Статья посвящена готовности студентов специальности 5В010400 «Начальная военная подготовка» к научно-исследовательской работе.
Ключевые слова: мониторинг, готовность к научно-исследовательской работе студентов, уровни готовности к НИРС, СНО (студенческое научное общество).
Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Быстрый темп социально-экономических преобразований в стране, смена ценностных ориентаций в обществе, увеличивающийся объём информации и наметившаяся тенденция к расширению управленческих функций в профессиональной деятельности обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего профессионального образования в вопросах подготовки будущих специалистов.
Сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умения специалиста адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.
В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.
Подготовка студентов специальности 5В010400 «Начальная военная подготовка» к научно-исследовательской деятельности отражена в государственном обязательном стандарте образования и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования, способного творчески мыслить, применять исследовательские умения, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) играет большую роль в формировании экономической, политической, нравственной, правовой и управленческой культуры у будущих специалистов, в развитии их творческих способностей, профессионализма, умении вести самостоятельный научный поиск и умении работать в коллективе. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одной из важнейших форм учебного процесса. Она позволяет студенту научиться подходить к решению любой проблемы творчески — на основе анализа информации, проверки правильности гипотезы, сделать выводы и представить предложения по совершенствованию того или иного процесса. От степени участия студентов в НИРС, публикаций в специальных журналах, получения патентов — зависит статус учебного заведения.
Подготовка бакалавра специальности 5В010400 «Начальная военная подготовка» в Жетысуском государственном университете им. И. Жансугурова предусматривает различные формы научно-исследовательской работы студентов на протяжении всего курса обучения:
Однако следует отметить, что студенты специальности не проявляют особой активности к научно-исследовательской работе, в том числе и в работе СНО (студенческого научного общества).
В связи с этим, перед нами встала задача: выяснить причину слабой активности студентов в научно-исследовательской работе. Нами был проведен мониторинг готовности будущих учителей начальной военной подготовки к научно-исследовательской работе.
На первом этапе нами было проведено анкетирование, позволяющее установить характер отношений студентов к научно-исследовательской работе. Анкета состояла из 20-ти вопросов, сгруппированных в 5 блоков:
- информация о студенте;
- наличие знаний, умений и навыков у студентов в предстоящей деятельности по научно-исследовательской работе;
- условия для формирования готовности к научно-исследовательской деятельности;
- виды научной деятельности студента дома;
- уровень научного самосознания студента в семье.
Анкетирование проводилось среди студентов 1–4 курса обучения. Анализ результатов анкетирования отражен в рис. 1.
Рис. 1 Отношение студентов к научно-исследовательской работе
Как видно из рис. 1, отношение к научно-исследовательской работе меняется у студентов от курса к курсу. Если у студентов 1 курса положительное отношение к НИРС составляет 15 %, то на 2 курсе -25 %, на 3 курсе — 50 %, на 4 курсе 75 %.
Высокий процент положительного отношения к НИРС на 3 и 4 курсе на наш взгляд, объясняется тем, что выпускникам предстоит написание и защита дипломной работы, и независимо от их желания, им предстоит заниматься данной деятельностью. Естественно, что мотивационный компонент научно-исследовательской деятельности, включающий мотивы, потребности и пр., остается по-прежнему низким. У студентов нет заинтересованности, в выполнении научно-исследовательской работы начиная с 1 курса обучения.
Первый этап мониторинга показал, что большинство студентов специальности выразили нежелание заниматься научно-исследовательской работой. Только положительные стороны деятельности отметили 40 % из всего числа респондентов; положительные и отрицательные стороны отметили 39 %; только отрицательные — 21 %.
На втором этапе мониторинга нами были составлены оценочные карты сформированности готовности будущих учителей НВП к научно-исследовательской работе. В качестве оценивающих, были определены педагоги-предметники. Мы предложили им заполнить оценочную карту сформированности готовности студента к научно-исследовательской работе. Оценка проявления указанных признаков осуществлялась по 5-ти бальной системе. Этот этап позволил нам выявить степень мотивации студентов к рассматриваемому виду деятельности.
