На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы, проблема профилактики пьянства и алкоголизма входит в число приоритетных направлений развития теории и практики психолого-социальной работы. Анализ специальной литературы показал, что проблемой профилактики пьянства и алкоголизма занимаются различные науки. Такое многоплановое изучение с одной стороны, имеет много плюсов в виде большого количества материала, с другой стороны, отсутствие органической связи между рассматриваемыми аспектами негативного явления, изолированность друг от друга полученных результатов, что в конечном итоге сказывается на практическую сторону решения этой проблемы. Необходимость теоретической разработки и практического решения вопросов профилактики пьянства и алкоголизма вызывается возросшими трудностями, а иногда и просто растерянностью и неумением психологов и социальных работников, столкнувшихся с фактами употребления спиртного непосредственно на местах.
Анализ теории и практики психолого-социальной работы показывает, что современное морально-психологическое состояние сотрудников УИС характеризуется нарастающими негативными тенденциями, представляющей собой сложный комплекс социально-экономических, политических и духовных факторов общественного развития.
Анализ требований органов управления УИС, показатели СМИ позволили доказать, что одной из наиболее острых проблем, требующих незамедлительного и всестороннего решения является качественное улучшение психолого-социальной работы по профилактике пьянства и алкоголизма среди сотрудников.
В программе нашего исследования изложены основные задачи, методологические предпосылки анализа социально-психологических явлений в конкретном коллективе с указанием основных методик, приемов, процедур и логической последовательности проводимых операций.
Цель исследования — разработка практических материалов по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма у сотрудников УИС.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующихзадач:
1. Проанализировать и выделить основные направления и методы деятельности по выявлению аддиктивного поведения.
2. Провести сравнительный анализ полученных результатов.
3. Разработать организационные мероприятия, позволяющие осуществить социально-психологическое сопровождение аддиктов.
В ходе предварительного этапа нами были осуществлены следующие мероприятия и процедуры: разработана и составлена общая программа исследования. Определен конкретный объект изучения — сотрудники ФКУ ИК-7. Уточнены параметры конкретной выборки, обеспечивающие достоверность полученных результатов измерений. Объем конкретной выборки составил 35человек — это сотрудники ФКУ ИК-7, мужчины в возрасте от 26 до 53 лет, имеющие стаж работы в данном учреждении от одного года до тридцати лет.
На этом этапе мы также определили сроки проведения исследования, то есть, установили конкретные временные рамки всех мероприятий и процедур. Наши исследования начались в марте 2014 года и были завершены к концу апреля 2014 года. Далее на предварительном этапе нами был определён набор (батарея) социально — психологических методик исследования, которые в целом соответствуют целям и задачам работы, обеспечивают получение достаточно полной и достоверной информации.
Основной этап исследования.
Констатирующая часть.
На этом этапе мы провели пробное (пилотажное) исследование сотрудников ФКУ ИК-7. Цель исследования — сбор первичных данных по выявлению сотрудников с явными признаками алкогольной аддикции.
Диагностика осуществлялась с применением следующих методик:
- Тест-опросник «Аддиктивная склонность» (Юсупов В. В.) (Приложение№ 1). Экспресс-опросник предназначен для выявления лиц, склонных к аддиктивному поведению, и прогнозирования развития аддиктивного поведения. Испытуемому предлагается 30 утверждений и дается инструкция: «Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия».
После выполнения теста подсчитывается общая сумма баллов.
- Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (К. К. Яхин, В. Д. Менделевич); Применяется с целью выявления признаков алкоголизма и бытовых форм пьянства (Приложение № 2). Испытуемому предлагается 35 утверждений и следующая инструкция: испытуемый должен отметить знаком «+» те утверждения, с которыми согласен, знаком «—» те, с которыми не согласен. Выбранные ответы анализируют на основании диагностических таблиц, суммируя полученные баллы (коэффициенты) по всем вопросам
- Методика диагностики склонности к различным зависимостям (автор Лозовая Г.В) (Приложение № 3). Тест на аддикцию (addictus с лат. «связанный долгами») определяет склонность человека к 13 видам зависимостей: алкогольная зависимость, интернет и компьютерная зависимость, любовная зависимость, наркотическая зависимость, игровая зависимость, никотиновая зависимость, пищевая зависимость, зависимость от межполовых отношений, трудоголизм, телевизионная зависимость, религиозная зависимость, зависимость от здорового образа жизни, лекарственная зависимость, общая склонность к зависимостям. Методика представляет собой анкету, содержащую 70 вопросов с вариантами ответов. Затем баллы суммируются по отдельным видам склонностей к зависимостям
Результаты исследования аддиктивного поведения у сотрудников УИС.
