля за самостоятельным образованием ученика. Вышесказанные идеи, указанные проблемы еще раз показывают актуальность выбранной темы и доказывают, что разработки методик по эффективной организации и проведению образовательно-воспитательного процесса с помощью формирования и развития и учеников профессиональных колледжей самостоятельного мышления, исследовательских способностей, является требованием времени.
Сущность выполнения самостоятельной работы раскрывается в каждой группе после предоставления со стороны учителя интересного материала.
На сегодняшний день особое внимании уделяется одному из важных факторов улучшения качества подготовки кадров. Профессорско-учительский состав высших учебных заведений при обучении студентов профессионального образования создаёт почву для самостоятельного самостоятельное выполнения заданий без получения готовых указаний и рекомендаций посредством проблемных собеседований, т. е. получение ответов на вопросы исследовательского характера.
У учеников самостоятельного образования проявляются:
- лучшие профессиональные и индивидуальные особенности;
- формирование знаний, навыков и квалификаций;
- упорядочение знаний в области общетехнических и специальных предметов;
- разумное использование знаний для упорядочения и контроля учебных заданий;
- основание для развития творческих способностей.
Организация самостоятельного образования является цельным педагогическим процессом и осуществляется в следующем порядке:
- уточнение у учеников понятий о самостоятельном образовании и анализ деятельности получения теоретических и практических знаний, изучение навыков и квалификаций, получения самостоятельного образования:
- изучения потребности по получению самостоятельного образования студентов, влияния на него психологических факторов, разработка содержания самостоятельного образования;
- уточнение получения аудиторных самостоятельных учебных нагрузок и нормативных часов на основе разработанных содержания самостоятельного образования;
- выбор эффективных форм организации методов и средств самостоятельного образования с целю осуществления дидактического процесса;
- разработка заданий, разработок, рекомендаций по определённым темам, с учётом интересов и потребностей учеников, для осуществления цели образования;
- разработка норм по определению уровня сформированных навыков и квалификаций полученного самостоятельного образования у студентов;
- организованное осуществление самостоятельного образования учеников;
- оценивание уровня сформированных навыков и квалификаций у учеников.
Вышеуказанный алгоритм организованного получения самостоятельного образования учеников и определяет смысл исследовательской работы.
Самостоятельная деятельность студентов отличается следующим:
- самостоятельное мышление и стремление к нему;
- умение уточнить объект выполняемой работы при любом условии и обстановке;
- умение осуществить свой подход при разрешении новых заданий;
- желание не только понять и усвоить знания, которыми нужно овладеть, но поиск быстрых и эффективных методов усвоения знаний, навыков и квалификаций;
- критический подход при анализе проделанной работы;
- свобода идей и принятия решений.
Будущий учитель профессионального образования должен направить все силы для самостоятельного усвоения определённого источника, для повышения знаний и квалификаций; только тогда он может достичь высокого уровня в своей профессиональной практической деятельности.
Как известно, в процессе получения образования, студенты должны сформировать творческие отношения к получению знаний и усвоению материала урока на высоком уровне.
Для этого одного желания не достаточно, тогда как существует недостаток в учебно-методических материалах, учебниках и учебных пособиях.
Учёный педагог В. П. Беспалько по этому вопросу высказал своё мнении: «Если учебник составлен без учёта воспитательной функции, то невозможно научить учеников самостоятельно сформировать своё мировоззрение. Если в учебнике не указаны воспитательные цели формирования творческих качеств ученика, то невозможно предположить формирование у них творческих качеств, способностей и не стоит ждать от них, в свою очередь, усвоения материалов занятия на высоком уровне»
Правильное решение задачи определяет возрастные и индивидуальные особенности, индивидуальное качество, уровень духовной воспитанности, а также педагогическую профессиональную зрелость и другие качества. Осознанная независимость учеников представляет собой схему: мотив — стремление — интерес — активность — сознательная деятельность и формируется с применением знаний, навыков и квалификаций, полученных в процессе обучения.
В зависимости от степени самоуправления личности самостоятельное образование служит для формирования следующих навыков: способность организации своего самостоятельное процесса, управление своими мыслями в нужном направлении, стремление к поиску источников новых решений, идей, самостоятельного создания условие для своего активного творчества, уточнении возможностей педагогического развития, контролирование и оценивание, использование современных техник и технологий при получении самостоятельного образования.
Большое влияние на формирование и развитие способностей самостоятельного и творческого труда у студентов оказывают самостоятельные работы. Самостоятельные работы должны служить для общего развития и повышения профессионального мастерство у студентов. Наравне с этим, организация самостоятельных и творческих работ студентов так же должна иметь воспитательное, образовательное значение. Воспитательное значение заключается в том, что студент воспитывает сам себя для повышения знаний и укрепления их. Образовательное значение приводит к формированию процесса самостоятельного получения знаний студентом при эффективном использовании свободного времени.
Эффективная организация и управление самостоятельными работами студентов. Считается одной из основных составных частей учебного процесса.
При выборе самостоятельных и творческих работ, нужно придерживаться принципов «от простого к сложному», «об общего к личному», «от неизвестного к известному». При разработке заданий по самостоятельным и творческим работам должны учитываться возможности, понятия, уровень усвоения учебного материала студентов, а так же целесообразно использовать технологии обучения, направленные на личность.
На занятиях нужно обращать внимание на творческую работоспособность студентов.
Преподаватель, уточнив объем выполняемых студентами самостоятельных работ, показывает им пути умственного труда для выполнения этих работ и даёт указания по возникающим в процессе выполнения работ недостатков и ошибок.
Для организации самостоятельных работ в соответствии с требованиями времени и руководство ими, преподаватели сами в свою очередь должны быть и хорошими педагогами и хорошими специалистами, хорошо знающими секреты профессии.
В процессе самостоятельной и творческой работы в результате развития способности самостоятельного мышления у студентов, формируются также навыки, как последовательность знаний о процессе, происходящим объектах и глубокое их изучение и принятое соответствующего решения, практическое применение теоретических знаний.
Значит, важной задачей является обращение внимания на процессы получения самостоятельного образования студентов. Решением задачи по формированию и развитию творческой деятельности студентов является содержательность самостоятельного образования, особенности каждой практической деятельности, правильная организация самостоятельного образования.
Литература:
1. Барышникова З. А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов — заочников. — М.: 2000. — 196 с.
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: ИРПО, 1995. — 336 с.
3. Демидова С. И., Денищева Л. О. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. — М.: Просвещение, 1985 г.- 189 с.
4. Куйсинов О. А. Критерии определения степени мастерства студентов при самостоятельном познании // Технологии образования. — Ташкент, 2005. — № 2. — 21–23 с.