Общественные процессы, происходящие в современном мире, в немалой степени предопределяют прогрессивное развитие. Но, к сожалению, прогрессирует не только позитивная, но и негативная сферы общественной жизни. Одной из последних выступает организованная преступность, представляющая собой социально-негативное явление. Научное и техническое развитие способствует, в том числе, адаптации и продвижению организованной преступной деятельности в пределах определённых национальных границ, зарождению новых её видов, отличающихся высокой степенью объединения и сплочённости преступных формирований.
Современная организованная преступность, представляя собой достаточно серьёзную угрозу для общества, позволяет поставить её в один ряд с угрозами национальной безопасности России [1]. Так, характеристика российской организованной преступности новейшего периода свидетельствует о расширении её транснационального характера, развития международных связей с организованными группами и преступными сообществами иных государств. На сегодняшний день организованная преступность эволюционирует до международного уровня, что угрожающе влияет на стабильность развития, как определённых государств, так и международного сообщества в целом. Следовательно, одним из существенных аспектов обеспечения безопасности национальных интересов с учётом возрастающих внутренних и внешних угроз, усиления активности экстремистки настроенных антигосударственных сил, становится детальный анализ влияния организованной преступности в её различных формах на обеспечение безопасности общества и государства с целью выработки комплексных мер, направленных на повышение эффективности деятельности правоохранительных структур и иных государственных и общественных институтов [2, с. 50].
Решение обозначенной проблемы возможно только при формулировании определения национальной безопасности Российской Федерации. Такое качественное состояние безопасности государства является ничем иным, как социально-правовой категорией, включающей в себя значительный круг разнородных общественных отношений. Официальное определение национальной безопасности содержится в п.6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждённой Указом Президента РФ в 2009 года [3, с. 50]. Анализ представленного определения позволяет выделить обязательные юридически значимые признаки, которые в комплексе и составляют национальную безопасность:
- безопасность личности;
- общественная безопасность;
- государственная безопасность.
В уголовно-правовой науке помимо перечисленных признаков справедливо относят к составляющим национальной безопасности состояние правовой защищённости национальных интересов, т. е. интересов всех граждан РФ вне зависимости от национальной принадлежности [4, с. 71–72]. Обеспечение безопасности личности, общества и государства не являются противоречащими и взаимоисключающими приоритетами, так как они являются неотъемлемыми составляющими единой системы обеспечения национальной безопасности РФ.
Как следует из вышеназванной Стратегии — 2020, обеспечение национальной безопасности имеет комплексный характер, а потому не сводится только к проблеме противодействия оргпреступности. Она призвана обеспечить защиту личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, непрерывную работу по декриминализации общественных отношений, борьбу с организованной преступностью (экономической, коррупционной и проч.), терроризмом, экстремизмом и т. п. Кроме того, национальная безопасность предполагает деятельность по совершенствованию системы построения и функционирования государственных властных органов и гражданского общества, оперативное решение возникающих противоречий социально-экономического характера в различных сферах жизнедеятельности, принятие действенных мер по оздоровлению и переводу на более высокий уровень отечественной экономики, духовное оздоровление общества, реализацию выверенной внутренней и внешней политики. Поэтому надлежащее выявление имеющихся и потенциальных угроз национальной безопасности России, а также своевременная защита от них, очевидно является важнейшей гарантией формирования жизнеспособного общества и государства.
Современная ситуация, сложившаяся в российском обществе, свидетельствует о том, что рассматриваемые угрозы безопасности являются, в основном, внутренними. Это связывается с кризисными явлениями в макро и микро экономике, многолетнее превышение смертности над рождаемостью, политический и идеологический коллапс и др. [5, с. 754]. По этой причине, руководствуясь заявленными объектом, предметом, целями и задачами исследования, мы остановимся только на проблеме предупреждения организованной преступности, рассматривая её в качестве одной из угроз национальной безопасности на современном этапе развития российского общества [6, с. 53].
Сегодня Россия представляет собой страну с огромным экономическим потенциалом. Огромные территории государства и богатейшая база полезных ископаемых не может не привлекать интерес, в том числе и у представителей транснациональной организованной преступности, явившейся логическим следствием развития преступной деятельности в обществе, её организованных сфер, и представляет собой строго выстроенную систему организованной преступной деятельности [7, с. 11]. В числе особенностей российской оргпреступности нами отмечается территориальный масштаб осуществления преступной деятельности. Как отмечается в криминологических исследованиях её действие нередко существенно превышает традиционные границы и затрагивает сферы, криминализация которых создает серьёзную угрозу для международной стабильности и безопасности. В то же время национальная организованная преступность имеет значительное влияние на международные теневые финансовые процессы [8, с. 4]. В настоящее время перестаёт быть редкостью такая форма преступной деятельности, как организованная группа, входящие в состав которой лица занимаются профессиональной преступной деятельностью и обладают межрегиональными и межгосударственными связями, отработанными схемами легализации и сбыта имущества, приобретённого преступным путём. Данные группы действуют по заранее определяемому плану совершения преступления, что приводит к возрастанию вреда, причиняемого преступной деятельностью. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, имеющими международное значение, сопряжено с объективными трудностями, которые сводятся в первую очередь к ограничению возможностей национальной судебной юрисдикции, отсутствием правоохранительных средств в обнаружении и расследовании этих преступлений [9, с. 16–17].
