В статье раскрываются актуальные проблемы обучения бакалавров, активизации учебного процесса бакалавров-географов и применения аспектов проблемного обучения.
Ключевые слова: проблемное обучение, технология обучения, метод актуальности.
Одной из важнейших задач педагогической науки является активизация учебного процесса. Цель образовательного процесса сегодня — научить самостоятельно, приобретать новые знания, развивать умения ставить и самостоятельно решать новые проблемы. Творческая деятельность становится одним из основных элементов содержания образования. Опыт такой деятельности нельзя передать путём сообщения «готовых» знаний или организации тренировочных упражнений, выполняемых по образцу. Он вырабатывается в процессе решения проблемно-познавательных задач.
В настоящее время много говорят и пишут о проблемном обучении, но эта технология не нова. Она получила распространение в 20–30-х. годах в советской и зарубежной школе. Эта технология основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. В настоящее время эта технология называется проблемно-развивающей, авторами которой являются М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина. [3]
Технология проблемного обучения может быть полностью реализована только при условии знания основных теоретических вопросов и умении их применять на практике. Только тогда возможно достижение основной цели проблемного обучения: развитие интеллектуального потенциала обучаемых, их способностей к творческому мышлению, расширение знаний по предмету.
В проблемном обучении применяют основные 3 метода: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский.
Применение этих методов эффективно тогда, когда ставится задача: на базе уже имеющихся знаний и умений сформировать качественно новые способы деятельности — умение обучаемых самостоятельно формулировать и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать эксперименты.
Проблемные методы способствуют развитию мышления учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно и оперативно ориентировались в учебном материале, оценивали его значимость, сложность, сферу применимости полученных знаний в отношениях с другими знаниями. Методы проблемного обучения способствуют развитию творческих способностей каждого учащегося на его индивидуальном уровне [2].
В опыте работы со студентами по проблемному обучению, выделим несколько типов проблемных ситуаций, которые создаются на занятиях в процессе изучения экономической и социальной географии мира.
К первому типу отнесем проблемные ситуации, в основе которых лежит противоречие между имеющимися знаниями и знаниями, требуемыми для выполнения задания или ответа на вопрос. Разрешение этого противоречия, как правило, связано с отбором и перестройкой ранее усвоенной информации, с нахождением и применением новых способов умственной или практической деятельности.
Ко второму типу относят проблемные ситуации, в основе которых лежит противоречие, заложенное в самом рассматриваемом процессе, явлении, объекте.
К третьему типу относят проблемные ситуации, отражающие диалектическое единство и борьбу противоположностей, что требует рассуждения по формуле: «и то и другое одновременно».
На примере некоторых заданий покажем место постановки проблемных ситуаций в учебном процессе, а также способы организации самостоятельной познавательной деятельности студентов на их основе.
В качестве одного из решений этих типов проблемных ситуаций можем предложить «метод актуальности». Мы сами назвали так этот метод, так как главное преимущество метода — тесная связь с современной ситуацией в нашей стране, с нашим ежедневным бытом, с проблемами, которые волнуют всех.
Послание Президента нашей страны Н. А. Назарбаева народу Казахстана 2014 года стало поводом для острой дискуссии. Одним из ключевых моментов выступления явился курс на решение десяти основных проблем, среди которых ускорение исторического времени, глобальный демографический дисбаланс, угроза глобальной продовольственной безопасности, острый дефицит воды, глобальная энергетическая безопасность, исчерпаемость природных ресурсов, Третья индустриальная революция, нарастающая, социальная нестабильность, кризис ценностей нашей цивилизации, угроза новой мировой дестабилизации. Каждая из этих проблем является актуальной не только для нашей страны, но и для всего мира в целом. Все эти проблемы взаимосвязаны между собой и касаются каждого из нас.
Как известно, во всем мире сейчас стоит проблема с поиском новых альтернативных видов энергии. Казахстан в этом плане тоже не исключение. Сейчас наша страна переходит на рельсы «зеленой» экономики. Очень важно, чтобы студенты понимали важность этой проблемы и самостоятельно искали новые формы и методы решения этой проблемы. Применение «метода актуальности» способствует тому, что студенты становятся участниками дискуссий по поводу вопросов, которые стоят на повестке дня нашей страны, в связи, с чем они начинают искать дополнительную информацию в СМИ и Интернете, не пропускают выпуски последних новостей, ищут ответы в различных политических передачах и обсуждениях. Таким образом, они становятся причастны к изменениям, происходящим в нашей стране и мире, ищут пути решения данных проблем, предлагают свои проекты, высказывают свое отношение к данной теме.