В ходе проведения диагностики, нами получены следующие результаты:
1. Результаты проведения теста-опросник «Аддиктивная склонность»:
риск зависимого поведения не выражен |
умеренно выраженный риск зависимого поведения |
выраженные признаки склонности к зависимому поведению |
37 % |
43 % |
20 % |
2. Результаты проведения опросника для выявления ранних признаков алкоголизма:
уровень здоровья |
уровень бытового пьянства |
уровень алкоголизма |
51 % |
37 % |
12 % |
3. Результаты диагностики склонности к различным зависимостям:
Отслеживаемые зависимости |
низкая степень склонности |
средняя степень склонности |
высокая степень склонности |
алкогольная |
49 % |
34 % |
17 % |
общая склонность к зависимостям |
17 % |
54 % |
29 % |
Сводные данные результатов диагностики:
показатели |
высокий |
средний |
Низкий |
20 % |
43 % |
37 % |
Таким образом, после проведения констатирующего этапа исследования, можно сделать следующие выводы: из общего числа испытуемых (35 человек), 13 человек (37 %) не имеют склонности к зависимому поведению в целом и к алкогольной зависимости в частности; у 15 человек (43 %) показатели зависимости на среднем уровне; 7 человек (20 %) имеют высокие показатели аддиктивного поведения и алкогольной зависимости.
Испытуемые с выявленным высоким уровнем (группа риска) нуждаются в специальных психокоррекционных и психореабилитационных мероприятиях. С испытуемыми среднего уровня необходимо проводить информационно — воспитательную работу.
Программа профилактики.
Формирующий этап исследования.
Он проводился с целью формирования антиалкогольных установок, развития навыков релаксации, а также психологической коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения.
Профилактика пьянства и алкоголизма — направления:
Медико-санитарное и правовое просвещение |
Разъяснительное |
Диагностическо-коррекционное |
Организационно-методическое |
- изучение психологами и социальными работниками признаков пьянства и алкоголизма и форм их проявления у сотрудников; - организация просмотра и обсуждения телевизионных и других программ, антиалкогольной направленности; - включение специальных занятий с целью выработки отрицательного отношения к пьянству и алкоголизму, которые должны проводить специалисты в области наркологии; - дать знания о губительных последствиях алкоголя, и в первую очередь сформировать здоровый морально-психологический климат. |
- формирование адекватного отношения к явлению пьянства, воспитание антиалкогольной устойчивости; - изучение уровня информированности сотрудников в области проблем, связанных с пьянством; - выявление комплекса причин, условий и факторов, способствующих аддиктивному поведению; - развитие положительных качеств работника УИС при ускорении и устранении отрицательных качеств. |
- изучение мотивации аддиктивного поведения и факторов этому поведению способствующих; - выявление сотрудников, склонных к пьянству и алкоголизму, занесение их в «группу динамического наблюдения» (наблюдение, беседы, опросы, тестирование, изучение документов, анализ результатов деятельности); - применение диагностических методов для выявления индивидуально-психологических особенностей личности сотрудника; - проведение мероприятий с целью выработки у сотрудников желания избавиться от алкогольной зависимости; - индивидуальная и групповая психотерапия. |
- строгое и точное выполнение распорядка дня; - недопущение неустойчивых взаимоотношений в коллективе; - перекрытие возможных каналов доставки спиртных напитков; - строгий контроль за хранением спиртосодержащих веществ; - проверка наличия, учета и хранения материальных средств, а так же принятие дополнительных мер по предотвращению хищения; - недопущения пагубного влияния на сотрудников лиц замеченных в употреблении спиртных напитков. |
В ходе выполнения формирующего этапа эксперимента нами была частично использована Программа профилактики отклоняющегося поведения, принятая в Исправительной Колонии № 7.
Программа включает в себя меры психопрофилактического характера (индивидуальное консультирование и коррекция; психотренировки и социально-психологические тренинги; лекции-беседы с личным составом; психологическая поддержка семей сотрудников; стимулирование личностного роста сотрудников; обучение приемам и методам психической саморегуляции).