В современных условиях особую угрозу, как для России, так и для всего мирового сообщества вызывают новые формы активизации деятельности организованных групп и преступных сообществ (ОГиПС), которые определяются совершенствованием методов функционирования соответствующих криминальных механизмов, усложнением схем получения преступных доходов. Сегодня весьма существенным препятствием в борьбе с организованными преступными проявлениями транснационального характера является их высокая латентность, что не удивительно, ведь значительная часть преступной деятельности осуществляется за пределами собственного государства. В деятельности иностранных организованных преступных группировок на территории России прослеживаются приоритетные направления, которые определяются особенностями территории действия, национальными традициями и иными условиями, при которых возможно осуществление преступной деятельности [10, с. 37–38].
Не подвергается сомнению, что основная цель представителей организованной преступности — это систематическое получение высокой прибыли. Исходя из этого, главным направлением борьбы с транснациональной организованной преступностью становится ликвидация путей её финансирования, выявление и устранение (при возможности — конфискация) источников преступных доходов. Для транснациональной преступности характерны практически те же виды преступной деятельности, которые присущи общей организованной преступности, а именно:
- легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретённого в результате совершения преступлений;
- подделка и сбыт фальшивых денег, ценных бумаг, кредитных, расчётных карт и иных платёжных документов;
- экономическая преступность, в том числе преступления в сфере банкротства;
- страховое мошенничество;
- хищения транспортных средств;
- контрабанда, в том числе предметов искусства и культуры;
- терроризм;
- незаконное обращение наркотиков, психотропных веществ, их аналогов и иных сильнодействующих веществ;
- незаконный оборот оружия, техники военного назначения, радиоактивных веществ и ядерных материалов, человеческих органов и тканей для трансплантации;
- морское пиратство;
- преступления в сфере высоких технологий;
- экологические преступления (экоцид);
- торговля людьми, работорговля, в том числе детьми;
- незаконная миграция;
- рейдерские захваты;
- коррупция.
По нашему убеждению, несомненным приоритетом совместной межгосударственной деятельности в целях обеспечения двусторонней национальной безопасности необходимо признать блокирование либо минимизацию названных выше источников преступных доходов транснациональных преступных сообществ.
В числе международных, или транснациональных преступлений, деятельность по противодействию которым объединяет усилия значительного числа стран и мирового сообщества, особенно следует отметить деяния, которые представляют реальную угрозу национальной безопасности как Российской Федерации, так и любым другим странам. Это преступления террористической и экстремистской направленности, наёмничество, торговля людьми, незаконный оборот оружия и наркотиков, а также все преступления международной экономической направленности и незаконная миграция.
Преступления, совершаемые в указанных сферах, как правило, отличаются организованным характером и наносят многоаспектный ущерб общественным отношениям, охраняемым уголовным законодательством.
Так, в настоящее время большинство государств в той или иной степени столкнулись с проблемами противодействия террористической деятельности, торговли людьми. В соответствии с новейшими криминологическими исследованиями в мире насчитывается около 500 террористических организаций, а совокупный бюджет террористической деятельности составляет ежегодно от 5 до 20 млрд. долларов США [11, с. 87]. Что же касается торговли людьми, то по различным экспертным оценкам, около половины «живого товара» в мире похищается на территории стран СНГ. В основном, это женщины и девочки, которые похищаются для сексуальной эксплуатации и работы в порноиндустрии. Преступность в сфере торговли людьми и использования рабского труда отличается высокой латентностью. Поэтому точно определить истинные масштабы этого противоправного явления весьма затруднительно. Думается, что осуществление незаконного вывоза из Российской Федерации и стран СНГ женщин и детей в иные государства невозможны без оказания содействия должностными лицами, осуществляющими коррупционную деятельность в правоохранительной и миграционной сфере. По этой причине одной из первостепенных задач является усиление антикоррупционной деятельности в правоохранительных органах, а равно и иных органах и учреждениях государственной власти.
