В наше время в сферу педагогики активно внедряются новые прогрессивные технологии, которые имеют междисциплинарный характер. Среди них особую роль играет синергетика как такое научное направление, которое нацелено на исследование сложных нелинейных открытых систем. К таким системам с уверенностью можно отнести систему образования, важнейшими составляющими которого являются личность студента и личность преподавателя, а также педагогическое взаимодействие между ними. Синергетический подход к изучению процессов образования и самообразования, развития и саморазвития, совершенствования и самосовершенствования личности в системе образования становится важным методологическим инструментом, который способен повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, результатом которого должно стать формирование новой личности — личности будущего.
В новейших исследованиях в сфере развития профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов очевиден интерес ученых к проблемам синергетики, т. к. фундаментальные положения синергетики, по утверждению многих исследователей, открывают новые возможности для понимания не только механизмов развития личности, но и всей педагогической системы в целом.
В некоторых педагогических источниках [13] синергетика определяется как «наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности».
Изложенное выше вполне применимо в ходе профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Специфическим на данном этапе развития является то, что чаще всего в качестве флуктуаций в педагогической среде рассматриваются преимущественно интеллектуальные усилия со стороны преподавательского состава: педагогическое открытие, новый дидактический прием, интересно проведенное учебно-воспитательное мероприятие. Положительный эмоциональный настрой педагогического коллектива и даже отдельного преподавателя, т. е. явления, превращающие образование в творческий процесс. Именно это, по мнению представителей многочисленной школы педагогической синергетики (М. В. Богуславский, С. В. Кульневич, В. Г. Виненко и др.), обеспечивает скачкообразное обретение знаний, получаемое в результате отказа от способа «линейной» передачи знаний, ориентации на самообразование и «пробуждающее» обучение».
В работах Рабоша В. А. [8] сформулированы система базовых идей, основой которой являются:
- холистическая идея, которая включает человека в целостную социоприродную систему;
- идея толерантности, которая устанавливает терпимость по отношению к другим индивидам и социумам в мировой общественной системе;
- идея самоорганизации, представляющей мир как динамическую открытую систему, в которой самоорганизацией управляют фундаментальные законы природы и общества;
- акмеологическая идея, которая объясняет проблемы устойчивого развития с позиции духовного мира человека: чистая душа гарантирует устойчивое развитие мира.
В. А. Рабош как и многие другие исследователи замыкают синергетический смысл образования на самоорганизации индивида как целостной единицы. При этом они забывают, что синергетика всегда имеет дело с множественностью, которая порождает хаос, но в силу внутренних причин этот хаос стремиться к самоорганизации, упорядочению, достигнув которого система вновь оказывается под воздействием хаоса. Синергетика — это всегда коллективное явление, независимо от того, являются ли он гомогенными или гетерогенным.
Несколько иной подход развит в работах создателя системно-синергетической педагогической парадигмы Н. М. Таланчука и его школы [10]. Представители этой школы утверждают, что любая оптимальная система (в том числе педагогическая) одновременно обладает неравновесным, кризисным, неустойчивым состоянием, обусловленным борьбой противоречий, и синергетическим взаимодействием, продиктованным имманентной потребностью к ее существованию и самосохранению. Это позволяет им утверждать, что педагогическая деятельность есть процесс синергетического взаимодействия педагога и воспитанника, обеспечивающий усвоения учащимся объективных социальных ролей. В конечном итоге представители этого направления предлагают рассматривать системный синергетизм как неотъемлемую черту личности, которая определяет ее готовность и способность к самосовершенствованию. Из принципа синергетизма вытекает ряд дидактических принципов: системно-ролевого и системно-функционального синергетизма личности, принципа синергетизма во взаимодействии педагога и учащихся, психологического и познавательно-творческого синергетизма личности. И вновь здесь главенствует идея индивидуального развития личности.
