Статья затрагивает проблему доверия в системе психолого-педагогических отношений. Дается теоретический анализ вопроса. Приводятся данные исследования.
Проблема профессиональной компетентности педагога – одна из главных проблем, с которой сталкивается любой молодой человек на пути приобщения себя к профессии. Еще многое неизвестно, недостаточно уверенности в себе и опыта в решении поставленных задач. Самому студенту не справиться без помощи взрослого наставника – педагога.
В настоящее время образовательный процесс в большей степени напоминает классическую педагогическую модель: идет насаждение стандартных отношений, возражение против оригинальности и творчества со стороны студентов, преподавание ведется методом научения, обеспечивая репродуктивное (копирующее) обучение, исключаются всякие демократические формы и методы получения знаний. Вся оценка профессиональной деятельности преподавателя сводится к стажу его работы и диплому [1]. На наш взгляд, эта серьезная проблема на пути профессионального развития личности и повышения качества образования в целом.
Сегодня идет кардинальная перестройка отечественного высшего образования, где особое внимание уделяется психологической грамотности и профессиональной зрелости педагога. В новой педагогической формуле подготовки специалиста есть место не только альтернативным подходам к преподаванию, но и особое значение отводится качеству взаимоотношений: «меняются местами учителя и ученики, преподаватели и студенты. Студент самостоятельно отбирает и оценивает информационные материалы, излагает собственные суждения, делает выводы. Учебный процесс строится так, чтобы не препятствовать развертыванию образовательных свобод, а, наоборот, инициировать подлинно гуманное и творческое отношение к нему студентов» [1, с. 16]. На смену высокомерия и власти педагога приходит позиция партнерства и сотрудничества.
В современной психологической науке имеется достаточно исследований, касающихся профессиональной компетенции педагога. Труд педагога является специфической областью профессиональной деятельности, так как предмет его деятельности – развитие другого человека (А. А. Дергач, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.) [2, с. 6]. Наряду с этим, в психологической литературе еще недостаточно исследований, связанных с выявлением факторов и механизмов, лежащих в основе эффективности профессиональной деятельности педагога. Мы полагаем, что одним из ведущих факторов профессиональной компетенции является доверие студента к личности преподавателя.
Известно, что любая человеческая деятельность построена на доверии. «Доверие – это сила, которая способна привести к перевороту во всей деятельности, во всех взаимоотношениях людей, в их вере, образовании, целях, которые они перед собой ставят, в их образе жизни и знакомствах, их отношении к собственности, в философских воззрениях» [3, с. 37]. Однако в повседневной жизни доверие становится дефицитом. Сегодня каждый рассчитывает только на себя. В отношениях между людьми отсутствует сплоченность, открытость, честность, справедливость и порядочность.
Изучение доверия связано с именами таких известных зарубежных и отечественных авторов как К. Хорни, Э. Фромм, К. Роджерс, Э. Эриксон, А. Маслоу, В. Франкл, Дж. Роттер, С. Московичи, И. С. Кон, В. П. Зинченко, Т. П. Скрипкина, А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, В. С. Сафонов и др. В этих исследованиях доверие рассматривается как направленность, внутреннее организмическое чувство, состояние, ценность, отношение к миру, альтернатива сомнению (скептицизму), элемент общения и коммуникации; как вид общения, социально-организационное поведение, профессионально компетентное поведение.
Особо следует обратить внимание на степень доверия в системе «учитель-ученик». Наличие доверия, а особенно взаимодоверия является необходимым атрибутом учебно-воспитательного процесса. Такое доверие способствует успеху достижения, позволяет быть уверенным в себе и творчески себя реализовывать; эта главная ценность, которая должна сложиться в отношениях между учителем и учеником [4].
С позиции доверия студенты получают возможность открыто выражать свои мысли и чувства, психологически изучать себя и других, понимать и принимать людей такими, какие они есть. Обучаются брать на себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них, вступать с окружающими людьми в открытые и доверительные отношения [5, с. 172].
В условиях учебного заведения мы должны говорить о доверии в отношениях, которое необходимо создавать и поддерживать, изучать во взаимосвязи с профессионально компетентным поведением, что является основой отношений в системе «студент-преподаватель».
В своей работе мы рассматриваем два основных понятия «компетентность» и «доверие». Компетентность это понятие разноплановое. С позиции социально-психологического взаимодействия, компетентность означает способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений [6]. Такое понимание компетенции на наш взгляд очень важно, так как речь идет о доверии – важном составляющем конструктивности общения.
Затрагивая педагогическую деятельность, компетентность – это владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания [7, с. 62]. Чтобы достичь уровня своей компетентности педагогу необходимо получить доверие своих учеников.
Доверие – необходимое условие нормальной социальной коммуникации, обеспечивающее согласие, диалог, понимание, сотрудничество. Где основными составляющими доверия по В. Ю. Столяр являются надежность, достоверность, честность и добросовестность [8].
Доверие между учителем и учеником является важным элементом в структуре коммуникативной компетентности педагога [2]. Именно поэтому заявленная проблема является актуальной в вопросах профессионального становления и развития успешной личности студента.
Цель исследования – определить степень доверия студента к преподавателю. Для этого нами была разработана и проведена анкета, которая включала 25 вопросов. Всего в исследовании приняло участие 107 студентов Сыктывкарского лесного института.
Анализируя результаты исследования, следует остановиться на тех вопросах, которые, на наш взгляд, наиболее важны в изучении доверия в системе «студент-преподаватель»:
1. Вы обращались в трудные для Вас времена за помощью к преподавателю? Большинство респондентов (65 %) обращались за помощью к своим наставникам, а, следовательно, доверяют им. Однако не стоит забывать, что треть студентов еще не готова обращаться за такой помощью к преподавателю. Причина тому страх, тревога, отсутствие уверенности в понимании и поддержке со стороны педагога.
