Согласно ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, «инженерная инфраструктура, транспортная инфраструктура, социальная инфраструктура — это комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие населений и межселенных территорий». [1]
Понятие «инженерная инфраструктура» возникло около 30–35 лет назад из-за перехода от планирования развития отдельных городов к планированию развития отдельных регионов и городских агломераций. Это понятие было введено Сегединовым А. А.. [2] Он представлял инфраструктуру в виде комплекса инженерных систем, обслуживающих потребности транспортной сети, промышленности, всех других объектов производительных сил, а также население городов, поселков и сельских населенных пунктов водо-, тепло-, газо-, электроснабжением, средствами связи, водоотведением и дорожно-транспортными коммуникациями.
Инфраструктура — это система предприятий по обслуживанию основного производства и населения, которая выполняет социально-экономические функции на территории городов по созданию необходимых условий эффективной деятельности предприятий отраслей материального производства и объектов непроизводственной сферы.
Состояние городской инфраструктуры занимает важное место в стратегии модернизации любого государства и повышении индустриально-инновационного уровня национальной экономики. Это, в свою очередь, означает, что необходимо создание эффективной системы управления городской инфраструктурой, основанной на стратегическом подходе к развитию городов. Такой механизм ориентирован на повышение качества жизни населения, на укрепление экономической самостоятельности городов, на повышение эффективности и комплексности их развития, на создание благоприятных условий для конкурентного функционирования рыночных структур и привлечения инвестиционных ресурсов.
Проблемами управления инженерной инфраструктурой городов в России занимались Сегединов А. А., Красовский Б. Г., Цитович Н. Н.. Среди зарубежных авторов, адаптировавших и развивавших российский опыт управления инфраструктурой города, можно отметить Конрада К., Хельмута С., Рэнделла В. Эбертса. Следует отметить, что большая часть работ относится к 1980–1990 гг. Однако в современных условиях, теоретические и научно-практические основы совершенствования системы управления инфраструктурой, представленные в трудах отечественных и зарубежных авторов, не отвечают новой экономической действительности.
Одной из главных проблем, которая сдерживает развитие инженерной инфраструктуры в России является реформа электроэнергетики. Реформа не учитывает интересов конечных потребителей электроэнергии — населения и представителей крупной промышленности.
Энергореформа ограничивала резкий рост тарифов на электроэнергию для населения. Но если искусственно ограничить их увеличение, то необходимо найти способ для возмещения доходов энергокомпаний. Это было сделано за счет крупных оптовых потребителей электроэнергии — промышленных предприятий, которые субсидировали части тарифа для населения. В результате энергокомпании, с одной стороны, выполняют условие сдерживания тарифов для населения, а с другой — сохраняют свою прибыль.
Но следует отметить, что сформированные в рамках энергореформы сетевые и сбытовые компании, организующие доставку электроэнергии до потребителя, имеют возможность неконтролируемо повышать стоимость своих услуг. Это привело к тому, что более 50 % от конечной стоимости электроэнергии приходится на услуги по доставке электроэнергии конечному потребителю. [3] Такая модель энергорынка привела к многократному росту стоимости энергии для промышленных потребителей — за последние 5 лет она выросла более чем в 3 раза, и сегодня доля электроэнергии в себестоимости продукции целого ряда крупных отечественных промышленных предприятий уже доходит до 25–30 %. [4] Из-за таких быстрых темпов роста стоимости услуг естественных монополистов, в частности, поставщиков электроэнергии, развитие многих промышленных предприятий замораживается.
В таких условиях предприятия начинают строить собственные электрогенерирующие мощности, чтобы не зависеть от роста тарифов, т. к. собственная генерация электроэнергии обходится предприятию более чем в 2 раза дешевле, чем ее покупка с оптового рынка. Но, в соответствии с энергореформой, был разработан механизм, который защищает энергокомпании и делает инвестиции промышленных предприятий в энергетику совершенно бессмысленными.
Суть этого механизма заключается в том, что план строительства в стране новых энергомощностей должен быть закрытым и крупные потребители обязаны оплачивать не только потребляемую энергию, но и ввод в строй новых объектов энергетики. Такой план был утвержден в 2010 году и будет иметь силу до 2019 года. В связи с этим, крупные потребители должны производить плату по договорам на предоставление мощности (ДПМ), которые лишают смысла строительство собственных энергетических объектов. Оплата мощности — это существенная часть расходов промышленных предприятий — в 2013 году ее доля достигла 31 % и рост будет продолжаться. [4]
Такой механизм возврата энергетическим компаниям инвестиций через систему договоров по предоставлению мощности привел к избыточному строительству генерирующих мощностей. Важно отметить, что данные объекты могут быть не задействованы в непосредственной генерации электроэнергии, но плата за мощность от потребителей, в первую очередь, от промышленных предприятий страны, все равно будет взиматься. Например, из 220 ГВт построенной в России энергомощности используется лишь 160 ГВт.
На фоне вступления России в ВТО рост стоимости электроэнергии в результате платы за мощность может привести к тому, что продукция российской промышленности станет неконкурентоспособной как на внутреннем, так и на международном рынке. Стагнация производства приведет к всплеску безработицы, росту социальной напряженности и технологическому отставанию целого ряда отраслей. И если не решить данные проблемы, то Россия может стать непривлекательной страной для развития промышленного производства, т. к. предприятия будут закрываться и строиться в тех странах, где стоимость электроэнергии намного ниже.