В основе идей, предлагаемых Ольховой Т. А. [11] его лежит ценностно-синергетическая идея. В соответствии с этой идеей становление субъектности студента — это целостный, динамически развертывающийся во времени процесс. Ценностно-синергетический подход выступает методологическим основанием становления субъект-субъектных отношений в университетской среде. Но и в этом случае интересы научного исследования замыкаются на процессах внутреннего парного взаимодействия между педагогом и обучаемым.
В. А. Игнатова [5] выделила такие направления использования идей синергетики в образовании:
- адаптация идей синергетики в содержании образования;
- использование идей синергетики в моделировании и прогнозировании развития образовательных систем;
- применение идей синергетики в управлении учебно-воспитательным процессом.
Таким образом, синергетика выступает как один из методологических принципов, но чтобы применять принципы синергетики к анализу процессов, происходящих в образовании, необходимо определить, насколько система образования может рассматриваться как синергетическая. Как было показано выше, основными понятиями синергетики являются открытость, неравновесность, нелинейность.
Неравновесность является одним из центральных понятий синергетики. Неустойчивость и нестабильность как проявление синергетических свойств учебно-воспитательной системы, заключается в том, что ситуация в этом процессе постоянно меняется, побуждая участников этого процесса к размышлению, сопоставлению фактов, стимулируя развитие моральных качества, необходимых профессиональных и социальных компетенций. В свою очередь, неустойчивость или, в терминологии синергетики неравновесность, приводит педагогическую систему к эволюции, т. е. к собственному переустройству, в ходе которого возникает новый порядок, новые более эффективные механизмы реализации учебно-воспитательного процесса. Неравновесность, неустойчивость или хаос проявляются в том, что в образовательном процессе возникают отношения неопределенности, отсутствие единого решения и подхода. Кроме того, устремления обучающегося могут быть неорганизованными и спонтанными. Неравновесность, неустойчивость, многовариантность в образовательной среде создает условия для выбора, предоставляет каждому субъекту шанс индивидуального достижения успеха, стимулирует самостоятельности выбора и принятия ответственного решения. Это также создает возможность выбирать собственную индивидуальную траекторию образования, темп, формы и методы обучения, учебные дисциплины и даже преподавателей, индивидуальные средства и методики, творческие задания и т. п.
Образование можно считать открытой системой. Во-первых, в ней постоянно появляются новые цели, методы и средства обучения. Во-вторых, постоянно меняется содержание образования, т. к. оно не вынуждено следовать динамике требований, предъявляемых объективной реальностью. Кроме того постоянно идет процесс обмена информацией между субъектами образовательного процесса и внешней средой. Открытость педагогической системы проявляется также в междисциплинарном характере образования, в интеграционных процессах с мировой педагогикой, в широком использовании возможностей информационно-коммуникационных систем, в сочетании разнообразных педагогических технологий. Открытость систем является непременным условием их самоорганизации. Современное постоянно увеличивающееся образовательное пространство, которое также обладает объективными предпосылками для обмена информацией, новыми знаниями, технологиями, умениями, навыками, компетенциями, приобретает в конечном итоге свойства открытых систем.
Синергетика исходит из принципа эволюционирования окружающего мира по нелинейным законам. Самой общей закономерностью систем, изучаемых синергетикой, является то, что структура таких систем способна в критических точках изменяться скачком. В широком смысле эта идея может быть выражена в непропорциональности интенсивности прилагаемых усилий и полученного результата. Нелинейность как проявление синергетического характера учебно-воспитательного процесса, заключается, прежде всего, в том, что этот процесс осуществляется не по жесткому заранее заданному плану или алгоритму, с заранее запланированном результатом, а с учетом проблемных ситуаций, позволяющих субъекту самому познавать и оценивать свое поведение, самому совершать открытия, самому совершенствовать себя. В определенном смысле нелинейность связана с многовариантностью и альтернативностью. Здесь можно предложить такую интерпретацию действия нелинейности в образовательной среде: воспитатель, прилагая усилия к одним чувствительным точкам сознания воспитуемого, не в состоянии наблюдать за другими, которые тоже находятся под определенным воздействием разных сил. В результате совместных действий и взаимодействий образуется неожиданный для воспитателя результат, не пропорциональный прилагаемым им усилиям. Множественность чувствительных точек, альтернативность реакций сознания как раз и обуславливает явление нелинейности.