2. Что Вы делаете, если преподаватель в течение 15 минут не пришёл на занятие? В этом вопросе мнения студентов резко разделились: 40% стремятся действовать строго по регламенту (ждут 15 минут), что указывает на менее ответственное отношение к учёбе. 41% респондентов старается выяснить причину отсутствия преподавателя на уроке. Следовательно, можно предположить, что такие студенты более ответственны в учёбе, у них имеется тесная связь с преподавателем, возможны доверительные и дружеские взаимоотношения.
3. Кроме преподавания, чем еще должен заниматься педагог? На наш взгляд полученные результаты интересны для анализа: 42% респондентов желают от преподавателя помощи в научной деятельности, 16% считают, что достаточно только консультаций, 31% хотят посещать после учёбы кружки и брать дополнительные занятия и 11% считают, что преподаватель должен только преподавать. Это позволяет нам сделать вывод, что сегодня только обучение не устраивает студентов, они хотят познавать профессию через занятия научной и творческой деятельностью.
4. Какие, по Вашему мнению, должны быть отношения между студентом и преподавателем в вузе? Этот вопрос очень важен для нас, так как напрямую выявляет, какие отношения должны быть между студентом и преподавателем. Так, 63% респондентов желают иметь менее формальные и более доверительные отношения с преподавателями, 33% – только деловые отношения (всё строго по регламенту), степень доверия к преподавателю невысокая. «Развитие чувства доверия у ученика к учителю зависит от качества получаемой заботы, об удовлетворении индивидуальных потребностей и возможностей. Чувство доверия зависит, не от словесных уверований, оно связано со способностью педагога транслировать ребенку свое чувство узнаваемости его переживаний, смятение души, проблем, стоящих перед ним, мотивов поведения. На основе доверия выстраивается поле – пространство взаимодействия, общения, в котором ученик находит для себя объект, на который направлены его переживания и каждый в этом деле выступает как партнер по жизненной ситуации» [9, с. 128].
5. В какой форме Вы отстаиваете свою точку зрения перед преподавателем? Так, 84 % респондентов предпочитают вести диалог с преподавателем, 12 % настойчиво объясняются и 2 % сразу вступают в конфликт. Следует отметить, что большинство студентов вуза предпочитают такую форму общения как конструктивный диалог.
6. Как часто в институте Вы сталкивались с преподавателем, который некомпетентен? Около 52 % студентов встречали в институте только компетентных преподавателей, а некомпетентных встречали – кто чаще, а кто реже. Настораживает то, что некомпетентные педагоги все еще присутствуют в жизни студентов.
7. Стоит ли доверять преподавателю на все 100 %? Мнения студентов разделилось: треть считает, что стоит доверять преподавателю, треть предпочитает доверять друзьям и родителям, а треть – не доверяет ни преподавателям, ни друзьям, ни родителям. Можно предположить, что это позиция подозрительности и даже враждебности по отношению к людям, к миру в целом.
8. Что ценит студент в преподавателе больше всего? Студент ценит больше всего открытость, юмор и уверенность в себе. Также ценит знание предмета в равной степени, как и умение его преподать, а также понимание личности студента, сговорчивость, больше чем внешний вид и дисциплину.
Таким образом, полученные результаты указывают на то, что сегодня отношения между студентом и преподавателем должны быть партнерские, дружеские; большинство студентов доверяют преподавателю и больше всего ценят открытость в общении и уверенность в себе. Кроме того, студенты указывают на компетентность как важную составляющую доверительных отношений в системе «студент-преподаватель». Однако некомпетентность преподавателя также имеет место быть. Чтобы повысить степень доверия и компетентности студентами были предложены рекомендации для преподавателей и сотрудников института: вести себя со студентами более открыто и уверенно; принимать их такими, какие они есть; видеть в них личность; вовлекать студентов в научное творчество; стремиться понять и принять их мотивы, цели и установки деятельности; уметь говорить со студентами и прислушиваться к их мнению.
Литература:
1. Петривняя, И. В. Образование. Психология. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / И. В. Петривняя. – Нижний Новгород: НКИ, 1998. – 92 с.
2. Тутова, Е. А. Доверие как фактор коммуникативной компетентности учителя [Текст] / диссертация ... канд. псх. наук: 19.00.07 / Тутова Екатерина Александровна. – Ростов-на-Дону, 2008. – 220 с.
3. Эмерсон, Р. У. Доверие к себе [Текст] / Р. У. Эмерсон. – СПб. : ВАХТА МИРА, 1992. – 96 с.
4. Дорофеев, В. А. Доверие в системе «учитель-ученик» при разных стилях педагогического руководства [Текст] : диссертация … канд. психол. наук: 19.00.07 / Дорофеев Вадим Алексеевич. – Ростов-на-Дону, 1999. – 140 с.
5. Немов, Р. С. Психология [Текст]: словарь-справочник. В 2 ч. Ч.1. / Р. С. Немов. – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 304 с.
6. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800 с.
7. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва: Академия, 2005. – 176 с.
8. Столяр, В. Ю. Доверие как феномен социально-экономической реальности [Текст]: диссертация … канд. фил. наук: 09.00.11 / Столяр Вероника Юрьевна. – Тверь, 2008. – 139 с.
9. Еремина, Р. А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя [Текст]: учеб. пособие / Р. А. Еремина. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 183 с.