Метод проекта называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно — деятельный подход в обучении школьников. Он входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов — один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е. С. Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. [3]
Однако внедрение проектного метода в образование не является новой или революционной идеей. Метод получил поддержку в школах, после того, как ученые подтвердили, что ученики активнее участвуют в обучении, если у них появляется возможность углубиться в решение сложных, трудных для выполнения, а иногда и запутанных проблем, тесно связанных с реальной жизнью.
“Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” — вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Проектная деятельность осуществляется при обязательном взаимодействии учителя и ученика. Мы вместе ставим цели и задачи. Учитель корректирует и направляет деятельность школьника, помогает в поиске нужной информации, сформулировать оригинальные проблемные вопросы, гипотезу, составить план для проведения наблюдения или постановке эксперимента, учит работать с огромным объемом информации по теме. А самое главное, учитель всегда поможет применить полученные знания для достижения целей и задач проекта.
Учебный проект - что это?
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. [4]
Проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности –найденный способ решения проблемы –носит практический характер, и значим для самих открывателей.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Проектная технология сочетается с любым учебником, учебно-методическим комплексом и другими учебными средствами.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
Как модель метода проектов меняет традиционное обучение? Для учеников, привыкших к традиционной модели обучения, метод проектов означает переход от исполнения указаний к саморегулируемой учебной деятельности; от запоминания к открытиям, объединениям и представлениям; от выслушивания и реагирования к общению и ответственности; от знания фактов, терминов и содержания к пониманию процессов; от теории к применению теории; от зависимости от учителей к получению самостоятельных полномочий.
Учителя, которые решили использовать метод проектов в своем классе, должны выработать новую стратегию обучения. Роль проводника и помощника — это не та роль, к которой готовы большинство учителей, не тот способ деятельности, которому их учили.
Методы прямого обучения, основанные на учебниках, лекциях и традиционном оценивании, плохо работаю в многозначном, междисциплинарном мире проектного обучения. Это мир, в котором учитель больше помогает, чем рассказывает. Учитель не должен бояться, что в ходе работы над проектом ученики совершают ошибки. В ходе проекта учитель сам учиться со своими учениками. Он должен быть готов пойти на риск по преодолению трудностей в начале работы.
Метод проектов ставит учителя в особую позицию — сотрудничества с учащимися. Поэтому педагогу необходимо:
- умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
- владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать последовательную самостоятельную работу учащихся;
- переориентировать всю учебно-воспитательную работу учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов деятельности исследовательского, поискового, творческого плана.
Проектная технология позволяет замотивировать ученика на самостоятельное изучение, что очень важно для емких и довольно однообразных разделов школьных программ. Довольно тяжело воспринимается материал по природным сообществам из «Окружающего мира». Проектная технология позволяет не только разнообразить учебный процесс, повысить интерес учащихся, но и решить в полной мере личностные, метапредметные и предметные задачи.
Предлагаю рассмотреть на примере. По УМК «Перспективная начальная школа» в третьем классе на изучение природных сообществ в учебном плане отводится 15 уроков. Выполняемый проект будет долгосрочный, межпредметный по содержанию и информационно-творческий по форме.
В ходе проекта рассматривается понятие «природное сообщество», обучающиеся доказывают, что лес, луг, болото, поле и пресный водоем являются природными сообществами, изучат взаимосвязи в природном сообществе, знакомятся с растительным и животным миром, ролью и значением природных сообществ в жизни человека, рассмотрят меры по охране природных сообществ и безопасному поведению в них, а также анализируют свой вклад в дело охраны родных лесов. После реализации проекта учащие должны получить знания и умения по теме «Природные сообщества; уметь находить информацию по теме в различных источниках; получать необходимую информацию о растительном и животном мире сообществ, безопасном поведении с помощью интернет — ресурсов и умение безопасного использования поисковых служб Интернета.
Цели проекта:
- формирование представления о природных сообществах, познакомить с растительным и животным миром, раскрыть связи, которые существуют между обитателями природных сообществ;
- развитие познавательных процессов, творческой активности, информационной компетентности и коммуникативных навыков;
- воспитание умений учебного сотрудничества, бережного отношения к лесным богатствам, желание вносить свой посильный вклад в охрану лесов.
