Мастерство воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности педагога и воспитателя. Педагог организовывает учебный процесс, добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности.
Ключевые слова:мастерство,педагог,мастер,учебный процесс.
Mastery is perceived as major professional quality of personality of teacher and educator. A teacher organizes an educational process, to labour for the necessary level of breeding, development and of knowledge of students. A teacher executes the role of tutor, senior comrade, participant of joint educational activity.
Keywords: mastery, teacher, master, educational process.
Мастерство — это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящий своих учащихся. Педагог — мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и возрастной психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания».
Учитель — профессионал — этот вопрос всегда волновал, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство». Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Кто же он — педагог — мастер? Вл. Даль так определяет понятие «мастер» в своем «толковом словаре». «Мастер — это искусный в своем деле человек».
Кроме того, педагог должен уметь так организовать учебный процесс, даже при самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Мастерство учителя выражается, прежде всего, когда педагог сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его. Педагог, умеющий в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества, он настоящий мастер своего дела.
Более того, на наш взгляд современный учитель — это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется — писатель, певец. В то же время он всегда ученик. Педагогическая деятельность — будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру.
Таким образом, отличительными чертами современного педагога — мастера являются:
- постоянное самосовершенствование,
- самокритичность,
- эрудиция,
- высокая культура труда.
Существует философский принцип: Подобное создается подобным:
- нравственность ученика формируется нравственностью учителя;
- знание знанием;
- мастерство мастерством.
Далее никакие современные технологии обучения и технические средства не помогут преподавателю выстроить свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней.
Неотъемлемой частью педагогического мастерства, несомненно, является общение, но не обычное общение, а педагогическое общение.
Вместе с тем, под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А. А. Леонтьев).
Один из критериев продуктивного педагогического общения — это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе. Межличностные отношения в учебной группе действительно должны формироваться педагогом целенаправленно. При этом на определенных — высших стадиях основным их источником становится саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит педагогу.
Недаром поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель — садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды. Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением. Они предполагают, что педагог обладает достаточно высоким уровнем развития коммуникативных умений.
Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения — важная часть педагогического общения.
Педагог может и должен опираться в своей работе на имеющуюся систему положительных ценностей учащихся. [4, с. 20].
Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!" Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.
2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.
3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение «учитель — ученики». Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.
4. Общение-устрашение — негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.
5. Общение-заигрывание — характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. [3, с. 85].
Таким образом, педагогическое общение, как часть педагогического мастерства является одним из значимых критерий в современном понятии педагогики.
Мастерство педагога в учебном процессе всегда является актуальным вопросом и необходимо постоянно совершенствовать профессиональные качества личности учителя и воспитателя, и тем самым повысить качество знаний учащихся.
Литература:
1. Барабанщиков, А. В. Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя. — М.: ВПА, 1975. — С.10–75.
2. Зязюн, И. А. Социальная зрелость и педагогическое мастерство будущего учителя. № 6. Советская педагогика. 199l.
3. Кан-Калик В. А. //Учителю о педагогическом общении — 1987. — С.85–86.
4. Розенталь Р. Школа психологии. М. — 2006. — № 1. — C.20–26.
5. Подласый И. П. //Педагогика. № 1 М. -2002. — С.262–267.
6. Петровский А. В. // Основы педагогики и психологии. М. — 1986. — С.264.
7. Стоунс Э. //Психопедагогика / Психологическая теория и практика обучения — 1984.- С.193–209.