Статья посвящена осмыслению роли сетевых коммуникаций в современном обществе, которые вносят новые формы диалога и общения в социум и все его сферы, в том числе и в избирательный процесс. Автор анализирует организационные формы локальных социальных структур, их привлекательность для современной российской молодёжи, возможность управления c их помощью электоральной активностью. Определяя взаимосвязь между предпочитаемыми информационными ресурсами, формой их представления и мотивацией политического участия молодёжи в избирательном процессе. Главное достоинство новой модели — открытость для диалога и коммуникации и возможность самоорганизации.
Ключевые слова: политическая активность молодёжи, избирательный процесс, локальное сетевое сообщество.
Становление молодёжи как субъекта политической деятельности, повышение её политической активности, усиление молодёжного фактора в различных сферах жизни общества во многом определяет перспективы стабильного развития российского общества.
В условиях перехода России к информационному обществу, развитии демократии появляется необходимость превращения молодёжи в активного субъекта политики, способного интегрироваться в политическое пространство современного общества.
Это относиться и к избирательному процессу как механизму демократического формирования власти, где ключевая роль принадлежит выборам.
Сегодня в молодежной среде можно наблюдать две противоположные тенденции. С одной стороны, некоторые из молодых людей стремятся активно участвовать в политической жизни страны, с другой — апатия молодежи в отношении всех политических процессов. Молодежный абсентеизм представляет собой отчуждение молодежи от властных институтов: от власти как таковой, от конкретных лиц и учреждений, одна из форм сознательного бойкотирования молодыми избирателями выборов, отказ от участия в них. Пассивный протест против существующей формы правления, политического режима. Проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей.
Абсентеизм является важным индикатором общественного настроения и уровня доверия к политической системе. В нем находят выражение политическая апатия и отсутствие всякого интереса к выборам одних граждан и своеобразный протест других. В последнем случае это своеобразная демонстрация недовольства политикой официальной власти и сомнения в эффективности института выборов.
Молодежь просто не приучена ходить на выборы, она пассивна. Сегодня молодежь не хочет участвовать в общественно-политической жизни, искать кумиров среди политических лидеров, героев книг и кино, деятелей культуры и спорта. Российские ученые утверждают, что главная причина апатии молодежи заключается в недостаточно быстрых темпах ускорения гражданских свобод и создания организационных условий участия, а также в эмоциональном отчуждении избирателей от власти, отмечается проявление в молодежной среде разновекторных тенденций: часть юношей и девушек пытается объединиться, решать свои проблемы в основном путем протеста, часть активно идет в политику, стремясь представлять свои интересы в органах власти, баллотируясь на выборах, часть сплачивается вокруг неофашистов.
На сегодняшний момент есть несколько моделей негативного электорального поведения молодых людей.
Первая модель — «На выборы не хожу, потому что никому не верю». Это объясняет неучастие молодежи в выборах, исходя из общего неприятия действующей власти и института выборов. Выборы — это циничный процесс, их механизм, как полагают молодые избиратели, хорошо известен. За деньги кандидат нанимает команду, ему пишут речи, выпускают листовки, учат подстраиваться под избирателей — и победа обеспечена. Молодые люди не хотят быть пешками в чужой игре и поэтому отказываются в ней участвовать.
Вторая — «На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит». Исходя из этой модели неучастие молодежи в выборах, объясняется тем обстоятельством, что на политической сцене отсутствуют политические силы, способные артикулировать и агрегировать интересы молодежи, что неизбежно ведет к неверию молодых людей в собственные силы.
И третья — «На выборы не хожу, потому что мне это вообще неинтересно». Эта модель характерна для значительной части молодежи, которая занята своими собственными делами и для которой политическая жизнь вообще не представляет никакого интереса.
Потенциал интернет-технологий способствует возникновению и развитию новых форм управления электоральной активность молодёжи. В последнее время значительное распространение получили локальные социальные структуры в форме сетевых сообществ. «Российская социологическая энциклопедия» дает следующее определение социальной структуры — это «определенный способ связи и взаимодействия людей как элементов общества, занимающих определенные социальные позиции (их статус) и выполняющих определенные социальные функции (социальные роли) в соответствии с принятой в данной социальной системе иерархией норм и ценностей».
