Эмпирическое исследование алкоголизма у сотрудников Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 7 (ФКУ ИК-7) УФСИН России по Владимирской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 30.05.2014

Статья просмотрена: 2290 раз

Библиографическое описание:

Федоров, А. Ф. Эмпирическое исследование алкоголизма у сотрудников Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 7 (ФКУ ИК-7) УФСИН России по Владимирской области / А. Ф. Федоров, М. Е. Афанасьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 929-935. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11230/ (дата обращения: 19.12.2024).

На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы, проблема профилактики пьянства и алкоголизма входит в число приоритетных направлений развития теории и практики психолого-социальной работы. Анализ специальной литературы показал, что проблемой профилактики пьянства и алкоголизма занимаются различные науки. Такое многоплановое изучение с одной стороны, имеет много плюсов в виде большого количества материала, с другой стороны, отсутствие органической связи между рассматриваемыми аспектами негативного явления, изолированность друг от друга полученных результатов, что в конечном итоге сказывается на практическую сторону решения этой проблемы. Необходимость теоретической разработки и практического решения вопросов профилактики пьянства и алкоголизма вызывается возросшими трудностями, а иногда и просто растерянностью и неумением психологов и социальных работников, столкнувшихся с фактами употребления спиртного непосредственно на местах.

Анализ теории и практики психолого-социальной работы показывает, что современное морально-психологическое состояние сотрудников УИС характеризуется нарастающими негативными тенденциями, представляющей собой сложный комплекс социально-экономических, политических и духовных факторов общественного развития.

Анализ требований органов управления УИС, показатели СМИ позволили доказать, что одной из наиболее острых проблем, требующих незамедлительного и всестороннего решения является качественное улучшение психолого-социальной работы по профилактике пьянства и алкоголизма среди сотрудников.

В программе нашего исследования изложены основные задачи, методологические предпосылки анализа социально-психологических явлений в конкретном коллективе с указанием основных методик, приемов, процедур и логической последовательности проводимых операций.

Цель исследования — разработка практических материалов по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма у сотрудников УИС.

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующихзадач:

1.               Проанализировать и выделить основные направления и методы деятельности по выявлению аддиктивного поведения.

2.               Провести сравнительный анализ полученных результатов.

3.               Разработать организационные мероприятия, позволяющие осуществить социально-психологическое сопровождение аддиктов.

В ходе предварительного этапа нами были осуществлены следующие мероприятия и процедуры: разработана и составлена общая программа исследования. Определен конкретный объект изучения — сотрудники ФКУ ИК-7. Уточнены параметры конкретной выборки, обеспечивающие достоверность полученных результатов измерений. Объем конкретной выборки составил 35человек — это сотрудники ФКУ ИК-7, мужчины в возрасте от 26 до 53 лет, имеющие стаж работы в данном учреждении от одного года до тридцати лет.

На этом этапе мы также определили сроки проведения исследования, то есть, установили конкретные временные рамки всех мероприятий и процедур. Наши исследования начались в марте 2014 года и были завершены к концу апреля 2014 года. Далее на предварительном этапе нами был определён набор (батарея) социально — психологических методик исследования, которые в целом соответствуют целям и задачам работы, обеспечивают получение достаточно полной и достоверной информации.

Основной этап исследования.

Констатирующая часть.

На этом этапе мы провели пробное (пилотажное) исследование сотрудников ФКУ ИК-7. Цель исследования — сбор первичных данных по выявлению сотрудников с явными признаками алкогольной аддикции.

Диагностика осуществлялась с применением следующих методик:

-          Тест-опросник «Аддиктивная склонность» (Юсупов В. В.) (Приложение№ 1). Экспресс-опросник предназначен для выявления лиц, склонных к аддиктивному поведению, и прогнозирования развития аддиктивного поведения. Испытуемому предлагается 30 утверждений и дается инструкция: «Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия».

После выполнения теста подсчитывается общая сумма баллов.

