In this article the opportunities of general education discipline role arising in forming professional important qualities at learners’ professional colleges.
Key words: professional qualities, professional important qualities, graduator model, inter subject links, professionally directed didactic materials.
Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся потребностям, поскольку в условиях замены традиционных технологий принципиально новыми возникают и качественно новые требования к уровню подготовки будущих специалистов. Обслуживать дорогостоящее оборудование, средства автоматизации, внедрят интеллектуальную новую технику и технологии могут специалисты, гармонично сочетающие профессиональную подготовку, творческое отношение к труду, моральную ответственность перед обществом за его результаты, готовых к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации, умеющих принимать решения и доводить их до исполнения.
Повышение требований к качеству подготовки специалистов определяет необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств.
Профессионально значимые качества будущего специалиста — это те его индивидуальные особенности, что способствуют формированию у человека положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми он работает, стремления к личностному росту, профессиональному совершенствованию.
Термин «профессионально значимые качества» трактуется в научной литературе неоднозначно. Поскольку успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности его профессионально-личностных качеств, ими называются те качества личности, которые «призваны обеспечить ее успешный трудовой старт и высокие производственные показатели».
Профессионально значимые качества формируются в ходе учебно-воспитательного процесса под влиянием внешних условий, которые могут ускорить этот процесс и сделать его более успешным. Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками. Немаловажное значение имеет опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности, позволяющий будущему специалисту определить свою позицию по тому или иному профессиональному вопросу, проблеме.
Вопрос о формировании профессиональных качеств выпускников, связанны с современным этапом научно-технического прогресса, является одним из важнейших в системе профессионального образования.
Работодателями обозначено формирование заказа на качество профессионального образования не столько в формате знаний выпускников, сколько в терминах способов профессиональной деятельности: знание новых информационных технологий; наличие широкого кругозора, в основе которого лежат общеобразовательные знания; мобильность в общении; готовность молодых специалистов к «командной» работе; умение налаживания социальных связей; опыт работы с информацией; а также сознательная потребность к непрерывному самообразованию.
Особое значение для разработки дидактической системы обучения имеет модель выпускника, которая позволяет более полно учитывать особенности и специфику будущей профессиональной деятельности. Ее ядром выступает совокупность профессионально значимых качеств выпускника, что позволяет трансформировать общие цели и содержание образования в дидактические цели, реализуемые в программах учебных дисциплин.
В профессиональном образовании, нацеленном на интересы учащегося, любая изучаемая дисциплина строится в ориентации на функции будущего специалиста. Изучаемые науки должны способствовать становлению многомерного взгляда учащегося на его будущую профессиональную деятельность.
Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс предполагает разработку интегрированных учебных курсов, в которых предметные области соотносятся с различными видами компетентности, расширение в структуре учебных программ по общеобразовательным дисциплинам межпредметного компонента (межпредметные задачи, которые не могут быть решены средствами одного предмета).
Межпредметные связи находят отражение в самом содержании обучения, и учитываются при разработке учебных планов и программ, учебников, учебных и методических пособий. Эта сторона межпредметных связей определяет подход к отбору и расположению учебного материала таким образом, чтобы знания, полученные учащимися при изучении одного или нескольких предметов, являлись базой для усвоения других предметов.
Кроме того, проявление межпредметных связей происходит непосредственно в процессе обучения, где связи устанавливают преподаватели при изучении учебного материала.
Используя модель выпускника как свод требований, которые предъявляет реальная практика к будущему специалисту и которые должны найти соответствующее отражение в учебном процессе, возможно «построить модель осуществления межпредметных связей, которая позволила бы, с одной стороны, выделить характерные черты такого осуществления и, с другой стороны, являлась составной частью (и, следовательно, развитием) общей модели подготовки квалифицированных младших специалистов и тем самым была бы связана с конечной целью подготовки учащихся в учебных заведениях профессионального образования» [2].
В настоящее время накоплен богатый и разнообразный материал по классификации межпредметных связей по различным признакам:
- по составу научных знаний различают теоретические и понятийные межпредметные связи;
- по формам переноса знаний — прямые (или непосредственные) и косвенные (или опосредованные);
- по знаниям о познании — философские, гносеологические, семиотические, логические;
- по времени осуществления — предшествующие, последующие, перспективные, сопутствующие, концентрические.
Признаки, положенные в основу классификации межпредметных связей, взаимно не исключают друг друга.
Иногда целесообразно классифицировать межпредметные связи по ряду признаков, например, по формам переноса знаний, по времени, по содержанию и т. п.
Выбор способов связи или их сочетания зависит от разных факторов: от отбора содержания обучения, логики учебного процесса и т. д.
Эффективное использование межпредметных связей возможно лишь в результате их глубокого научного анализа, определения их сущности и значения в каждом конкретном случае.
Межпредметные связи как дидактический принцип оказывают большое влияние на многие стороны учебного процесса: способствуют повышению уровня знаний, навыков и умений и их систематизации, формированию многопрофильных знаний и умений как основы профессиональной деятельности, формированию основ научного мировоззрения.
В области профессионального образования можно выделить четыре основные группы учебных предметов:
1. предметы обособленные, то есть те, при изучении которых нет надобности получать информацию из других учебных дисциплин;
2. предметы не являющиеся также источниками информации для других предметов;
3. предметы, дающие информацию другим дисциплинам;
4. предметы, принимающие информацию, т. е. при изучении которых необходимо использовать информацию из других дисциплин и которые в то же время сами служат источником информации.
