На сегодняшний день большое количество предприятий встречаются с проблемами, которые значительно осложняют их деятельность, это объясняется тем,что руководителю нужно очень оперативно реагировать и принимать нужные решения со множеством финансовых и экономических вопросов. Неправильное решение вопроса, может способствовать образованию финансовой проблемы и тем самым привести предприятие к банкротству.
В связи с этим процесс управления требует от руководителей не только заботу о насущных проблемах, но и умения смотреть в будущее с целью недопущения кризисных ситуаций в процессе хозяйствования.
На сегодняшний день у многих предприятий и организаций появляется нужда в заемных средствах. Своими средствами не всегда можно воплотить в реальность запланированное, и тогда предприятие обращается за помощью к различным кредиторам: таким как банк, кредитные организацияи, частные лицам, предприятия с устойчивым финансовым положением, имеющие свободные в обороте денежные средства.
Приобретение займов и кредитов — является очень важным и ответственным шагом для предприятия. Важность и суть получения кредита заключается в том, что при правильном использовании заемных средств предприятие получает возможность для будущего развития, увеличении объемов продаж продукции, но главной ответственностью является появление новых обязательств, которые состоят не только в полном и своевременном погашении кредита, но и уплате процентов за использованные денежные средства.
При отражении в учете полученных кредита или займа заключает три основные хозяйственные операции такие как:
- получение займа и кредита;
- начисление и уплата процентов за использование заемных средств
- возврат кредита или займа;
Первоначальная простота отражения в учете предприятия полученных им кредитов, при аудиторской проверке находит достаточное число ошибок и нарушений. Ошибки образуются во время оформления кредитных соглашений, так и при отражении в бухгалтерском и налоговом учете в связи с присутствующими отклонениями в принципах ведения этих видов учета.
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 N 400-ФЗ) аудиторская деятельность, или аудит, — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. [2, с.6]
Грамотно и своевременно проведенный аудит кредитных операций организации будет способствовать оптимизации управленческих решений на основе эффективно действующей системы финансового планирования. Выполнение процедур аудита учета кредитных операций организации позволит выявить существующие и потенциально слабые и сильные стороны в системах управления финансами, идентифицировать различного рода риски и определить предотвращающие или минимизирующие их механизмы внутреннего контроля, а также выработать рекомендации по совершенствованию систем управления предприятием.
Операции по приобретению и возврату займов и кредиту, как и все различные операции, тоже находят отражение в рабочих документах планирования аудита.
В процессе аудита займов и кредитов нужно определить
- существенность и документированность кредитов и займов;
- систематичность оформления кредитных операций;
- систематичность отражения на счетах бухгалтерского учета операций по получению и возврату кредитов банков;
- целевое использование заемных средств, полноту и своевременность их погашения;
- безошибочность определения сумм процентов за пользование кредитами банков и их списание за счет соответствующих источников;
- полнота и своевременность погашения кредитов;
- правильное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета кредитов, полученных у других предприятии и физических лиц;
Проверка операций связанных с приобретением и возвратом заемных средств является наиболее важной в аудите для проверки соблюдения аудируемым лицом главного допущения при ведении учета и составлении отчетности — допущение непрерывности деятельности аудируемого лица. В этом случае в состав рабочей документации включается «Анкета по соблюдению допущения непрерывности деятельности предприятия». В рабочей документации аудитора показаны примеры утверждений, позволяющие определить, соблюдения допущений непрерывности деятельности аудируемого лица.
В соответствии с ПБУ 15/08 по приобретенным кредитам и займам задолженность выражается с учетом причитающегося на конец отчетного периода к уплате процента. [1, с.10]
По учету займов и кредитов государством не разрабатывается типовая унифицированная форма, поэтому предприятиям и организациям разрешено применять различные первичные учетные документы — как унифицированные так и собственно разработанные документы.