-          Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (К. К. Яхин, В. Д. Менделевич); Применяется с целью выявления признаков алкоголизма и бытовых форм пьянства (Приложение № 2). Испытуемому предлагается 35 утверждений и следующая инструкция: испытуемый должен отметить знаком «+» те утверждения, с которыми согласен, знаком «—» те, с которыми не согласен. Выбранные ответы анализируют на основании диагностических таблиц, суммируя полученные баллы (коэффициенты) по всем вопросам

-          Методика диагностики склонности к различным зависимостям (автор Лозовая Г.В) (Приложение № 3). Тест на аддикцию (addictus с лат. «связанный долгами») определяет склонность человека к 13 видам зависимостей: алкогольная зависимость, интернет и компьютерная зависимость, любовная зависимость, наркотическая зависимость, игровая зависимость, никотиновая зависимость, пищевая зависимость, зависимость от межполовых отношений, трудоголизм, телевизионная зависимость, религиозная зависимость, зависимость от здорового образа жизни, лекарственная зависимость, общая склонность к зависимостям. Методика представляет собой анкету, содержащую 70 вопросов с вариантами ответов. Затем баллы суммируются по отдельным видам склонностей к зависимостям

Результаты исследования аддиктивного поведения у сотрудников УИС.

В ходе проведения диагностики, нами получены следующие результаты:

1.      Результаты проведения теста-опросник «Аддиктивная склонность»:

риск зависимого поведения не выражен

умеренно выраженный риск зависимого поведения

выраженные признаки склонности к зависимому поведению

37 %

43 %

20 %

2.      Результаты проведения опросника для выявления ранних признаков алкоголизма:

уровень здоровья

уровень бытового пьянства

уровень алкоголизма

51 %

37 %

12 %

3.      Результаты диагностики склонности к различным зависимостям:

Отслеживаемые зависимости

низкая степень склонности

средняя степень склонности

высокая степень склонности

алкогольная

49 %

34 %

17 %

общая склонность к зависимостям

17 %

54 %

29 %

Сводные данные результатов диагностики:

показатели

высокий

средний

Низкий

20 %

43 %

37 %

Таким образом, после проведения констатирующего этапа исследования, можно сделать следующие выводы: из общего числа испытуемых (35 человек), 13 человек (37 %) не имеют склонности к зависимому поведению в целом и к алкогольной зависимости в частности; у 15 человек (43 %) показатели зависимости на среднем уровне; 7 человек (20 %) имеют высокие показатели аддиктивного поведения и алкогольной зависимости.

Испытуемые с выявленным высоким уровнем (группа риска) нуждаются в специальных психокоррекционных и психореабилитационных мероприятиях. С испытуемыми среднего уровня необходимо проводить информационно — воспитательную работу.

Программа профилактики.

Формирующий этап исследования.

Он проводился с целью формирования антиалкогольных установок, развития навыков релаксации, а также психологической коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения.

Профилактика пьянства и алкоголизма — направления:

Медико-санитарное и правовое просвещение

Разъяснительное

Диагностическо-коррекционное

Организационно-методическое

-      изучение психологами и социальными работниками признаков пьянства и алкоголизма и форм их проявления у сотрудников;

-      организация просмотра и обсуждения телевизионных и других программ, антиалкогольной направленности;

-      включение специальных занятий с целью выработки отрицательного отношения к пьянству и алкоголизму, которые должны проводить специалисты в области наркологии;

-      дать знания о губительных последствиях алкоголя, и в первую очередь сформировать здоровый морально-психологический климат.

-      формирование адекватного отношения к явлению пьянства, воспитание антиалкогольной устойчивости;

-      изучение уровня информированности сотрудников в области проблем, связанных с пьянством;

-      выявление комплекса причин, условий и факторов, способствующих аддиктивному поведению;

-      развитие положительных качеств работника УИС при ускорении и устранении отрицательных качеств.