После завершения проекта учащиеся будут:
знать/понимать
- особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, использование и охранные меры родного края;
- понятие «природное сообщество»;
- многообразие животного и растительного мира;
- значение леса для природы и для жизни человека;
- о безопасном поведении человека в природе;
- охранные мероприятия по сохранению природы родного края;
Уметь
- письменно фиксировать результаты поиска информации по теме;
- узнавать в окружающем их мире изученные растения и животных;
- раскрывать связи между обитателями разных природных сообществ, составлять цепи питания;
- охранять природные богатства;
- выполнять правила безопасного поведения;
- делать небольшие сообщения (доклады);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- принятия посильного участия в охране и защите природы;
- оценивания воздействия человека на природу (положительного и отрицательного);
- выполнять правила поведения в природе;
- составления рассказа о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;
- удовлетворения познавательных интересов с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках, Интернете.
План проведения проекта
Подготовительный этап
1. Работа учителя по выбору темы проекта.
2. Представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения.
3. Демонстрация вводной презентации учителя.
4. Формирование коллектива учащихся для работы над проектом.
Исследовательско-проектная деятельность
1. Обсуждение общего плана проекта.
2. Планирование работы в группах.
3. Поиск информации в разных источниках (по группам).
4. Анализ информации и выбор главного.
5. Подготовка информации для представления результатов.
Презентация работы
1. Формирование выводов и их обсуждение.
2. Создание презентации проекта.
3. Защита проекта.
Рефлексия
1. Подведение итогов
2. Анализ и корректировка деятельности руководителя и учащихся по результатам выполненного проекта.
Проект должен отражать следующие направления:
1. Вид природного сообщества (лес, луг, поле, пресный водоем, болото..) Почему так называется (лексическое значение слова), (может быть какие-то легенды..)
2. Растительный мир и Животный мир
3. Значение в жизни человека
4. Влияние человека на сообщество
5. Охрана природного сообщества
6. Правила поведения в природном сообществе
7. Природное сообщество в искусстве (в литературе, УНТ, живописи, музыке)
И дополнительно — Могут ли природные сообщества сменять друг друга?
Перед стартом проекта проводится опрос на выявление отношения учащихся к данной теме и постановки проблемы.
На первом уроке учащимся демонстрируется короткий фильм или презентация о разрушении экологических сообществ, вследствие исчезновения или вымирания одного вида. Затем, в ходе обсуждения, учащиеся самостоятельно формулируют тему раздела, которая будет изучаться. В игровой форме перед детьми ставится задача, для решения которой необходимо разделиться на пять групп. Каждая проектная команда должна изучить одно из природных сообществ (лес, луг, поле, пресный водоём, болото). При этом ученики должны самостоятельно распределить роли и составить рабочий план своего проекта. Учитель же определяет свою роль не как контролирующую, он направляет, советует и координирует.
На следующих уроках идет сбор и анализ информации.
На 2 уроке — идет знакомство с выбранным видом сообщества. Каждая группа готовит информацию о том, что такое «луг», «лес», «поле», «болото», «пресный водоем», также раскрывается понятие «сообщество».
Далее на каждом последующем уроке готовится информация к следующему направлению проекта (растительный мир, животный мир, влияние человека на сообщество и т. д.) и анализируется на уроке. В ходе общего обсуждения отбирается информация, которая пойдет в портфолио проекта.
К итоговому уроку готовится презентация проекта и его защита. Формы презентации могут быть разнообразными: слайды, видеопрезентация, газета, буклет, макет, сценка, и др.
Наиболее сложным представляется оценивание такой формы работы. Можно ограничиться групповой оценкой за защиту проекта, рядом тестов и итоговой контрольной работой. В данном случае, к групповой оценке были добавлены отметки на основе самооценки учащихся, в том числе и отметки, оценивающие вклад каждого из участников группы. Таким образом, каждый ученик получил за проект достаточное количество оценок.
Конечно, все вышесказанное не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ — объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, фронтальных методов и классно-урочной системы, также следует отличать учебно-исследовательскую деятельность от проектной.
Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов — и не более того.
Педагог в зависимости от цели обучения и содержания учебного материала выбирает те формы и методы, которые могут дать хороший результат.
Литература:
1. Бахтиярова Е. М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, № 2.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М.; 2002.
3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005.
4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие //Издательский центр «Академия», — М.: 2007.
5. Электронный ресурс: http://www.intel.ru (дата обращения: 22.03.2014)