Воспитание чистых и благородных чувств в сердцах детей нужней и дороже, нежели обогащение разными знаниями.
Я. Корчак.
Понятие «толерантность» формировалось на протяжении длительного времени и постепенно приобретало и накапливало все более разносторонние значения, чтобы во всей полноте соответствовать современности. Толерантность, как известно, является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность его вхождения в общество, т. е. результат его социализации.
Толерантность понятие широкое. Она понимается, как целенаправленность личности, способствующая конструктивному взаимодействию представителей разных социальных групп. В современной отечественной педагогике феномен толерантности трактуется Б. В. Вульфовым как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присуще иные менталитет, иной образ жизни».
Так как адаптация человека обеспечивается активной регуляцией собственного поведения и деятельности в процессе взаимодействия с социальной средой и зависит от сформированности волевых, интеллектуальных и моральных качеств саморегуляции, то можно заключить, что толерантность является и условием, и формой успешной адаптации человека.
Существуют несколько видов толерантности:
- межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку;
- социальная — к конкретной группе, обществу;
- национальная — к другой нации;
- веротерпимость — к другой вере;
- коммуникативная толерантность — это степень отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.
Коммуникативная толерантность как черта человека собирательная, в ней находят отражение:
- факторы воспитания,
- опыт общения, культура,
- ценности,
- потребности,
- интересы,
- установки,
- характер,
- темперамент,
- эмоциональный стереотип поведения,
- особенности мышления.
Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и хорошо совместимы с различными людьми. Эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания, что является наиболее значимым в педагогической деятельности и способствует формированию толерантных отношений.
Толерантность — это искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность — это не уступка и снисхождение, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Ребенок с выраженными нарушениями интеллекта, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для успешного развития. На начальном этапе обучения происходит обогащение эмоциональной сферы ребенка и ее развитие в сторону большей осознанности, сдержанности, произвольности.
В данном возрасте значительные изменения происходят и в волевой сфере личности. В целом в волевых поступках учащихся начальной школы большую роль играют чувства, которые часто становятся мотивами поведения. Развитие воли происходит в постоянном взаимодействии. В процессе обучения и воспитания волевые качества младшего школьника совершенствуются. Дети начинают проявлять целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание, дисциплинированность.
Межличностные взаимоотношения учащихся начальных классов с выраженными нарушениями интеллекта первоначально развиваются как функционально-ролевые. Дети ревностно относятся не только друг к другу, но и к отношениям учителя и своего одноклассника. Что проявляется не только в отношении ребенка к определенной ситуации, но в отклонениях в поведении (вплоть до агрессии, негативизма, отказа от общения с другими). С накоплением опыта дети больше начинают подмечать характеристики — доброту, честность, товарищество. Но дети, со сложными интеллектуальными нарушениями данные характеристики применяют только в отношении себя. Поэтому учителю-дефектологу, в первую очередь, необходимо научить детей данной категории считаться с желанием окружающих, согласовывать с другими свои интересы, взаимодействовать, проявляя умение слушать, отстаивать свое мнение.
Ребенок младшего школьного возраста с выраженным нарушением интеллекта не способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Поэтому мы привлекаем старших школьников, у которых уже прослеживается смысловая основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок среднего школьного возраста с нарушениями интеллекта почти способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения будет соответствовать определенным нормам и приведет к поставленной цели. И поэтому, важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях.
Ребёнок развивается, познавая окружающий мир, а школьное обучение — одна из ведущих форм познания окружающего. Поэтому уроки организовываются таким образом, чтобы максимально создать оптимальные условия для развития познавательной активности, обеспечивая каждого ученика заботой и вниманием.
На основании выше сказанного мы решили провести эксперимент, в котором акцентировали свое внимание на том, что настоящая терпимость — признак силы, а не слабости человека. Так как терпимость — это признание реальных различий между людьми в сфере достижений и мировоззрений, то она стремится сохранить нечто более важное в человеческих отношениях. А толерантность базируется именно на такой настоящей терпимости.