-      изучение мотивации аддиктивного поведения и факторов этому поведению способствующих;

-      выявление сотрудников, склонных к пьянству и алкоголизму, занесение их в «группу динамического наблюдения» (наблюдение, беседы, опросы, тестирование, изучение документов, анализ результатов деятельности);

-      применение диагностических методов для выявления индивидуально-психологических особенностей личности сотрудника;

-      проведение мероприятий с целью выработки у сотрудников желания избавиться от алкогольной зависимости;

-      индивидуальная и групповая психотерапия.

-      строгое и точное выполнение распорядка дня;

-      недопущение неустойчивых взаимоотношений в коллективе;

-      перекрытие возможных каналов доставки спиртных напитков;

-      строгий контроль за хранением спиртосодержащих веществ;

-      проверка наличия, учета и хранения материальных средств, а так же принятие дополнительных мер по предотвращению хищения;

-      недопущения пагубного влияния на сотрудников лиц замеченных в употреблении спиртных напитков.

В ходе выполнения формирующего этапа эксперимента нами была частично использована Программа профилактики отклоняющегося поведения, принятая в Исправительной Колонии № 7.

Программа включает в себя меры психопрофилактического характера (индивидуальное консультирование и коррекция; психотренировки и социально-психологические тренинги; лекции-беседы с личным составом; психологическая поддержка семей сотрудников; стимулирование личностного роста сотрудников; обучение приемам и методам психической саморегуляции).

Особое значение отводится психокоррекционному направлению, которое может включать в себя:

-          психологическое консультирование сотрудников, нуждающихся в коррекции состояний и поведения;

-          дебрифинг с сотрудниками, пребывавшими в экстремальных ситуациях;

-          использование тренинговых и игровых психотехнологий;

-          активный отдых с частичным или полным изменением социального окружения, санаторно-курортное оздоровление;

-          экстренная психологическая помощь сотрудникам в экстремальных ситуациях;

-          рекомендация к применению восстановительно-стимулирующих препаратов в сочетании с оздоровительными процедурами;

-          регулярная психологическая работа с семьями сотрудников, купирование внеслужебных конфликтов.

Немаловажным психопрофилактическим мероприятием является проведение психологических тренингов, на которых сотрудники УИС осваивают упражнения аутотренинга — основного метода психической саморегуляции. Эти упражнения помогают сотрудникам осуществлять регуляцию своего состояния, что особенно важно при выполнении служебных обязанностей в сложных и экстремальных ситуациях профессиональной деятельности. Например, постоянные перегрузки в процессе выполнения функциональных обязанностей способны вызвать состояние физического и психического утомления. Постоянное и длительное переживание этого состояния способствует появлению у сотрудников таких личностных характеристик, как агрессивность, повышенная личностная тревожность и др. Владение техникой саморегуляции препятствует возникновению переутомления.

Аутотренинг и упражнения по релаксации являются очень эффективными методами профилактики. В частности, представляется действенным использование методики «Прогрессивная мышечная релаксация Э. Джекобсона» (системы специальных упражнений по произвольному последовательному расслаблению всех мышц тела), в результате применения которой осуществляется снятие физического и психологического напряжения, достигается состояние покоя и отдыха (нервно-психической релаксации), восстанавливается энергетический потенциал личности.

Помимо техники релаксации и упражнений аутотренинга эффективным является проведение социально-психологических тренингов. Под социально-психологическим тренингом в самом широком смысле понимается практика психологического воздействия, основанная на методах групповой работы.

Эффективность данного направления объясняется тем, что в ходе этого тренинга происходит овладение сотрудниками определенными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, развиваются способность к рефлексии (например, к анализу ситуации и собственного поведения) и гибкому реагированию, умение быстро перестраиваться в различных условиях.

В процессе тренинга возможно изменение стереотипов, имеющихся у участников, и оказание им существенной помощи в решении личностных проблем. Здесь осуществляется развитие навыков поведения, способствующих расширению сферы социальных контактов сотрудников УИС и оптимизации межличностного взаимодействия, а также повышающих адаптационные возможности личности. Участие в таких тренингах также помогает разрешать проблемные, в том числе профессиональные ситуации, что, в свою очередь, предотвращает возникновение межличностных конфликтов на службе и связанных с ними отрицательных эмоций, состояний внутреннего напряжения и психологического дискомфорта.

