Статья посвящена анализу законопроектов введения налога на роскошь в Российской Федерации. Проанализированы основные положения законопроектов о введении налога на роскошь на территории Российской Федерации, выделены их слабые и сильные стороны. Дана оценка эффективности применения положений законопроектов. Рассмотрены основные проблемы введения налога на роскошь в Российской Федерации.
Ключевые слова: налог, налогообложение, налог на роскошь, предметы роскоши, сверхдоход, законопроект, закон.
Вариантом борьбы с социальным неравенством общества, а так же в целях пополнения федерального бюджета в наиболее кризисные периоды, государства применяют специальные меры, направленные на выравнивание уровня налоговой нагрузки для всех налогоплательщиков. Одной из таких мер может являться введение налога на роскошь для специальной категории граждан, имеющих в собственности предметы роскоши и получающих сверхдоход. В Российской Федерации вопросы применения налога на роскошь рассматриваются на протяжении более 10 лет (с 2003 года), но только сейчас делаются первые шаги к его реальному использованию.
В рамках настоящей статьи, на основе положений законопроектов о введении налога на роскошь на территории Российской Федерации делается попытка осуществить общий анализ каждого из законопроектов, выделить их сильные и слабые стороны; а также дать оценку возможной эффективности применения положений данных законопроектов.
В 2010 году впервые Государственной Думой Российской Федерации был рассмотрен законопроект № 442151–4 «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части установления налога на предметы роскоши)» [1]. Налогоплательщиками признавались лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения являлись:
1) жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения, земельные участки (доли в них) стоимостью более 15 млн. рублей;
2) автомобили, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, стоимостью более 2 млн. рублей;
3) драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью более 300 тысяч рублей.
Налоговой базой признавалась рыночная стоимость имущества по состоянию на 1 января каждого года. Налоговая ставка варьировалась исходя из предмета налогообложения и рассчитывалась по прогрессивной шкале. При этом все поступления от уплаты данного налога засчитывались бы в федеральный бюджет.
К положительным факторам в случае применения данного налога можно отнести то, что введение данного налога являлось бы эффективным средством корректирования общей системы налогов, особенно в условиях отсутствия прогрессивной шкалы подоходного налога, и способствовало бы развитию Российской Федерации как социального государства, путем внесения большей равномерности в распределение налогов, являясь средством к усиленному обложению более состоятельных лиц.
Однако данный законопроект не учитывал то, что выбранные объекты налогообложения уже являлись налогооблагаемыми (по налогам на имущество для физических и юридический лиц), и, таким образом, реализация предлагаемых изменений привела бы к двойному налогообложению имущества, а также к увеличению налоговой нагрузки на физических и юридических лиц. Кроме того законопроект не содержал положений, определяющих порядок исчисления налога на такие предметы роскоши как драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры. Реализация предлагаемых изменений привела бы к возникновению различного рода нелегальных схем ухода от уплаты налога на предметы роскоши, к занижению стоимости различного вида имущества, подпадающего под понятие «предметы роскоши», к расширению теневого рынка. В связи с вышеизложенным, было принято решение об отклонении данного законопроекта.
Следующая попытка введения налога на роскошь на территории Российской Федерации была реализована в 2012 году, путем внесения на рассмотрения Государственной Думой Российской Федерации законопроекта № 28997–6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, изменения в статью 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения налога на объекты роскоши)» [2]. Налог на роскошь должен был стать платой за отказ от инвестиций в развитие — в пользу сверхпотребления и тщеславия и не должен был затронуть средний класс.
Согласно положениям законопроекта организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие предметами роскоши на праве собственности, признавались налогоплательщиками. Отдельно в законопроекте был поименован закрытый перечень категорий граждан, не являющихся плательщиками налога на объекты роскоши. В рамках нового законопроекта предметами роскоши (объектами налогообложения) признавались расположенные на территории РФ:
1) жилые дома, части жилого дома, квартиры, части квартир стоимостью от 30 млн. рублей и выше;
2) дачи и иные жилые строения, помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых находятся указанные объекты недвижимости, дачные и садовые земельные участки (а так же доли в них) стоимостью от 30 млн. рублей и выше;
3) объекты незавершенного жилищного строительства вместе с земельными участками, по истечении трехлетнего срока строительства стоимостью от 30 млн. рублей и выше;
4) автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера стоимостью от 3 млн. рублей и выше.
Налоговой базой в новом законопроекте была определена рыночная стоимость имущества, с учетом принципов, осуществления государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на основе метода массовой оценки, по состоянию на 1 число первого месяца налогового периода. Налоговая ставка, так же как и в первом рассматриваемом законопроекте, варьировалась исходя из предмета налогообложения и рассчитывалась по прогрессивной шкале.
Данный законопроект по оценкам экспертов мог бы дополнительно обеспечить доходы казны в размере 200 млрд. рублей. Кроме того введение нового налога являлось бы эффективным средством борьбы с социальным неравенством общества.
Однако законопроект не был одобрен Советом Государственной Думы Российской Федерации в связи с несоблюдением требований части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, а именно: «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты… могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации» [3].
Стоит отметить, что в 2013 году к вышеуказанным законопроектам присоединились варианты проектов закона введения налога на роскошь от Минэкономразвития РФ и членов Российского союза промышленников и предпринимателей, где параметры нового вводимого налога примерно совпадали с параметрами налога в рассмотренных выше законопроектах. Однако они так же не имели особого успеха в принятии нового закона, так как существовали определенные недоработки в виде исключения из предметов роскоши драгоценностей, одежды, мебели из-за сложности администрирования; имущества, попадающего под определение роскоши, которым владеет государство и так далее [4].