Актуальность нашего эксперимента ориентирована на решение главной проблемы — повышение качества обучения и воспитания детей с выраженными нарушениями интеллекта и попыткой разработать комплексно-коррекционный подход при формировании коммуникативной толерантности, позволяющий обеспечить дальнейшее гармоничное развитие детей в процессе целенаправленной коррекционно-педагогической деятельности.
Мы выделили следующие направления формирования знаний о толерантности у учащихся с выраженными нарушениями интеллекта:
- знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
- необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми;
- понимание детьми принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);
- понимание учащимися принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество).
Следовательно, цель эксперимента — это создать цикл уроков, который будет основываться на важнейшем дидактическом принципе развивающего обучения и строиться на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие.
Ведущие задачи:
1. Создать:
- благоприятные условия для полноценного общения учащихся;
- условия для развития предметной деятельности
2. Обогатить связи учащихся 0-го и 6-ого классов с окружающим миром.
3. Развить интерес к доступным пониманию явлениям в повседневной жизни и в специально организованной деятельности.
4. Содействовать:
- появлению у учащихся с выраженными нарушениями интеллекта предпосылок позиции субъекта деятельности (инициативное целеполагание, целенаправленную деятельность при элементарном контроле, достижение результата);
- развитию элементов связной речи;
- развитию личности ребёнка: самостоятельности в разных видах деятельности; коммуникативной толерантности; элементарной инициативности, способности управлять своим поведением на основе усвоенных правил.
5. Побудить каждого ребёнка к доброжелательным отношениям со сверстниками, старшими и младшими.
6. Взаимодействовать с родителями и специалистами с целью развития педагогической рефлексии для полноценного развития каждого ребёнка.
7. Воспитать интерес к трудовым действиям, поощрять желание, выполнять их самостоятельно,
8. Подготовить к жизни в современном обществе.
По отношению к ученикам 0-го класса основные цели коррекционно-педагогической деятельности состоят в том, что у детей необходимо вызвать и поддерживать интерес к учебному процессу, ориентировать их на содержательные моменты школьной действительности, на принятие образа «хорошего ученика».
В ходе этого эксперимента ученики шестого класса (под наблюдением педагога и с его необходимой помощью) стали готовить для младших задания разного типа (тренировочные, игровые и т. д.) и организовывать их выполнение на уроках математики, письма, чтения, ручного труда и др. После проведения таких «уроков» учителя-дефектологи обсуждали с шестиклассниками, что получилось по сравнению с тем, что было ими задумано, что — пока не получилось, какую дальнейшую работу надо провести и как это сделать.
Постепенно, помогая младшим школьникам в подготовке к урокам, шестиклассники стали заглядывать в их тетради, отвечать на вопросы, появляющиеся у тех. Оказалось, что ученики 0-го класса (не следует забывать, что у всех детей отмечается выраженные нарушения интеллекта) с повышенным вниманием относятся к замечаниям, объяснениям, вопросам учеников 6 класса. А те очень гордятся тем, что к ним прислушиваются, относятся с уважением.
Педагогический эксперимент по отношению к шестиклассникам ставит цели по созданию условий для развития у них:
- эмпатии (как понимания чувств других людей, сопереживание и содействие им),
- рефлексии, для систематизации знаний, полученных в начальной школе, а также для адекватного использования речевых средств при решении различных коммуникативных задач (построение монологического высказывания, владение диалогической формой речи и др.).
При наблюдении мы отметили, что у учеников начальной школы начали развиваться познавательные и коммуникативные способности, потребность в вербальном (речевом) общении и, что чрезвычайно важно, младшие на примере старших начинают приобщаться к нравственному началу.