То, чего более всего ждут от синергетики связано с понятием самоорганизации. Процесс самоорганизации представляет собой самопроизвольное возникновение в открытых неравновесных, открытых, нелинейных системах новых, более эффективных структур. Самоорганизация в педагогической системе предполагает наличие определенного взаимодействия между обучающим и обучающимся, что соответствует современным требованиям развития педагогической. Предполагается, что синергетика поможет понять механизмы развития педагогического процесса. Система образования — самоорганизующаяся система. В самоорганизующейся педагогической системе возникает такой уровень взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса, который благоприятствует развитию индивидуальности, предоставляет возможность формирования индивидуальной траектории обучения, индивидуального темпа обучения, индивидуальные средства и методики, обеспечение выбора альтернативного и самостоятельного пути. Принцип самоорганизации заключается в самопроизвольном или под воздействием непропорционально слабых воздействий переходе из хаотического, неупорядоченного состояния в упорядоченный и эффективный.
Синергетика также оперирует такими понятиями, как бифуркации, флуктуации, диссипативность, аттракторы, фрактальность.
В соответствии с представлениями сторонников синергетического подхода система образования содержит элементы бифуркаций, это означает наличие альтернативных возможностей, релевантных для всех участников учебно-воспитательного процесса, в том числе и в ходе профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Принцип бифуркаций заключается в том, что в случае достижения управляющими параметрами определенных значений, поведение системы изменяется скачкообразно. Точка бифуркации представляет собой критическую точку, в окрестности которой поведение системы становится неустойчивым, т. е. осуществляется выбор одного из вариантов поведения систем. В педагогике точкой бифуркации можно считать момент выбора личностью ценностных ориентиров. При этом выбор возможностей развития личности достаточно широк, что соответствует множественности точек бифуркации.
Кроме того, система образования обладает свойством флуктуации. Это значит, что она претерпевает постоянные изменения, колебания в отклонении, что порождает состояние нестабильности, неравномерности. Флуктуации представляют собой случайные явления, малые воздействия, которые могут привести к существенным результатам, к возникновению порядка из хаоса, порождая тем самым эволюцию системы.
Как было показано выше, эти два понятия вполне находят свое отражение в практике системы образования. Гораздо сложнее найти адекватное отражение в системе образования для следующих понятий синергетики: диссипативность, аттракторы, фрактальность
Наряду с понятием флуктуации в синергетике используется понятие диссипативности. Понятие «диссипативные структуры» впервые было введено И.Пригожиным. В естествознании под диссипативностью понимают своеобразное проявление свойств процессов, протекающих на микроуровне. Для микроуровня характерно наличие множества взаимодействующих объектов. Поэтому диссипативность — это коллективное явление. По сути диссипативность — это рассеяние (от лат. dissipatio, франц. — dissipation — рассеивание). В педагогике до настоящего времени адекватного применения этому термину не находят. Одни считают, что диссипативность личности определяется самооценкой с чувством ответственности, другие считают диссипативность непременным условием самоорганизации личности.
Важным синергетическим понятием являются аттракторы, пришедшие к нам из физики элементарных частиц. В физике под аттрактором понимают совокупность внутренних и внешних условий, способствующих «выбору» самоорганизующейся системой одного из вариантов устойчивого развития; идеальное конечное состояние, к которому стремится система в своем развитии. Находясь вблизи точки бифуркации, т. е. непосредственно перед «выбором» траектории дальнейшего существования, элементарная частица попадает в зону действия аттрактора. Пространство внутри аттрактора, в котором каждая частица, туда попавшая, постепенно смещается в заданном направлении, называют «зоной аттрактора». Понятие «зоны аттрактора» распространяется и на коллективы частиц [13]. Имея представление об аттракторах, педагог должен поставить воспитуемого перед выбором (приблизить к точке бифуркации). Но правильный выбор он может сделать только в условиях действия соответствующего аттрактора. Задача педагога состоит в создании соответствующей зона аттрактора. Если целью является формирование личности или коллектива, то в качестве аттракторов выступают наиболее желательные черты такой личности или коллектива, их нравственные, эстетические, деонтологические и познавательные ценности.