Особое значение отводится психокоррекционному направлению, которое может включать в себя:
- психологическое консультирование сотрудников, нуждающихся в коррекции состояний и поведения;
- дебрифинг с сотрудниками, пребывавшими в экстремальных ситуациях;
- использование тренинговых и игровых психотехнологий;
- активный отдых с частичным или полным изменением социального окружения, санаторно-курортное оздоровление;
- экстренная психологическая помощь сотрудникам в экстремальных ситуациях;
- рекомендация к применению восстановительно-стимулирующих препаратов в сочетании с оздоровительными процедурами;
- регулярная психологическая работа с семьями сотрудников, купирование внеслужебных конфликтов.
Немаловажным психопрофилактическим мероприятием является проведение психологических тренингов, на которых сотрудники УИС осваивают упражнения аутотренинга — основного метода психической саморегуляции. Эти упражнения помогают сотрудникам осуществлять регуляцию своего состояния, что особенно важно при выполнении служебных обязанностей в сложных и экстремальных ситуациях профессиональной деятельности. Например, постоянные перегрузки в процессе выполнения функциональных обязанностей способны вызвать состояние физического и психического утомления. Постоянное и длительное переживание этого состояния способствует появлению у сотрудников таких личностных характеристик, как агрессивность, повышенная личностная тревожность и др. Владение техникой саморегуляции препятствует возникновению переутомления.
Аутотренинг и упражнения по релаксации являются очень эффективными методами профилактики. В частности, представляется действенным использование методики «Прогрессивная мышечная релаксация Э. Джекобсона» (системы специальных упражнений по произвольному последовательному расслаблению всех мышц тела), в результате применения которой осуществляется снятие физического и психологического напряжения, достигается состояние покоя и отдыха (нервно-психической релаксации), восстанавливается энергетический потенциал личности.
Помимо техники релаксации и упражнений аутотренинга эффективным является проведение социально-психологических тренингов. Под социально-психологическим тренингом в самом широком смысле понимается практика психологического воздействия, основанная на методах групповой работы.
Эффективность данного направления объясняется тем, что в ходе этого тренинга происходит овладение сотрудниками определенными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, развиваются способность к рефлексии (например, к анализу ситуации и собственного поведения) и гибкому реагированию, умение быстро перестраиваться в различных условиях.
В процессе тренинга возможно изменение стереотипов, имеющихся у участников, и оказание им существенной помощи в решении личностных проблем. Здесь осуществляется развитие навыков поведения, способствующих расширению сферы социальных контактов сотрудников УИС и оптимизации межличностного взаимодействия, а также повышающих адаптационные возможности личности. Участие в таких тренингах также помогает разрешать проблемные, в том числе профессиональные ситуации, что, в свою очередь, предотвращает возникновение межличностных конфликтов на службе и связанных с ними отрицательных эмоций, состояний внутреннего напряжения и психологического дискомфорта.
Среди мероприятий, направленных на психологическую профилактику профессиональной деформации сотрудников УИС, одним из наиболее оптимальных является социально-психологический тренинг методом деловой игры. Его особенностью является воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Такое воссоздание достигается благодаря игровому имитационному моделированию и решению профессионально-ориентированных ситуаций при целесообразном сочетании индивидуальной и групповой игровой деятельности участников тренинга.
Для проведения работы с группой риска нами были использованы следующие психокоррекционные процедуры и мероприятия Программы:
- социально-психологического тренинга (приложение № 4);
- тренинга формирования навыков релаксации как альтернативы снятия стресса алкоголем — прогрессивная мышечная релаксация Э. Джекобсона (приложение№ 5)
Информационно-воспитательная работа со второй подгруппой проводится с целью формирования антиалкогольных норм и установок, а также убеждений и установок на здоровый образ жизни. Она включила в себя:
- психологическое просвещение личного состава о здоровом образе жизни и вреде алкоголя,
- групповые и индивидуальные беседы по антиалкогольной тематике;
- показ целевых видеоматериалов для формирования ориентационной основы социального поведения сотрудников (Приложение № 6).