Разработанные уроки позволили создать условия, в которых дети стали испытывать определённые эмоции в связи с определённым содержанием. Они также связывают испытанные ранее чувства с новыми чувствами, сопровождаемыми новым содержанием. В итоге это помогло детям прийти к выводам (конечно, при помощи учителя), которые формулирует декларация принципов толерантности. А из этого следует, что воспитанию толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Поэтому во время учебной и внеклассной деятельности, дети открыты друг другу, имеют право свободно и безопасно выражать свои чувства и мысли, ко всему этому добавились знания. Знания дает учитель-дефектолог, который управляет коррекционно-педагогическим процессом, направляет на верный путь, предоставляет материал для размышления, обсуждения.
В основном уроки проводятся в игровой форме, а задания объединены общей лексической темой. Они позитивно настраивают детей, приучают их к самостоятельности, помогают максимально познать окружающий мир, развивают восприятие, мышление, внимание, память, формируют навыки культурного поведения, воспитывают полноценную и разностороннюю личность.
Опираясь на современные требования министерства образования, мы обязательно учитываем и индивидуальные особенности каждого ребенка, не забываем о необходимости развития личности ребенка, его психологическом комфорте, эмоциональном благополучии.
В настоящее время учителя-дефектологи нашего учреждения и многие наши коллеги единодушно признали, что нравственное воспитание как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. То есть, взаимодействие — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Где начинают проявляться особенности мышления ребёнка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении.
В процессе нашей коррекционно-педагогической деятельности мы подтвердили правило, что свобода и самостоятельность детей в общении сочетается со строгим, безоговорочным подчинениям правилам общения. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания общения, его задач.
Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценным бывает общение (особенно педагогически направляемое) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим находить партнёров, ставить цель и выбирать средства для реализации общения. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребёнка, его привычки, интересы, представления об окружающем мире, различные умения, например умение, самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными правилами и нормами поведения, или умение самостоятельно организовывать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения поставленных задач.
При вполне благополучном или, как говорят, положительном общении могут проявляться (и явно, и скрыто) весьма неблагополучные реальные взаимоотношения. Поэтому столь актуальным для учащихся с выраженными нарушениями интеллекта является проблема использования взаимодействия в общении в целях всестороннего воспитания, и в свою очередь формирования нравственной стороны личности. Например, общение, в котором учащиеся воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.
Обсуждая вопрос о взаимодействии как форме организации учебной и внеклассной жизни детей справедливо подчёркнуть: для того, чтобы нравственные нормы выполнялись учениками не только под влиянием авторитета взрослого и использовались в качестве внешнего аргумента в их межличностных взаимоотношений следует подготовить внешнюю среду для их усвоения. Такая психолого-педагогическая среда создаётся путём надлежащей организации практики взаимоотношений детей, как в процессе учебы, так и в других видах деятельности.
В дружном коллективе, живущем содержательной, полноценной жизнью, ученики приобретают положительный социальный опыт и проникаются общностью чувств и стремлений задолго до того, как отчётливо осознают высокие моральные принципы.
Важным этапом в развитии взаимодействия детей с выраженными нарушениями интеллекта в разных классах является проведение совместных уроков, внеклассных мероприятий. Предложенная система обучения на уроках способствует повышению уровню развития детского взаимодействия. Только совокупностью формирования всех видов деятельности — общения, труда, образования можно достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребёнка. В основе такого подхода лежит принцип целенаправленного воздействия на межличностное общение учащихся, установления связи между его содержанием и содержанием коррекционно-развивающей работы, где педагог-дефектолог выступает не только в роли обучающего, но и в роли организатора.
Литература:
1. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития аномального ребенка // Собр. соч. Т.5. М., 1982.
2. Гаурилюс А. И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем окружении у учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1995, № 2.
3. Келлер Т. Кемпхильские общины в Великобритании // Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. СПб., 1997.
4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж, 1997.
5. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб., 2000.
6. Школьникова Н. Н. Система развития коммуникационного поведения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. М., 1993.