Важное значение для синергетического миропонимания имеет понятие фрактальности.Фракталами называют явления самоподобия, которые часто наблюдаются в природе. Фрактальность обозначает явления масштабной инвариантности, когда новые формы организации материальных и социальных систем напоминают по своему строению предыдущие. Для педагога это означает, что создаваемые им новые структуры должны иметь определенное сходство с ранее существующими.
Воспитание зависит от множества факторов, существенно влияющих на реализацию этого процесса. Наличие определенного соотношения управляемости и спонтанности в процессах воспитания делает перспективным применение методов синергетики в этих процессах. Синергетический подход позволяет рассматривать каждый субъект учебно-воспитательного процесса как способную к саморазвитию систему. Использование синергетического подхода в педагогической деятельности способствует обогащению учебно-воспитательного процесса новыми эффективными приемами и методами педагогического взаимодействия, которые делают более интенсивным процессы развития обучающихся и личностно-профессиональный рост педагогов. Диалог мнений, мотивов, ценностных установок субъектов учебно-воспитательного процесса содействует формированию благоприятной атмосферы в коллективе, раскрытию и развитию индивидуальности каждого.
В настоящее время синергетика в педагогике делает первые шаги. Перед ней стоит задача прогнозирования и описания открытой модели образования, формы, методы и содержание которого отвечают принципам многообразия, вариативности, диверсификации, модульности и равного партнерского сотрудничества между всеми субъектами образовательного процесса. Особенно важным на данном этапе нам представляется использование синергетики в ходе профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов
Как справедливо отмечают многие исследователи [13], активному внедрению идей синергетики в образование препятствуют прежде всего традиционное педагогическое мышление. По этим причинам статус синергетики в системе педагогической науки еще не вполне определен. Тем не менее вопрос о внедрении принципов синергетики в педагогическую теорию и практику приобретает все большую актуальность.
Литература:
1. Апель К.-О. Обґрунтування етики відповідальності // Першоджерела комунікативної філософії. — К.: Либідь,1996. — с.46–60.
2. Беляева Е. В. Историческая динамика нравственности как нелинейный процесс / Е. В. Беляева // Веснік Брэсцкага універсітэта. — Серыя 1.
3. Бочкарев А. И. Проектирование синергетической среды в образовании: автореф.... докт. пед. наук / А. И. Бочкарев. — М., 2000. — 52 с.
4. Виненко, В. Г. Системно-синергетическое моделирование в непрерывном образовании педагога: дис.... докт. пед. наук / В. Г. Виненко. — Саратов, 2001. — 322 с.
5. Игнатова, В. А. Педагогические аспекты синергетики / В. А. Игнатова // Педагогика. — 2001. — № 8. — С. 26–31.
6. Лоскутов А. Ю., Михайлов А. С. Введение в синергетику. — М.: Наука, 1990.
7. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 2003. — 312с.
8. Рабош В. А. Синергетика образования человека //Успехи современного естествознания № 3. М., издательство Академии Естествознания, 2004 г. 0,2 п.л.
9. Стѐпин, В. С. Саморазвивающиеся системы и философия синергетики / В. С. Стѐпин // Сайт С. П. Курдюмова [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://spkurdyumov.narod.ru/stepin444.htm. — Дата доступа: 14.01.2011.
10. Таланчук, Н. М. Системно-синергетическая философия как методология современной педагогики / Н. М. Таланчук // Магистр. — 1997.- СВ. — С.32–41.
11. Ольховая, Т. А. Становление субъектности студента университета: монография / Т. А. Ольховая. — Оренбург, 2006. — 181 с.
12. Хакен, Г. Синергетика: пер. с англ. Г. Хакен. — М., 1980. — 406 с.
13. Шаронин, Ю. В. Синергетика в управлении учреждениями образования / Ю. В. Шаронин //Высшее образование. — 1999. — № 4. — С. 14–18.