На сегодняшней день уже не остаётся сомнений в бесспорном влиянии социальных сетей на электоральную активность молодёжи во время проведения избирательных компаний разного уровня. Ведь две трети пользователей Интернета, значительную часть которых составляют молодые люди, много времени ежедневно проводят в социальных сетях. В России в настоящее время одна из самых обширных пользовательских аудиторий во всём мире. Активность участников корпоративных блогов политической направленности среди молодёжи во время проведения избирательных компаний значительно возрастает. Причём контент, то есть информационное наполнение обновляется регулярно. И этот канал является мощным рычагом управления электоральной активности молодёжи.
Самые известные и популярные социальные сети:
Twitter — система микроблоггинга, позволяющая людям публиковать короткие записи (до 140 печатных знаков) и читать такие же записи в ленте своих друзей (последователей). Сеть пользуется поистине бешеной популярностью во всем мире, свои микроблоги в ней имеют даже президенты стран, а отдельные, наиболее активные участники сети насчитывают более миллиона последователей (людей, которые читают их записи). При этом сеть продолжает развиваться невиданными темпами.
Facebook. Насчитывает около 700 миллионов зарегистрированных пользователей по всему миру и является самой популярной социальной сетью в большинстве англоговорящих стран. Ежедневно на сайт входят 1свыше 200 миллионов человек.
MySpace (англ. «my space» — «моё пространство») — популярная интернациональная социальная сеть (сайт сетевых сообществ, блог-платформа), на которой представлена возможность создания сообществ по интересам, персональных профилей, ведение блогов, размещение фото-, видео- и музыкального контента. MySpace занимает пятое место в мире по популярности среди англоязычнх Интернет-ресурсов. С янвраря 2008 г. действует версия на русском языке, однако она не пользуется такой популярностью как в англоязычной среде.
Livejournal — информационное сообщество личных журналов и дневников, официально открытое в марте 1999 года старшекурсником факультета вычислительной техники Брэдом Фитцпатриком (Brad Fitzpatrick). На данный момент насчитывает «всего» 2,5 миллиона пользователей. Однако, это самая активная часть пользователей Интернета, его «интеллигенция». Среди них попадаются президенты и миллиардеры, артисты и писатели…
Одноклассники.ру — чисто российская социальная сеть, точнее, русскоязычная. В ней состоит множество людей, давно Россию покинувших, но поддерживающих отношения с бывшими одноклассниками, однокурсниками и просто друзьями. Насчитывает 35 миллионов пользователей, Посещаемость — 8 миллионов человек в сутки.
Вконтакте (vk.com) — русский аналог Facebook по дизайну, способу размещения и подачи материала. Павел Дуров, создавший эту сеть, не стал сильно мудрствовать и сделал кальку с анлгоязычного аналога. Которая (калька), впрочем, в России оказалась гораздо популярнее, особенно среди молодежи и студентов. И не только в России. По данным серьезного Интернет-издания alexa.com, vkontakte.ru — самый посещаемый сайт в Украине и Белоруссии и второй по посещаемости в России и Казахстане. По данным на январь 2014 г. Вконтакте входит в пятерку крупнейших социальных сетей мира.
«ВКонтакте» оказалась самой востребованной социальной сетью у российских интернет-пользователей всех возрастов, но наиболее популярна она у молодой аудитории в возрасте до 24 лет, 91 % которой регулярно заходит на ее сайт, свидетельствуют данные исследования компании Online Market Intelligence (OMI).
Для сетей Facebook и «Одноклассники» этот показатель у аудитории в возрасте от 16 до 24 лет составил, соответственно, 40 % и 58 %. При этом, самая молодая аудитория проводит в «ВКонтакте» в 200 раз больше времени, чем в Facebook — почти половина от общего времени пользования интернетом приходится на социальную сеть.
