Рыночная экономика обусловила необходимость коррекции некоторой части нормативной базы строительства. Наглядным примером реализации назревших перемен явилась сфера строительного производства.
Приближение студенческой проектной документации, как элемента процесса подготовки специалиста современным реалиям, позволило повысить эффективность этого процесса, ускорит, впоследствии, адаптацию молодого специалиста к производственной деятельности.
Ключевые слова:нормативная база, рыночная экономика, либерализация, действующее законодательство, строительное производство, учебный процесс.
Слабым местом нормативной базы строительства стал ее солидный возраст (25–30 лет со дня утверждения). Да и создавались СНиПы (Строительные нормы и правила), как компонент надзирательной функции за соответствием той или иной деятельности (продукта) нормативным требованиям, в условиях плановой экономики. В связи с тем, что в 2010 году произошло фронтальное снижение статуса СНиП до уровня «свода правил», востребованной стала коррекция некоторых элементов нормативной базы, разработка механизма привязки норм, не потерявших своей значимости, условиям рыночной экономики, приближения норм международным стандартам.
Наглядным примером реализации назревших перемен явилась сфера строительного производства. Показателем ее либерализации стало упразднение СНиПа 3.01.01–85 «Правила производства работ» и модернизация материала этого аспекта строительства, положенная в основу документа-преемника-СНиП 12–01–2004 «Организация строительства».
Оставляя, по определению, новый документ в статусе норм, преемнику де-факто придана заниженная значимость-рекомендательная, допускающая, к тому-же, «добровольность применения» обновленных требований.
Раскрепощение деятельности производителей работ имело под собой определенную оправдательную основу.
Рыночные отношения, ставшие сегодняшним днем отечественной производственной сферы, придали новый характер взаимоотношений ее участникам. Приоритетом производства стали экономические категории, превалирующие над многими, порой искусственно устанавливаемыми принципами функционирования системы строительного производства.
Практика прошлых лет показала, что директивно вменяемая обязанность производителей работ руководствоваться ППРами[1], ПОСами[2] не всегда соотносилась с действительностью. Содержание указанных документов было слабо подчинено специфике производственных обстоятельств, динамике их изменения, что зачастую делало это содержание схоластичным, а требование обязательного наличия этих документов — формальным.
Провозглашенная либерализация организации и осуществления строительства не означает, тем не менее, его отказ от таких категорий как «надзор», «обязательства сторон», «финансовая дисциплина», «подотчетность», содержательное подчинение управляющим структурам.
В планировании строительства — выборе его форм, последовательности, интенсивности привлечения ресурсов приоритетными становятся интересы Заказчика (Инвестора), которые в свою очередь являются производной функционирования этих субстанций.
Изложенное не могло не сказаться на характере подготовки современных специалистов строительства. На кафедрах строительного отделения Набережночелнинского Института Казанского (Приволжского) Федерального Университета корректировке подверглись рабочие программы дисциплин производственно-экономического профиля-технологии, организации, планирования строительства.
Внесены изменения в требования к содержанию студенческих проектных работ — курсовых, дипломных. Расширилась тематика проектов. Их содержание стало синтезом решения организационных, технологических и экономических вопросов строительного производства.
Принципиальному изменению подверглись исходные данные проектирования процессов возведения объектов. В перечне требований к принимаемым решениям появилась необходимость учета интересов всех сторон, задействованных в строительном производстве, — заказчика, генерального подрядчика, субподрядной организации, с выделением из этих интересов приоритетных. Инструментом оценки правильности принимаемых организационно-технологических решений стала их экономическая обоснованность, соответствие результатов проектирования исходным критериям постановки задач.
Отдельным приемом повышения эффективности подготовки специалистов строительства стало побуждение обучаемых к анализу содержания и целесообразности самого организационно-технологического проектирования (ОПТ), поиску путей повышения обоснованности образующих его документов. Потребность в изложенном обусловлена не только вероятностным характером обстоятельств, сопровождающих строительное производство (на всех уровнях), но и идеалистичной, в определенной мере, природой норм (в частности норм затрат труда и времени), формирующих количественную базу главного документа ОПТ — проекта производства работ (ППР).
Обучаемым предлагается осуществить комплексную исследовательскую работу по выявлению степени условности (точнее говоря — приблизительности итоговых показателей) проекта производства работ. Установлено, что нормы затрат труда и времени, приводимые в ЕНиР (объектом исследования назначается один из основных видом СМР[3] — монтаж строительных конструкций), по природе своего появления, являются только элементом системы технического нормирования, не затрагивающего своим существом реальную картину выполнения как нормируемого процесса, так и родственных процессов, находящихся с этим процессом в производственной взаимосвязи.
Многообразие содержания комплексного (по известной классификации) процесса, в опоре на данные ЕНиР, не позволяет получить достоверную картину основных технико-экономических показателей производства работ. Вырисовывается научно-техническая проблема. Поиск путей ее разрешения становится предметом научного предвидения обучаемых.
Сформировано учебно-методическое обеспечение изложенной работы, постановка задачи, пути ее решения.
Заключение
1. Интеграция учебного процесса и научно-исследовательской деятельности студентов способствует развитию креативных качеств обучаемых, углубленному восприятию ими учебного материала.
2. Повышенная реалистичность студенческой проектной документацией позволит повысить ее качество, ускорит, впоследствии, адаптацию молодого специалиста к производственной деятельности.
Литература:
1. СНиП 12–01–2004 «Организация строительства» — Сибирское университетское издательство, 2009.
2. Галиуллин И. В., Хусаинов В. Г. Организационно-технологическое управление строительным производством с учетом динамики изменения производственных обстоятельств — Изд. «Казанская наука» N3, 2011.
3. Любовь Аристова. «Нужно быстрее переходить на еврокоды и реформировать систему строительного образования». — Новости рынка недвижимости: 16.06.2011, № 17(701) — с.6
4. Цай Т. Н., Грабовой П. Г. «Организация строительного производства» — М., Ассоциация строительных вузов, 1999.
5. Теличенко В. И., Терентъев О. М., Лапидус А. А. Технология возведения зданий и сооружений — М.: Лакир, 1999.