В ходе работы нами были выявлены следующие недостатки в организации воспитательной работы по предупреждению пьянства и алкоголизма:
- имеются серьезные недостатки, выражающиеся в слабом контроле за личным составом, низкой требовательностью к должностным лицам, которые не принимает меры по пресечению употребления сотрудниками спиртных напитков на службе;
- отдельные начальники и командиры не проявляют должной настойчивости в работе по предупреждению пьянства и алкоголизма среди личного состава, не привлекают сотрудников, появившихся в нетрезвом виде на службе или в общественных местах, к дисциплинарной и общественной ответственности;
- некоторые командиры не принимают решения о рассмотрении и обсуждении поступков сотрудников, совершенных в состоянии алкогольного опьянения и порочащих «честь мундира», на собраниях соответствующих коллективов;
- в коллективе не формируется обстановка общественного осуждения и нетерпимости к сотрудникам, постоянно и неумеренно потребляющим спиртные напитки;
- психологи, социальные работники своевременно не выявляют сотрудников с признаками алкогольной аддикции, и не проводят с ними психокоррекционные и другие профилактические мероприятия;
- слабая организация культурно-досуговой и спортивно-массовой работы с сотрудниками.
Контрольный этап исследования.
Он проводился нами для определения эффективности коррекционной работы на втором этапе. Методики исследования взяты те же, что и на первом этапе эксперимента, а именно:
- Тест-опросник «Аддиктивная склонность» (Юсупов В. В.)
- Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (К. К. Яхин, В. Д. Менделевич);
- Методика диагностики склонности к различным зависимостям (автор Лозовая Г.В).
Результаты диагностики следующие:
1. Результаты проведения теста-опросник «Аддиктивная склонность»:
Риск зависимого поведения не выражен |
Умеренно выраженный риск зависимого поведения |
Выраженные признаки склонности к зависимому поведению |
60 % |
29 % |
11 % |
2. Результаты проведения опросника для выявления ранних признаков алкоголизма:
уровень здоровья |
уровень бытового пьянства |
уровень алкоголизма |
71 % |
23 % |
6 % |
3. Результаты диагностики склонности к различным зависимостям:
Отслеживаемые зависимости |
низкая степень склонности |
средняя степень склонности |
высокая степень склонности |
Алкогольная |
74 % |
20 % |
6 % |
общая склонность к зависимостям |
40 % |
40 % |
20 % |
Сводные данные результатов повторной диагностики:
показатели |
высокий |
средний |
низкий |
8 % |
29 % |
63 % |
Таблица сравнительных данных по итогам диагностики 1 и 3 этапа исследования:
1 этап 3 этап
Таким образом, после проведения повторной диагностики, налицо положительная динамика развития антиалкогольного поведения сотрудников — участников эксперимента: мы видим, что увеличилось число лиц, имеющих низкие показатели по развитию алкогольной зависимости (с 13 чел. (37 %) — на первом этапе до 22 чел. (63 %) — на 3 этапе); также уменьшилось количество испытуемых со средним показателем (с 15 чел. (43 %) — на 1 этапе до 10 чел. (29 %) — на 3 этапе). Полученные результаты говорят об эффективности проведенной работы по профилактике алкогольной зависимости и косвенно свидетельствуют о формировании антиалкогольных установок у участников экспериментальной группы.
Вместе с тем, после проведения коррекционных мероприятий остались сотрудники, имеющие высокий показатель алкогольной зависимости (3чел. (8 %) — этим сотрудникам необходимо пройти углубленную диагностику и при необходимости обратиться за специализированной помощью к наркологу.
Литература:
1. 3.Андерсон С. К. Потребление алкоголя и алкоголизм. Энциклопедия СР.В З т. М.; 1994.
2. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С. П. Безносов. — СПб.: Речь, 2004.
3. Буданов А. В. Обучение сотрудников тактике и методам обеспечения личной безопасности. М., 1997;
4. Буданов А. В. Профилактика профессиональной деформации работников ИТУ как фактор, способствующий соблюдению и укреплению законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений // Проблемы совершенствования деятельности психологической службы в ИТУ: Сборник статей / Под ред. А. В. Пилещко. Домодедово, 1996.
5. Дебольский М. Г. Программа социально-психологического тренинга и подготовка сотрудников ИТУ к профессиональному общению с осужденными. М., 1994; Энциклопедия юридической психологии / Под общей ред. А. М. Столяренко. М., 2003.