Среди мероприятий, направленных на психологическую профилактику профессиональной деформации сотрудников УИС, одним из наиболее оптимальных является социально-психологический тренинг методом деловой игры. Его особенностью является воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Такое воссоздание достигается благодаря игровому имитационному моделированию и решению профессионально-ориентированных ситуаций при целесообразном сочетании индивидуальной и групповой игровой деятельности участников тренинга.

Для проведения работы с группой риска нами были использованы следующие психокоррекционные процедуры и мероприятия Программы:

-          социально-психологического тренинга (приложение № 4);

-          тренинга формирования навыков релаксации как альтернативы снятия стресса алкоголем — прогрессивная мышечная релаксация Э. Джекобсона (приложение№ 5)

Информационно-воспитательная работа со второй подгруппой проводится с целью формирования антиалкогольных норм и установок, а также убеждений и установок на здоровый образ жизни. Она включила в себя:

-          психологическое просвещение личного состава о здоровом образе жизни и вреде алкоголя,

-          групповые и индивидуальные беседы по антиалкогольной тематике;

-          показ целевых видеоматериалов для формирования ориентационной основы социального поведения сотрудников (Приложение № 6).

В ходе работы нами были выявлены следующие недостатки в организации воспитательной работы по предупреждению пьянства и алкоголизма:

-          имеются серьезные недостатки, выражающиеся в слабом контроле за личным составом, низкой требовательностью к должностным лицам, которые не принимает меры по пресечению употребления сотрудниками спиртных напитков на службе;

-          отдельные начальники и командиры не проявляют должной настойчивости в работе по предупреждению пьянства и алкоголизма среди личного состава, не привлекают сотрудников, появившихся в нетрезвом виде на службе или в общественных местах, к дисциплинарной и общественной ответственности;

-          некоторые командиры не принимают решения о рассмотрении и обсуждении поступков сотрудников, совершенных в состоянии алкогольного опьянения и порочащих «честь мундира», на собраниях соответствующих коллективов;

-          в коллективе не формируется обстановка общественного осуждения и нетерпимости к сотрудникам, постоянно и неумеренно потребляющим спиртные напитки;

-          психологи, социальные работники своевременно не выявляют сотрудников с признаками алкогольной аддикции, и не проводят с ними психокоррекционные и другие профилактические мероприятия;

-          слабая организация культурно-досуговой и спортивно-массовой работы с сотрудниками.

Контрольный этап исследования.

Он проводился нами для определения эффективности коррекционной работы на втором этапе. Методики исследования взяты те же, что и на первом этапе эксперимента, а именно:

-          Тест-опросник «Аддиктивная склонность» (Юсупов В. В.)

-          Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (К. К. Яхин, В. Д. Менделевич);

-          Методика диагностики склонности к различным зависимостям (автор Лозовая Г.В).

Результаты диагностики следующие:

1.      Результаты проведения теста-опросник «Аддиктивная склонность»:

Риск зависимого поведения не выражен

Умеренно выраженный риск зависимого поведения

Выраженные признаки склонности к зависимому поведению

60 %

29 %

11 %

2.      Результаты проведения опросника для выявления ранних признаков алкоголизма:

уровень здоровья

уровень бытового пьянства

уровень алкоголизма

71 %

23 %

6 %

3.      Результаты диагностики склонности к различным зависимостям:

Отслеживаемые зависимости

низкая степень склонности

средняя степень склонности

высокая степень склонности

Алкогольная

74 %

20 %

6 %

общая склонность к зависимостям

40 %

40 %

20 %

Сводные данные результатов повторной диагностики:

показатели

высокий

средний

низкий

8 %

29 %

63 %

Таблица сравнительных данных по итогам диагностики 1 и 3 этапа исследования:

                                           1 этап                                                 3 этап

Таким образом, после проведения повторной диагностики, налицо положительная динамика развития антиалкогольного поведения сотрудников — участников эксперимента: мы видим, что увеличилось число лиц, имеющих низкие показатели по развитию алкогольной зависимости (с 13 чел. (37 %) — на первом этапе до 22 чел. (63 %) — на 3 этапе); также уменьшилось количество испытуемых со средним показателем (с 15 чел. (43 %) — на 1 этапе до 10 чел. (29 %) — на 3 этапе). Полученные результаты говорят об эффективности проведенной работы по профилактике алкогольной зависимости и косвенно свидетельствуют о формировании антиалкогольных установок у участников экспериментальной группы.