В современном российском обществе наблюдается рост экстремистских настроений, что активно эксплуатируется представителями организованной преступности. Экстремистско-террористическая деятельность по своей сути является совокупностью преступлений, совершаемых против конституционного строя, а потому представляет серьёзную угрозу национальной безопасности России. Наличие и развитие данной угрозы в конечном счёте может привести к распаду единого федеративного государства на мелкие суверенные микрогосударства. И данный сепаратистский процесс будет характеризоваться непрерывностью и сопровождаться насилием по отношению, практически, ко всем представителям различных социальных слоёв населения [12]. К сожалению, мы уже пережили подобное явление, когда великая мировая держава за считанные годы перестала существовать, а на её территории появились сравнительно небольшие государства, развитие которых сравнимо с уровнем стран третьего мира. В этой связи пресечение на самых ранних стадиях экстремистских и националистических процессов является залогом обеспечения национальной безопасности и стабильности эволюционного развития гражданского общества [13, с. 55].
Деятельность организованных экстремистских групп и сообществ, как правило, направлена на следующие общественные отношения — составляющие национальной безопасности:
- основы конституционного строя и государственной безопасности;
- территориальная целостность России;
- политические и экономические права граждан;
- достоинство личности;
- иные ценности демократического общества [14, с. 47].
Угрожающая криминальная ситуация, достаточно опасные тенденции в сфере противодействия экстремизму, продолжающиеся националистические процессы в российском обществе — всё это представляет реальную угрозу национальной безопасности и требуют организации эффективной системы правоохранительного противодействия [15, с. 18–27].
Освещая проблему развития экстремизма как одного из наиболее опасных современных вызовов национальной безопасности, считаем справедливым упоминание в литературе, среди основных современных тенденций развития отечественной организованной преступности, процесс её сращивания с террористической и экстремистской деятельностью. Нельзя не согласиться с данным мнением, поскольку, действительно, такая тенденция почти неразрывно связана с процессами транснационализации организованной преступности и глобализацией международных отношений в целом. Расширение территории, подверженной террористической атаке, нерешённость порождающих терроризм и экстремизм региональных и локальных вооружённых конфликтов, растущее участие структур международной организованной преступности в осуществлении преступной деятельности представляют в современных условиях глобальную угрозу для мира и безопасности в целом [16, с. 75].
Правовое противодействие террористической и экстремистской деятельности в России нуждается в существенном совершенствовании для исключения возможности развития негативных для национальной безопасности последствий. Таким образом, борьба с транснациональной организованной преступностью для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации должна быть многоаспектной и быть направлена на пресечение, прежде всего, не силовыми мерами воздействия, а мерами социальной профилактики.
Применительно к пресечению организованной транснациональной преступности, деятельность которых создаёт угрозу для национальной безопасности России можно отметить, что меры уголовно-правового воздействия лишь констатируют факт совершения преступления, но не упреждают его на ранних стадиях. Данная задача может быть достигнута путём ликвидации источников преступных доходов, международных связей, а также путём исключения толерантности в российском обществе к указанным деяниям. Несмотря на то, что современной практикой апробированы вполне эффективные способы и формы противодействия широкому спектру преступлений транснационального и международного характера, развитие российского общества диктует необходимость адекватной реакции и непрерывной корректировки деятельности государства в сфере противодействия организованной преступности. Кроме того, социальная политика и безопасность граждан играют определяющую роль во внутренней политике любого государства. Ведь возникновение проблем в социальной сфере находится в прямой взаимосвязи с развитием экономической и политической жизни страны, и, соответственно, представляют своеобразный показатель развития общества. Следовательно, в контексте обеспечения национальной безопасности России, целесообразно обозначить следующие направления противодействия организованной транснациональной преступности:
- комплексное решение социальных и экономических проблем современного российского общества и государства;
- восстановление военно-промышленного комплекса и наращивание военного потенциала государства;
- обеспечение последовательной внешнеполитической деятельности России, которая направлена на обеспечение национальных интересов российского общества.
Таким образом, важнейшими составляющими организованной преступности являются правовая и социальная сущность. Целями осуществления преступной деятельности являются: извлечение имущественной выгоды, получение экономической и политической власти на уровне региона, страны или нескольких стран. Организованная преступность представляет существенную опасность для общества, что позволяет рассматривать её в качестве одной из угроз национальной безопасности.
В настоящее время Россия представляет собой для международных преступных объединений перспективный рынок сбыта наркотических средств, психотропных веществ, оружия, похищенных транспортных средств. Эти и другие условия формирования и эволюционирования современной организованной преступности ставят перед органами государственной власти России и стран СНГ, особенно перед правоохранительными органами, задачи по разработке и применению принципиально новых средств противодействия организованной преступности. В то же время нельзя переоценить значение межгосударственного сотрудничества в области противодействия организованной преступности и оказания правовой помощи по розыску, изобличению и экстрадиции представителей преступного мира, скрывающихся на территории иностранных государств.