Так, например, обсуждая проблему использования новых источников энергии, студенты сравнивают эффективность применения различных альтернативных источников в различных регионах нашей страны: использование биомассы на севере Казахстана (например, использование соломы); энергии ветра в районе Джунгарских ворот; автономные солнечные батареи и оборудованные вагончики для чабанов и жителей отдаленных населенных пунктов и др. Они оценивают эффективность и окупаемость использования автономных фонарей на трассах Казахстана. В своих обсуждениях обсуждаются положительные и отрицательные стороны решения текущих проблем.
«Методом актуальности» мы пользуемся уже несколько лет и результатом этого явилось повышение познавательной самостоятельности студентов, проявление повышенного интереса к нуждам нашей страны и всего мира в целом. Примером этого может служить то, что три года назад студент 3 курса выбрал для своей исследовательской работы проблему «Перспективы использование альтернативных источников энергии в Алматинской области» (руководитель Байсакалова А. Ш.). Итоги своей работы он озвучил на республиканской научно-практической конференции студентов, где занял второе место.
Горячие споры вызывает обсуждение на лекции о топливно-энергетическом комплексе проблемы строительство атомных электростанций. Группу можно разделить на две части: одна группа — сторонники строительства АЭС; вторая — противники этого. Каждая группа выдвигает весомые доказательства своей правоты. Возникает интересная дискуссия, во время которой каждый студент высказывает свою точку зрения, отстаивает ее, подкрепляя своими доводами.
Обсуждение новостей нашей экономики также требует от студентов знания социально-экономических проблем не только Казахстана, но и наших соседей. Например, в конце лекции студентам дается проблема для следующего занятия: «Кыргызстан прекратил поставку электроэнергии в Казахстан. Почему?». Студенты, начинают искать информацию о причинах такого шага, о предыстории и последствиях этого для нашего государства; поймут значение многих экономических изменений и новшеств, которые предпринимает наше государство для обеспечения собстенной продовольственной и энергетической безопасности. Например, в этом случае для них уже не будет вызывать затруднение ориентироваться в вопросах значения строительства ГЭС на малых реках Казахстана.
Такие задания целесообразно использовать в процессе изучения новой темы для организации самостоятельной работы студентов. Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих студентов. Поставив студента в проблемную ситуацию, преподаватель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.
Включение студентов в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению — углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины: факт –> гипотеза –> теория –> знание (истина).Задача преподавателя — направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы, от подмены их познавательного опыта своим.
На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы студенты предлагали свои варианты решений, первоначально анализировав их, отобрав наиболее адекватные, видели пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов.
Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:
1. На основе дискуссионной деятельности: — семинары (индивидуальная работа); — структурированные дискуссии (групповая работа); — проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)
2. На основе исследовательской деятельности: — практические занятия (коллективная работа);– исследовательские уроки (индивидуальная работа)
3. Традиционные занятия с новыми аспектами: конференция; консультация; урок-зачет и т. д.
4. Нестандартные занятия: аукцион; пресс-конференция; защита диссертации; суд и т. д.
Цель проблемного типа обучения не только усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности и развития творческих способностей студентов.
При проблемном обучении деятельность преподавателя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, организует проблемные ситуации так, что на основе анализа фактов студенты самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют определенные понятия, законы.
Так изучение видов загрязнения почв можно целенаправить на решение проблемы охраны окружающей среды. Студентам предлагается разработка способов очистки почв, т. к. это один из сложных проблем для нашей страны.
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
Систематическое применение методов, приёмов и форм проблемного обучения способствует усвоению способов самостоятельной деятельности, развитию познавательных и творческих способностей, формированию умений и навыков активного речевого общения, а также способствует росту мотивации к изучению географии, как предмета, важного и необходимого для дальнейшего обучения и приобретения профессии.
Развитие у ребят вкуса к творческому поиску, преодолению препятствий на пути к решению проблемы, целеустремлённости, самостоятельности возможно только при условии творческой деятельности самого преподавателя. Изучение и применение методов проблемного обучения позволяют освоить методику данного вопроса и повысить свой профессиональный уровень.
Литература:
1. Лернер, Г. И. Методы обучения и их специфика / Г. И. Лернер // Первое сентября. Биология. — 2004. — № 37. — С. 22–27.
2. Лернер, Г. И. Проблемное обучение на уроках биологии / Г. И. Лернер // Первое сентября. Биология. — 2004. — № 39. — С. 26–31.
3. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
4. Методика обучения географии в школе /под ред. Л. М. Панчешниковой. — М.: Просвещение, 1997. — 320 с.