Вместе с тем, после проведения коррекционных мероприятий остались сотрудники, имеющие высокий показатель алкогольной зависимости (3чел. (8 %) — этим сотрудникам необходимо пройти углубленную диагностику и при необходимости обратиться за специализированной помощью к наркологу.

Литература:

1.                 3.Андерсон С. К. Потребление алкоголя и алкоголизм. Энциклопедия СР.В З т. М.; 1994.

2.                 Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С. П. Безносов. — СПб.: Речь, 2004.

3.                 Буданов А. В. Обучение сотрудников тактике и методам обеспечения личной безопасности. М., 1997;

4.                 Буданов А. В. Профилактика профессиональной деформации работников ИТУ как фактор, способствующий соблюдению и укреплению законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений // Проблемы совершенствования деятельности психологической службы в ИТУ: Сборник статей / Под ред. А. В. Пилещко. Домодедово, 1996.

5.                 Дебольский М. Г. Программа социально-психологического тренинга и подготовка сотрудников ИТУ к профессиональному общению с осужденными. М., 1994; Энциклопедия юридической психологии / Под общей ред. А. М. Столяренко. М., 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): алкогольная зависимость, зависимое поведение, сотрудник, алкоголизм, зависимость, личной состав, ранний признак алкоголизма, Результат проведения, склонность, общая склонность.


Похожие статьи

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Анализ эффективности труда педагогических работников в северных дошкольных образовательных учреждениях (на примере МДОУ ДС ОВ «Звездочка» в городе Новый Уренгой)

Результаты экспертизы промышленной безопасности здания газорегуляторного пункта ОАО «ПТПА» в Пензе

Особенности проведения пятидневных учебных сборов по основам военной службы в МАОУ СОШ № 25 г. Томска в июне 2015 года (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Из опыта работы: внедрение стандарта второго поколения в МАОУ СОШ № 25 г. Томска

Результаты проведения Всероссийской проверочной работы по английскому языку в 2020 году в г. Новокузнецке: определение проблемных полей обучающихся 8-х классов и рекомендации педагогам по коррекции языковой и речевой компетенции у участников ВПР

Описание программы электронного документооборота «Помощник ПТО» для оптимизации деятельности производственно-технического отдела ООО «СВГК» филиала «Новокуйбышевскгоргаз»

План-конспект организации непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в подготовительной группе ДОУ№ 66 «Я шагаю по улице»

Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

Похожие статьи

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Анализ эффективности труда педагогических работников в северных дошкольных образовательных учреждениях (на примере МДОУ ДС ОВ «Звездочка» в городе Новый Уренгой)

Результаты экспертизы промышленной безопасности здания газорегуляторного пункта ОАО «ПТПА» в Пензе

Особенности проведения пятидневных учебных сборов по основам военной службы в МАОУ СОШ № 25 г. Томска в июне 2015 года (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Из опыта работы: внедрение стандарта второго поколения в МАОУ СОШ № 25 г. Томска

Результаты проведения Всероссийской проверочной работы по английскому языку в 2020 году в г. Новокузнецке: определение проблемных полей обучающихся 8-х классов и рекомендации педагогам по коррекции языковой и речевой компетенции у участников ВПР

Описание программы электронного документооборота «Помощник ПТО» для оптимизации деятельности производственно-технического отдела ООО «СВГК» филиала «Новокуйбышевскгоргаз»

План-конспект организации непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в подготовительной группе ДОУ№ 66 «Я шагаю по улице»

Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

Задать вопрос