Правовое противодействие террористической и экстремистской деятельности в России нуждается в существенном совершенствовании для исключения возможности развития негативных для национальной безопасности последствий. Таким образом, борьба с транснациональной организованной преступностью для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации должна быть многоаспектной и быть направлена на пресечение, прежде всего, не силовыми мерами воздействия, а мерами социальной профилактики.
Данная задача может быть достигнута путём ликвидации источников преступных доходов, международных связей, а также путём исключения толерантности в российском обществе к указанным деяниям. Несмотря на то, что современной практикой выработаны достаточно эффективные меры борьбы с большинством преступлений транснационального и международного характера, развитие российского общества требует постоянной корректировки деятельности государства в сфере противодействия организованной преступности. Кроме того, социальная политика и безопасность граждан играют определяющую роль во внутренней политике любого государства. Это связано с тем, что возникающие в социальной сфере проблемы напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а, следовательно, являются своеобразным показателем развития общества. Поэтому с точки зрения обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в качестве направлений противодействия организованной транснациональной преступности можно выделить следующие:
- комплексное решение социальных и экономических проблем современного российского общества и государства;
- восстановление военно-промышленного комплекса и наращивание военного потенциала государства;
- обеспечение последовательной внешнеполитической деятельности России, которая направлена на обеспечение национальных интересов российского общества.
Исследование вопроса противодействия деятельности этнических преступных сообществ показало, что последние по различным социально-экономическим причинам являются одними из наиболее активных и опасных составляющих организованной преступности. Это в полной мере подтверждается положениями теории «этнического наследования» преступных сообществ. Установление данного факта позволяет определить дополнительные меры противодействия преступным сообществам, которые формируются на этнооснове и даже могут действовать одновременно на территории нескольких государств.
Думается, что кроме имеющихся методов противодействия на международном уровне необходимо использование специальных криминологических и оперативных исследований не только на внутринациональном, но и на межгосударственном уровне по противодействию организованной преступности в целом. Это можно сделать различными путями. Но одним из наиболее перспективных путей противодействия является унификация правовых норм, осуществляемая путём заключения соответствующих международных соглашений о правовой помощи в процессе предупреждения организованной преступности. Не будет лишним обратить внимание на применение политических, экономических, идеологических и организационных мер борьбы с организованной (этнической) преступностью, посредством активизации деятельности общественных структур и при необходимости признания за ними международного статуса.
Предупреждение организованной преступности предполагает реализацию как общих, так и специальных мер. Только комплексное применение данных мер может привести к эффективным результатам противодействия проявлению организованной преступности. Специальные меры предупреждения организованной преступности реализуются, преимущественно, субъектами правоохранительной деятельности: МВД, ФТС, ФСКН, Следственный комитет, Генеральная прокуратура и др. Наибольшая эффективность в процессе противодействия организованной преступности достигается в процессе реализации комплексных предупредительных мер в процессе межведомственного и международного взаимодействия.
Литература:
1. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. — 2009. — 19 мая.
2. Мусаелян М. Ф. Транснациональная организованная преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Адвокат. — 2010. — № 9. — С. 50.
3. Там же.
4. Хабриева Т. Я. Национальные интересы и российское законодательство // Право и безопасность. — 2005. — № 4. — С. 71–72.
5. Мусаелян М. Ф., Мусаелян И. Ф. Национальная безопасность Российской Федерации: понятие и угрозы // Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 4 декабря 2009 г.). — М., 2010. — С. 754.
6. Мусаелян М. Ф. Указ. соч. — С. 53.
7. Губин Б. В. Геоэкономические проблемы страны в условиях глобального кризиса и пути противодействия его последствиям // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. — 2010. — № 1. — С. 11.
8. Хабибуллин А. Г. О научно обоснованных подходах к системе борьбы с организованной преступностью экономической направленности в современных условиях. Научный доклад. — М., 2009. — С. 4.
9. Трунцевский Ю. В. Об определении транснациональных преступлений и формировании концепции имплементации норм международного права // Современная уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией. Сб. статей. — М., 2002. — С. 16–17.
10. Сухаренко А. Н. Противодействие транснациональной организованной преступности в России: состояние и проблемы // Международное публичное и частное право. — 2007. — № 2. — С. 37–38.
11. Конюхова (Умнова) И. А. О формировании и развитии права мира как интегрированной отрасли права в условиях современных угроз человечеству // Евразийский юридический журнал. — 2009. — № 37. — С. 87.
12. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Российская газета. — 2004. — 30 июня.
13. Мусаелян М. Ф. Указ. соч. — С. 55.
14. Правовое противодействие экстремизму / Отв. ред. В. П. Кашепов. — М., 2008. — С. 47.
15. Мусаелян М. Ф. Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. — 2009. — № 3. — С. 18–27.
16. Каширкина А. А. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с экстремизмом // Журнал российского права. — 2007. — № 12. — С. 75.