«ВКонтакте» является самой популярной социальной сетью и у более взрослой аудитории, хотя доля пользователей, посещающих сайт сети, несколько ниже, чем у «младшей» группы. При этом, взрослая аудитория больше пользуется Facebook — около 46 % для пользователей в возрасте 25–34 года и 52 % для пользователей в возрасте 35–54 года. Интернет-пользователи в возрасте от 35 до 54 лет проводят примерно одинаковое время в двух популярных российских сетях — «Одноклассники» (16 % от общего времени в интернете) и в «ВКонтакте» (14 %). На страницах Facebook эта аудитория проводит 1 % времени от общего пользования интернетом. [6].
Появилась новая социальная реальность, которая бесспорно имеет свои характерные черты, закономерности существования и развития. Локальные социальные структуры имеют всевозможные основания для формирования, многообразное внутреннее устройство, применяют различные технологии расширения количества участников. При этом именно совокупность общих интересов является определяющим фактором появления данной социальной структуры. Для организации деятельности локальной социальной структуры создаётся технологическая инфраструктура, выполняющая функции: во-первых управления и обеспечения взаимодействия между участниками сообщества, во-вторых реализация их базовых социальных потребностей, в-третьих появляются новые возможности диалога органов власти и молодёжи в период проведения избирательных компаний разного уровня, способствующих трансформации политических коммуникаций.
В общем виде привлекательными для молодёжи, участвующей в избирательном процессе, являются следующие предоставляемые локальными социальными структурами возможности:
- получение информации (в том числе — обнаружение ресурсов) о ходе избирательной компании, кандидатах, партиях, их программ от других членов сообщества;
- верификация идей через участие во взаимодействии в рамках социальной структуры;
- социальная выгода от контактов (сопричастность, политическая идентификация, социальное отождествление, социальное принятие и др.);
В целом могу иметь следующие эффекты и свойства:
- наличие собственных мнений участников локального интернет-коммьюнити
- активность (целенаправленное поведение)
- изменение мнений под влиянием других членов
- различная значимость мнений
- существование лидеров
- локализация групп (‹‹по интересам››, с близкими мнениями);
- возможность образования коалиций
- внешние факторы влияния (реклама, политические акции)
- внешние агенты (средства массовой информации)
- наличие специфических социальных норм
Социальная структура, имеющая сетевую основу, характеризуется высокой динамичностью и открыта для инноваций, не рискуя при этом потерять свою сбалансированность» [3, c. 206]. В качестве организующего средства локальные социальные структуры обладают неоспоримыми преимуществами благодаря свойственным им гибкости и адаптируемости — качествам, необходимым для политической социализации молодёжи и преуспевания в условиях быстро меняющегося окружения. В информационном обществе настоящая мощь спрятана не в самих технологиях, а в процессе глобализации: глобальных коммуникациях, глобальном обмене информацией, глобальном обучении, глобальных знаниях. В обеспечении доступа молодёжи к мировым информационным ресурсам (в том числе научным, политическим, образовательным и культурным) независимо от географического местонахождения и социального статуса.
Литература:
1. Политический контент в социальной сети. Сообщество в социальной сети «Вконтакте» http://vkontakte.ru/politicalcontent (дата обращения: 25.04.2014).
2. Аберкромби И. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер; под ред. С. А. Ерофеева. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. 620 с.
3. Кастельс М. Становление общества сетевых структур / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999.
4. Еляков АД. Современное информационное общество // Высшее образование в России Мильянцев В. Информационная революция — феномен «новой экономики» //. 2001. № 4;
5. Российская социологическая энциклопедия / Общ.ред. Г. В. Осипов. — М.: Норма-Инфра-М, 1998. — 664с. — На рус. яз. — ISBN 5–89123–163–8: 297.57.
6. РИА Новости http://digit.ru/internet/20140328/414224185.html#ixzz31aHW8a6Y (дата обращения: 25.04.2014).
7. URL: http://gramota.net/materials/1/2007/7–2/45.html (дата обращения 23.04.2014)