Наиболее проработанный перечень изменений реформы электроэнергетики, учитывающий большинство ее недостатков, разработала рабочая группа по реформированию энергетики при правительстве РФ, возглавляемая Юрием Удальцовым. [6]
На данный момент оптовый энергорынок состоит из двух видов товара: электроэнергии и мощности. Электроэнергия торгуется на свободном рынке, а доходы от ее продажи станции направляют на операционные затраты (в основном, топливные). Мощность, доходы от которой должны покрывать постоянные затраты станций (на ремонт, амортизацию, заработную плату), продается по более сложной схеме. Генераторы ежегодно участвуют в конкурентном отборе мощности (КОМ). Прошедшие отбор компании получают гарантированную плату за мощность, которая сложилась в ходе КОМ (в некоторых регионах вводится максимальная цена).
Высокая роль энергетики как элемента производственной инфраструктуры обосновывается тем, что все современное производство неразрывно связано с энергетикой. Поэтому, по инфраструктурному воздействию — изменению в потреблении электроэнергии, можно судить о деятельности любой сферы производства, и это может служить своеобразным индикатором оценки деятельности любого предприятия.
Неблагоприятные конъюнктурные изменения цен на топливно-энергетические ресурсы, могут быть основными причинами возникновения угроз негативных воздействий на финансовую составляющую экономической безопасности организаций, регионов и всей страны в целом.
Одним из показателей, которые наиболее объективно отражают экономичность работы электросетей, является показатель потерь электроэнергии в сетях. Он косвенно показывает состояние системы учета, указывает на существующие проблемы, которые связаны с техническим состоянием электросети.
Электрическая энергия — это единственный вид продукции, при перемещении которого от места производства до места потребления не нужно использовать другие ресурсы, так как для этого расходуется часть передаваемой электроэнергии. Следовательно, потери энергии неизбежны, необходимо лишь определить экономически обоснованный уровень.
По полученным нормам потерь устанавливаются тарифы на электроэнергию. Регулирование данных тарифов находится в ведении государственных регулирующих органов ФЭК (Федеральная Энергетическая Комиссия) и РЭК (Региональная Энергетическая Комиссия). Энергоснабжающие организации обосновывают уровень потерь электроэнергии, который целесообразно включить в тариф, а комиссии анализируют, принимают и корректируют полученные данные. [5]
Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Одним из вариантом решения проблемы по снижению коммерческих потерь является установка специализированной системы.
Внедрение автоматизированной системы коммерческого учёта электроэнергии бытовых потребителей позволит:
1. Снижать коммерческие потери в частном секторе до уровня технических, что обеспечит увеличение общего объёма оплаты за потреблённую электроэнергию.
2. Осуществлять съём показаний электросчётчика без доступа к абоненту (часто это проблематично — нет абонента, не предоставляется доступ) через считывающие устройства, устройства сбора и передачи данных, автоматически передавать снятую информацию в базу данных предприятия, что позволит сократить расходы на эксплуатацию и обслуживания транспорта, а также снизить время на снятие показаний, их обработку персоналом предприятия (повторные выезды в данный момент, в среднем на предприятиях, доходят до 3–4 раз).
3. Сводить баланс отпущенной и потреблённой электроэнергии на любой расчётный период для расчёта потерь в линиях и позволит разрабатывать мероприятия по их сокращению.
4. Обеспечивать максимальную защиту от хищения электроэнергии. Каким бы способом абонент не воспользовался для хищения электроэнергии, его электросчётчик будет показывать реальное потребление электроэнергии, т. е. в показаниях электросчётчика будет учитываться и «похищенная» часть электроэнергии.
5. Электросчетчики ведут журналы событий и нештатных ситуаций, что позволяет решать конфликтные ситуации с потребителем, в том числе и в судебном порядке.
6. Приборы учёта, включенные в автоматическую систему коммерческого учёта электроэнергии бытовых потребителей, имеют межповерочный интервал 30 лет Средний срок межповерочного интервала электросчётчиков, применяемых сегодня в бытовом секторе, чаще всего не превышает 16 лет. Следовательно, с увеличением сроков существенно снижаются затраты на поверку электросчётчиков.
Модернизация инфраструктуры в соответствие с требованиями сегодняшнего дня требует значительных капиталовложений, превосходящих возможности местных властей, как городских, так и региональных. Но стоит также заметить, что возможности городских властей по наполнению городского бюджета ограничены. Необходимость развития городской инфраструктуры становится важным условием для решения социальных задач, успешной деятельности малого и частного бизнеса, привлечения иностранных инвестиций, что все вместе будет служить фактором обеспечения ускоренного экономического роста в модернизации города.
Литература:
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004)
2. Сегединов А. А. Проблемы экономики развития инфраструктуры городов: научное издание. — М.: Стройиздат, 1987
3. Авясов М. Р. К вопросу о доработке законопроектов о реформировании электроэнергетики / М. Р. Авясов // Экономика и финансы электроэнергетики. 2003. — № 1.
4. Косов С. Энергопетля для промышленности / Комсомольская правда от 12.04.2013г.
5. Вахтеров С. Реформа вперед! / С. Вахтеров // ЭнергоРынок. — 2004. — № 1.
6. Лазебник А. Новая модель рынка электроэнергии и мощности: обзор модели Удальцова / А. Лазебник/ Материал с сайта Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике — http://www.e-apbe.ru/library/analitics/index.php?SECTION_ID=2707&ELEMENT_ID=204042(дата обращения — 20.05.2014)