Анализ оценочных карт показал, что большая часть студентов не проявляют интерес к данной деятельности, не имеют потребности к данной деятельности. Исследование мотивации готовности к НИРС показало, что в оценке сформированности основ данной готовности мотивы выбора данной деятельности имеют большое значение. Однако, как показало исследование, мотивация готовности невелика и мало устойчива. Все это естественно сказывается на качестве исследуемого образования: низкий и средний уровень мотивации имеют большинство студентов.
После выявления уровней мотивации к научно-исследовательской работе студентов перед нами встала задача: выявить знания теоретических основ готовности к научно-исследовательской работе в педагогическом процессе ВУЗа. Данная задача была решена с помощью обработки анкет и беседы с респондентами. Результаты обработки полученного эмпирического материала фиксировались в индивидуальных картах. Были получены следующие результаты, которые отражены в рис 2.
Рис.2 Уровни сформированности готовности к НИР у студентов
Как видно из рис. 2, высокий уровень готовности уреспондентов отсутствует. Основная часть среди студентов имеет низкий — 70 % и средний уровни — 30 % готовности. Опираясь на результаты исследования, необходимо отметить, что курс обучения студентов существенно не влияет на сформированность данной готовности. Трудности, которые испытывают студенты 1 курса, встречаются и у студентов 2,3 и 4 курса. Следовательно, можно предположить, что высокий уровень готовности к научно-исследовательской работе с переходом с курса на курс не проявляется. Для этого необходимо целенаправленное формирование готовности к научно-исследовательской работе в период обучения в стенах ВУЗа.
Формирование готовности к научно-исследовательской работе процесс сложный и многогранный. Готовность будущих учителей НВП к данному аспекту деятельности есть сложное интегрированное образование, которое необходимо ему для повышения мастерства, научной грамотности и самосознания, и личностного развития студентов.
Исходя из теоретических выводов, результатов констатирующего эксперимента нами были разработаны содержание и методика формирования готовности к научно-исследовательской деятельности эффективность, которой явилась основной задачей формирующего эксперимента.
На первом организационно-методическом этапе формирующего эксперимента перед нами стояла задача разработки программы, отражающая комплексную систему научно-исследовательской работы студентов. В данной программе мы отразили цели НИР (знания, умения и навыки), профессиональные компетенции, структуру и содержание НИРС, формы контроля, учебно-методические и информационное обеспечение НИРС, материально-техническое обеспечение НИРС. Кроме этого мы разработали технологию и формы проведения НИРС,оценочные средства и методики их применения. Данная программа стала связующим звеном между педагогами, психологами, руководителями НИРС. Она явилась ориентиром в формировании системы научно-исследовательской работы, для повышения эффективности НИРС на специальности 5В010400 «Начальная военная подготовка».
С введением данной программы в педагогический процесс специальности начальная военная подготовка отношение респондентов к научно-исследовательской деятельности изменилось. Результаты отражены в рис. 3
Рис. 3 Мониторинг изменения отношения студентов к НИР
Из рис. 3 видно, что НИРС на специальности 5В010400 «Начальная военная подготовка» имеет положительную динамику. Сравнение результатов итогового и контрольного «среза» с исходным состоянием использования НИРС дает возможность наблюдать положительную динамику данного процесса (рис.4).
Рис. 4. Уровни сформированности готовности к НИРС
Как видно из рис. 4 у студентов на этапе формирующего эксперимента появился высокий уровень готовности к научно-исследовательской работе. Таким образом, результаты формирующего эксперимента свидетельствуют об эффективности, разработанной нами методики.
Литература:
1. Ратнер Ф. Л. Научная деятельность студентов в системе многоуровневого образования за рубежом: материалы к спецкурсу. — Казань: Изд. Казан.ун-та. 1997.
2. Никитина, Е. Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Е. Ю. Никитина // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции — Ставрополь, 2006.