Согласно Закону «О бухгалтерском учете» в перечене документов, которые утверждены приказом или распоряжением руководителя экономического субъекта о принятой учетной политике, добавляются формы первичных учетных документов, применяемых для отражения хозяйственных операций, по которым не предназначены типовые формы. [3, с.19]
При аудите по кредитам и займам аудитору в качестве первичных документов в бухгалтерии проверяемого предприятия также предоставляют следующие документы:
- выписки банка, если проценты снимаются с расчетных, валютных и прочих счетов;
- выписки банка по ссудному счету;
- договоры залога;
- платежные поручения, если проценты перечисляются в другой банк;
- договоры займа
- мемориальные ордера банка;
- кредитные договоры;
- договоры страхования не возврата кредитов;
- дополнительные соглашения к кредитным договорам и др.
Качественная аудиторская проверка невозможна без планирования общей стратегии последующей работы и подетального подхода, определения времени осуществления и объема аудиторских процедур. Объем планирования напрямую зависит от размера проверяемого предприятия, сложности этого аудита, ранее проведенной работы аудиторов на предприятии и знания деятельности клиента.
Более подробно изучим, как на практике может осуществиться планирование аудита кредитов и займов.
Нужно отметить, что любая аудиторская организация или аудитор, решивший работать самостоятельно, в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» составляет общий план и программу аудиторской проверки предприятия.
Для включения в общий план аудита какой либо раздел, аудитор для начала получить для этого нужную информацию. Источником приобретения которой:
1) устав экономического субъекта;
2) документы о регистрации экономического субъекта;
3) протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;
4) документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее;
5) бухгалтерская отчетность;
6) статистическая отчетность;
7) документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);
8) контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
9) внутренние отчеты аудиторов, консультантов;
10) внутрифирменные инструкции;
11) материалы налоговых проверок;
12) материалы судебных и арбитражных исков;
13) документы, регламентирующие производственную и организаторскую структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
14) сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;
15) информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков и складов.
Любая процедура,проведенная аудиторской организацией должна иметь классификационный номер, который позволяет делать ссылки на программу аудита у определенного экономического субъекта, определять качество проведенного аудита по составу проведенных контрольных процедур, оформлять рабочую документацию аудитора
Классификационные номера при проведении операции присваиваются в соответствии с внутрифирменными стандартами и самостоятельно разрабатываются организацией.
При проверке кредитные операци имеют единую аббревиатуру КИ3, что значит кредиты и займы.
Сотникова Л. В. представляет вариант присвоения классификационных номеров по трехзначной серийно-порядковой системе классификации: х1.х2.х3., где
х1 — номер нарушения в классификаторе нарушений;
х2 — номер разновидности нарушения в классификационной группе нарушений;
х3 — порядковый номер контрольной процедуры для выявления данного нарушения. [4]
Согласно Правилу аудиторской деятельности «Существенность и риск» аудитор обязан дать оценку внутрихозяйственному риску проверяемого экономического субъекта на этапе планирования. Под внутрихозяйственным риском понимают субъективно определенную аудитором вероятность появления существенных искажений в рассматриваемом бухгалтерском счете, статье баланса, однотипной группе хозяйственной операций, отчетности экономического субъекта в общем до момента их обнаружения средствами внутреннего контроля или при условии допущения отсутствия таких средств.
Для нахождения искажений нужно рассчитать уровень существенности, а для расчета нужно:
1) выбрать первоначальные показатели бухгалтерской отчетности принимаемые для расчета уровня существенности. Такие как:
- выручка от продажи;
- валюта баланса;
- собственный капитал;
- себестоимость продаж;
- чистая прибыль.
2) Выбрать доли от этих базовых показателей.
3) закрепить порядок.
4) приказ или распоряжение руководителя
Таблица 1
Расчет уровня существенности
Базовые показатели |
Значение базового показателя, тыс. руб. |
Доля, % |
Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб. |
Балансовая прибыль предприятия |
26091 |
5 |
1304,55 |
Выручка (нетто) без НДС, акцизов и др. платежей |
252801 |
2 |
5056,02 (max) |
Валюта баланса |
222233 |
2 |
4444,66 |
Собственный капитал (итог разд. III баланса) |
2089 |
10 |
208,9 (min) |
Общие затраты предприятия |
226710 |
2 |
4534,2 |
Расчеты проводим на основе данных отчетности исследуемого предприятия. Определим среднеарифметическую от долей базового показателя, отбросим при следующем расчете те доли базового показателя, которые более чем на 60 % отличаются от среднего, как нехарактерные. У остальных показателей найти среднеарифметическое и округлить по правилу округления до двух нулей.
