В статье рассмотрены выявленные в ходе исследования основные пути повышения уровня организации воспитательных мероприятий и даны некоторые методические рекомендации по отдельным моментам подготовки, организации и реализации воспитательного мероприятия во внеурочной деятельности в начальной школе.
Ключевые слова: внеурочная работа, воспитательное мероприятие, начальная школа
Актуальность проблемы организации воспитательного мероприятия во внеурочной деятельности школьников не вызывает сомнения, поскольку, во-первых, с их помощью решают вопросы воспитания школьников, во-вторых, рациональная, грамотная организация досуга школьников — это основная форма профилактики девиантного поведения детей и подростков, которое в современном обществе является серьёзной проблемой.
Использование свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущным вопросом для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности, однако наиболее продуктивно осуществлять это воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их общеинтеллектуальную, духовно-нравственную, культурно-творческую, социальную и спортивно-оздоровительную деятельность, на повышение уровня самосознания, дисциплины, способности сделать правильный моральный, нравственный, а в будущем и профессиональный выбор.
В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать. [1]
Внеурочная работа — это составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной работы практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе же предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.
Воспитательное мероприятие — это педагогическая единица всей внеурочной деятельности в любом образовательном учреждении. Развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить эффективность всей воспитательной работы в целом. Снижение качества воспитательный мероприятий существенно понижает и уровень воспитательной среды образовательного учреждения, что, несомненно, сказывается и на уровне воспитанности школьников и на их отношении к подобного рода мероприятиям. [2]
Как показывает практика в процессе организации и проведения любого воспитательного мероприятия перед его организаторами встают достаточно сложные вопросы, которые необходимо решать очень быстро, рационально, творчески и своевременно. Качество проведенного воспитательного мероприятия часто определяется работой не только непосредственного организатора (учителя, классного руководителя, социального педагога), но и самого образовательного учреждения. Поэтому, при подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо обеспечить:
- во-первых, нормативное оформление его деятельности, то есть приказ, распоряжение, положение руководства учреждения о проведении данного мероприятия по предварительному согласованию или по представлению инициатора данного воспитательного мероприятия;
- во-вторых, организационно-управленческую деятельность, то есть написание подробного сценария воспитательного мероприятия и осуществление контроля за ходом подготовительной работы;
- в-третьих, финансово-хозяйственную деятельность, то есть, составление сметы, получение необходимых средств и покупка необходимых материалов, призов, подарков, что часто является довольно сложным вопросом, поскольку образовательные учреждения не имеют широких финансовых возможностей.
Остановимся на процессе подготовки сценария воспитательного мероприятия, который вызывает у учителей и классных руководителей достаточно большие затруднения, что является причиной нежелания заниматься этим видом деятельности. Как показали результаты диагностического исследования, причиной такого положения является отсутствие необходимой для этого специальной профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов. По нашему мнению, такая учебная дисциплина как «Внеурочная деятельность в начальной школе» частично могла бы решить данную проблему.
Зачастую учителя заимствуют готовый сценарий в каком-либо журнале, например, «Начальная школа», «Воспитание школьников» или на различных учительских сайтах в Интернете, например, «Открытый урок», «Методическая копилка» и т. п. В этом случае не учитываются особенности тех школьников, с которыми будет проводиться это мероприятие, нет опоры на их интересы, способности, возможности, а значит, не соблюдаются основные принципы воспитания и само воспитательное мероприятие теряет свой смысл. Никто не запрещает пользоваться такими источниками, но как вспомогательным материалом для написания своего, оригинального сценария. В ходе исследования нами было выяснено, что воспитательные мероприятия по оригинальным сценариям и с опорой на межпредметные знания, полученные в процессе обучения дают высокие результаты в деле эстетического, нравственного и художественного воспитания.
На содержание и специфику сценария воспитательного мероприятия большое влияние оказывает личность педагога, занятого его созданием, что может приводить к тому, что сценарии могут быть похожи. Этот факт не всегда является их минусом, а говорит о сложности нахождения новых сценарных решений. Организация коллективной работы по написанию сценария, то есть, когда привлекаются, например, учителя изобразительного искусства, музыки, физкультуры или любого другого предмета в зависимости от темы сценария, его цели и задач, поможет выйти из этого положения.
Непростым, но, несомненно, важным вопросом является оформление зала, в котором будет проходить мероприятие, поскольку это связано с финансовыми затратами. Решать его необходимо, так как одним из важных условий воспитания школьников является принцип эстетизации окружающей среды и его соблюдение. Подготовку зала к мероприятию можно обсудить с учащимися и организовать, например, постоянно действующую мастерскую по изготовлению декораций, костюмов из подручных средств и бросового материала и т. п. Можно создать что-то вроде склада или хранилища декораций, костюмов, накапливать изготовленное и использовать их на других мероприятиях, занимаясь лишь пополнением этих запасов. Пусть это займёт больше времени на подготовку мероприятия, зато помимо решения связанных с этим материальных проблем, подобным образом решаются вопросы экологического, трудового, эстетического, художественного и других видов воспитания.
Модернизация современного воспитательного мероприятия заключается в использовании новых технических средств и компьютерных технологий. Современное компьютерное оборудование помогает вывести воспитательное мероприятие на более высокий профессиональный и методический уровень, выступая не только в качестве его технического оснащения, а также:
- как средство поиска и обработки информации (текстовой, видео- и аудио, фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);
- как средство для создания информационно-методических материалов и документов (сценариев, планов, конспектов, методических разработок и пр.);
- как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты, социальные сети и т. п.);
- как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);
- как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
- организация конкурсов проектов, творческих, научно-исследовательских работ;
- создание классных (школьных) мультимедийных библиотек (медиатек) для сопровождения и организации различных воспитательных мероприятий (презентаций, обзоров, круглых столов, дискуссий, встреч с интересными людьми и др.);
- участие в телекоммуникационных сетевых проектах и олимпиадах по различным направлениям и областям знаний.
С каждым днём всё больше расширяются возможности использования информационных компьютерных технологий, а использование этих возможностей делает воспитательное мероприятие и воспитательный процесс в целом более современным, разнообразным, насыщенным. Информационные компьютерные технологии оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия школьников, на различные виды памяти, обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательного мероприятия, способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве, формированию его информационной культуры, обеспечивают реализацию межпредметных связей в процессе воспитания.
Огромное значение для повышения эффективности любого воспитательного мероприятия является его музыкальное оформление, поскольку именно музыка является наиболее действенным, эмоциональным средством, которое создаёт атмосферу любого мероприятия и которое обращено к душе ребёнка. Музыкальное оформление мероприятия должно соответствовать его целям и содержанию, быть грамотно со вкусом подобранным, с использованием качественной музыкальной аппаратуры.
Мы рассмотрели основные пути повышения уровня воспитательного мероприятия, которые были выявлены в процессе исследования и которым, к сожалению, многие учителя, воспитатели и организаторы не придают должного внимания.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
2. Коноваленко Е. А. Условия повышения эффективности воспитательных мероприятий в учреждениях дополнительного образования// Дополнительное образование в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции (С-Петербург, март-август 2011 года) //Под общ. ред Е. Н. Барышникова, С. В. Барышниковой. — СПб, 2011. — с. 84