Каждый учебный предмет имеет свои, присущие ему научные или специально-технические понятия, составляющие основу профессиональных знаний. Проанализировав содержание тех или иных понятий, мы убеждаемся, что между предметами существуют прямые понятийные связи.
Важнейшие профессиональные понятия как бы концентрируют вокруг себя знания учащихся из разных дисциплин, придают этим знаниям практическую, реальную значимость.
Постепенное нарастание объема и сложностей межпредметных проблем является необходимым условием поддержания интереса, активности и роста самостоятельности учащихся. Осуществление межпредметных связей предполагает оптимальную последовательность изучения тем, касающихся общих объектов, в различных предметах и различных разделах данного предмета:
- согласованное и исключающее противоречия и дублирование формирования понятий и представлений об этих общих объектах;
- эффективную взаимопомощь предметов, максимальное использование приобретенных ранее знаний и умений и навыков в последующих разделах данного предмета и в других предметах;
- полное согласование определений, законов в учебниках и пособиях по разным дисциплинам.
Модель осуществления межпредметных связей должна «охватывать процесс выявления, фиксации и реализации межпредметных связей в целом по профессии с учётом профессиональной направленности преподавания общеобразовательных и специальных дисциплин.
Таким образом, становится очевидной важность реализации межпредметных связей, которые являются одним из условий повышения качества профессиональной подготовки специалистов.
Основные вопросы, которые интересуют учащихся с первого дня обучения в профессиональном заведении, сводятся к актуальности выбранной профессии в настоящее время, к вопросу о конкретных функциях будущей специальности, о процессе обучения данной специальности, о тонкостях и специфике будущей профессиональной деятельности, о приобретении необходимых практических навыков.
Дисциплины общеобразовательного цикла, при изучении которых учащиеся не видят реального, конкретного применения в будущей профессиональной деятельности, вызывают у учащихся недовольство. При простом запоминании они пригодны только для воспроизведения, а не для применения к решению различных профессиональных задач. Такой подход к обучению дисциплинам общеобразовательного цикла приводит к тому, что даже хорошо успевающие учащиеся на занятиях по дисциплинам специальности с трудом «узнают» полученные ранее методы исследования.
Потребность в новых знаниях возникает у учащихся только при осознании их значимости для будущей профессиональной деятельности, она отражает их умение находить ответы на профессионально и жизненно важные вопросы, на все, что интересно и находит практическое применение.
Дисциплины общеобразовательного цикла представляются учащимся малозначимыми и нигде не пересекающимися с дисциплинами профессионального цикла. В сознании учащихся первого курса возникают представления о параллельности областей общеобразовательных и специальных дисциплин и, как следствие этого, — низкая успеваемость по дисциплинам общеобразовательного цикла.
Обучение будет успешным тогда, когда каждая предметная область воспринимается учащимся как необходимый элемент его профессионального становления. Формирование профессиональной направленности должно идти средствами всех изучаемых предметов.
Межпредметные связи находят отражение в самом содержании обучения, и учитываются при разработке учебных планов и программ, учебников, учебных и методических пособий. Эта сторона межпредметных связей определяет подход к отбору и расположению учебного материала, взаимосвязанных предметов и учебных планов в программах и учебниках таким образом, чтобы знания, полученные учащимися при изучении одного или нескольких предметов, являлись базой для усвоения других предметов.
Кроме того, проявление межпредметных связей происходит непосредственно в процессе обучения, где связи устанавливают преподаватели при изучении учебного материала.
Используя модель выпускника как свод требований, которые предъявляет реальная практика к будущему специалисту и которые должны найти соответствующее отражение в учебном процессе, возможно «построить модель осуществления межпредметных связей, которая позволила бы, с одной стороны, выделить характерные черты такого осуществления и, с другой стороны, являлась составной частью (и, следовательно, развитием) общей модели подготовки квалифицированных и тем самым была бы связана с конечной целью подготовки учащихся в учебных заведениях профессионального образования» [3].
Таким образом, необходимо так строить преподавание, чтобы учащися постоянно ощущал, что изучая общеобразовательную дисциплину, он приближается к более глубокому пониманию своей специальности. Поэтому подчеркивание информации, необходимой в будущей профессии, несомненно активизирует действия учащегося, так как он понимает, что она дается ему не для общей эрудиции, не как информация, которая может где-то пригодиться, а как нужная информация для совершения конкретных действий специалиста данного профиля.
При этом имеет большое значение профессионально направленные дидактические материалы, использование которых способствуют повышению роли общеобразовательных дисциплин в формировании профессионально важных качеств у учащихся [4].
Литература:
1. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. — М.: Высш. шк., — 1990.
2. Варковецкая Г. Н. Методика осуществления межпредметных связей в профтехучилищах: Метод. Пособие. — М.: Высш. шк. — 1989. — 128 с.: ил.
3. Качанов А. Н. Межпредметные связи в процессе преподавания информатики в туристском ВУЗе. Дис.... канд. пед. наук. — Москва, — 2003 г. — 05 с.
4. Алимов Б. Н., Юсупов Р. М. Методика подготовки учащихся к обучению специальных дисциплин в процессе преподавания математики в профессиональных колледжах. — Ташкент. изд. «Наука и технология», — 2012. — 104 стр.
5. http://window.edu.ru/resource/422/76422(режим доступа: 23.05.2014г.)
6. http://window.edu.ru/resource/423/76423(режим доступа: 23.05.2014г.)