С 1 января 2014 года на территории Российской Федерации начал действовать новый закон на роскошь в виде обложения транспортных средств стоимостью свыше 3 млн. рублей. То есть законодатель определил повышенные коэффициенты расчета налога в зависимости от года выпуска таких автомобилей. Согласно подписанному президентом закону, коэффициент 1,5 применяется для автомобилей стоимостью от трех до пяти миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не более года. На 1,3 сумма транспортного налога умножается в отношении машин аналогичной стоимости возрастом от одного до двух лет, а на 1,1 — возрастом от двух до трех лет. Удвоенный сбор взимают с владельцев автомобилей стоимостью от пяти до десяти миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не более пяти лет. В три раза транспортный налог увеличился для хозяев машин стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей и свыше 15 миллионов рублей в случае, если с момента выпуска этих транспортных средств прошло не более 10 и 20 лет соответственно.
Однако уже сейчас видны определенные недоработки принятого закона: налоговой базой признается стоимость транспортного средства, определяемая официальными дилерами, без учета различных пошлин и сборов, которые уже входят в данную стоимость (НДС, таможенные пошлины, утилизационный сбор, валютный курс и так далее); размер налога на роскошь дифференцирован в зависимости от региона постановки на учет транспортного средства, логичнее было бы сделать дифференциацию именно критерия роскоши по регионам. Таким образом, данный закон, с нашей точки зрения, требует определенных доработок для выполнения его социальной функции.
Последнюю попытку введения налога на роскошь предприняли законодатели от партии «Справедливая Россия», доработав законопроект № 66360–6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, изменения в статью 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения налога на объекты роскоши)» от 2012 года [5]. Тем не менее, 23 апреля 2014 года Государственная Дума РФ отклонила его. Против принятия законопроекта выступил думский комитет по бюджету и налогам. В частности, в заключении было отмечено, что к объектам налогообложения налогом на роскошь относятся, например, жилые дома, квартиры, земельные участки. Однако указанное имущество является объектом налогообложения другими налогами (налогом на имущество физических лиц, налогом на имущество организаций, земельным налогом). Таким образом, указанный выше законопроект предполагает введение двойного налогообложения на соответствующие виды имущества. Кроме того, предварительная оценка предложенных авторами законопроекта критериев предметов роскоши дает основания сомневаться в их справедливости. При таких обстоятельствах принятие рассматриваемого законопроекта привело бы к существенному увеличению налогового бремени не только на состоятельных граждан, но и в гораздо большей степени затронуло бы интересы среднего класса и малообеспеченных категорий населения. Не учитывается то обстоятельство, что собственниками так называемых «объектов роскоши» зачастую могут являться представители отмеченных выше категорий населения, которым такое имущество (жилые дома, квартиры, дачи и т. д.) перешло в порядке наследования. Представляется недопустимым введение указанного налога в отношении пенсионеров, инвалидов, членов многодетных семей и иных социально наименее защищенных категорий населения, которые в силу своего социального статуса не способны нести дополнительное налоговое бремя. Введение налога в отношении данных лиц, а также иных лиц со средними и низкими доходами не соответствовало бы принципу справедливости налогообложения. Более того, так как было принято решение о введении налога на дорогие автомобили, о переходе к налогообложению недвижимости исходя из кадастровой стоимости, а также учитывая, что прорабатывается вопрос, касающийся введения налога на недвижимое имущество, то смысла в этом законопроекте никакого нет.
Таким образом, в России существуют попытки введения налога на роскошь и кроме того осуществлена реализация в части налогообложения конкретного предмета роскоши исходя из его стоимости, однако данную реализацию нельзя считать безусловно успешной. Необходимо детально проработать вопрос о предметах роскоши, дать им четкое определение, оценить их рыночную стоимость исходя из индивидуальной оценки (а не массовой), поднять вопрос о борьбе со схемами ухода от уплаты данного нового налога, оценить самих налогоплательщиков. Анализ законопроектов введения налога на роскошь в Российской Федерации позволил выявить основные проблемы, существующие в данной сфере, которые необходимо решить в ближайшее время с целью социального выравнивания и перенаправления денежный средств в реальный сектор экономики. К ним относятся:
- соотнесение налога на роскошь с другими уже применяемыми налогами (на имущество физических и юридических лиц, земельный налог, транспортный налог) с целью исключения двойного налогообложения;
- конкретное разделение налогоплательщиков по критерию приобретения предметов роскоши с целью исключения из налогообложения новым налогом среднего класса;
- определение оптимального уровня налоговой нагрузки для налогоплательщиков, попадающих под вводимый налог, с целью устранения возникновения нелегальных схем ухода от уплаты данного налога;
- обеспечение оптимального администрирования с целью повышения экономической целесообразности вводимого налога.
Таким образом, введение налога на роскошь на территории Российской Федерации, на наш взгляд, способно решить задачи социального выравнивания общества, однако, очевидно, что перед введением необходимо проделать очень большую работу, в том числе и на законодательном уровне.
Литература:
1. Интернет-портал. Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ %28SpravkaNew %29?OpenAgent&RN=442151–4&02
2. Интернет-портал. Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ %28SpravkaNew %29?OpenAgent&RN=28997–6&02
3. Интернет-портал. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://constitution.kremlin.ru/
4. Рамазанова Б. К. Социальный аспект налога на роскошь. Статья http://teoria-practica.ru/-1–2013/economics/ramazanova.pdf
5. Интернет-портал. Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=66360–6&02