В расчете вычислений уровня существенности получим следующее:
Среднее значение, применяемое при нахождении уровня существенности:
(1304,55+5056,02+4444,66+208,9+4534,2)/5=3109.666 (тыс. руб.)
Найдем отклонение наименьшего значения от среднего:
(Ср — Min): Ср х 100 % (1)
где Ср — среднее арифметическое значение столбца 4,
Min — минимальное значение в столбце 4.
Меньшее значение отличается от среднего на:
(3109,666- 208,9):3109,666 х 100 %= 93,28 %
Найдем отклонение наибольшего значения от среднего:
(Max –Ср):Ср ч 100 % (2)
где Max — максимальное значение столбца 4
(5056,02–3109,666): 3109,666 х 100 %=62,59 %
Поскольку наименьшее и наибольшее значение существенно отличаются от среднего значения, то отбрасываем такие значения как 208,9 тыс. руб. и 5056,02 тыс. руб. и не используем их при следующем усреднении.
Найдем новую среднюю величину:
1304,55+4444,66+4534,2=10238,41 (тыс. руб.)
Эту величину разрешается округлить до 10300 тыс. руб. и можем использовать его как значение уровня существенности
Различие между значением уровня существенности до и после округления составляет:
(10300 -10238,41):10238,41 х 100 %= 0,60 %,
что находится в пределах 5 %.
Как показывает практика, могут быть признаны несущественными если отклонения достигают до 5 %, более 10 % — существенными, а в интервале 5–10 % -за аудитором остается самостоятельно принимать решение о существенности отклонения.
По окончании результатов и в соответствии с данными результатов проверки системы внутреннего контроля аудитор составляет план и программу аудиторской проверки учета кредитов, займов и затрат по их обслуживанию. В результатах рассматриваются все направления проверки такие как:
- правовая оценка договоров займа и кредитных договоров с позиции действующего законодательства;
- организация первичного учета операций по займам, кредитам и затрат по их обслуживанию;
- организация бухгалтерского учета займов, кредитов и затрат по их обслуживанию;
- организация налогового учета займов, кредитов и затрат по их обслуживанию.
Главным правовым документом, который закрепляет все нужные условия получения и выдачи кредитов и займов, является договор, значение которого в финансово-хозяйственной деятельности организации огромно. В зависимости от того насколько правильно и пунктуально в правовом смысле составлен и заключен тот или иной договор во многом зависит экономический результат сделки.
Чтобы выводы были обоснованные в учете хозяйственных операций, связанных с получением кредита, аудитору нужно приобрести аудиторские доказательства.
В рамках данной статьи были описаны методики аудита заемных средств, раскрыты вопросы касательно источников информации: первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета по разделу (участку) учета, бухгалтерской отчетности; учетной политики где необходимо было указать сведения: о составе и порядке списания дополнительных затрат на займы; способе начисления и распределения процентов по заемным обязательствам.
Рассмотрели процесс планирования аудита, который заключается в составлении общего плана аудиторской проверки; в определении его стратегии и тактики; разработке аудиторской программы; определении объема конкретных аудиторских процедур; оценке объема аудиторской проверки.
Еще определили,что многое зависит от таких факторов как самостоятельного анализа получение аудиторских доказательств в виде документов и письменных указаний как более достоверных; достаточность аудиторских доказательств, т. е. данных системы внутреннего контроля, возможности сопоставления выводов.
Литература:
1. ПБУ 15/08 от 06.10.2008 N 107н (ред. от 27.04.2012)
2. ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 N 400-ФЗ)
3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О бухгалтерском учете»
4. Сотникова Л. В. Аудиторская проверка учета кредитов и займов. -М.: ЮНИТИ, 2010