В настоящее время в нашей стране часто поднимается вопрос нравственного воспитания детей и молодежи, который приобретает особую актуальность в подростковом возрасте. У подростка впервые пробуждается интерес к самому себе, своему внутреннему миру, осуществляется развитие самосознания. Подросток размышляет над своими переживаниями, мыслями; формируется его личность, причемзаметная роль в развитии эмоционально-мотивационной сферы личности принадлежит нравственному воспитанию школьника.
Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с вхождением во взрослую жизнь.
Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых. Новой, характерной особенностью восприятия подросткового возраста является «чувство взрослости», а также интерес к развитию своих возможностей и способностей.
Основу формирования нравственных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной), занятий различными видами творчества, спорта. В процессе общения подросток получает возможность проявить индивидуальные черты личности.
Проблема формирования нравственных качеств личности исследуется в трудах многих ученых, таких как: О.В. Сухомлинского, В. И.. Матвиенко, С.А. Соловейчика, Л.Н. Толстого, Б. Скиннера и др.
Проблема нравственного воспитания личности занимает ведущее место в теоретическом наследии В. Сухомлинского. По его словам: «Решение проблем нравственного воспитания заключается в обращении к сложным и тонким психологическим механизмам развития личности» [2].
В. Сухомлинский выделяет следующие нравственные качества личности:
- совесть;
- чувство собственного достоинства;
- честь;
- эмоциональная культура и другие.
Именно эмоциональная культура, по его мнению, лежит в основе нравственной воспитанности личности.
В. Сухомлинский понимал, что «моральное поведение не может основываться на одном лишь чувстве долга, осознанной необходимости, внутреннем принуждении, самоограничении и рациональном контроле. Нравственное воспитание не должно сводиться к формированию только этих качеств личности» [2].
В. И. Матвиенко утверждает, что «личность формируется в семье» [4]. В своем интервью она говорит о том, что в наше время все меньше заключается браков и все больше семей разводятся. А. Матвиенко утверждает, что «именно в семье начинается воспитание человека, закладываются его духовные и нравственные основы, формируется личность. То, что дети получат в семье, они пронесут через всю жизнь» [4].
Говоря о нравственном воспитании, о развитии нравственных качествах подростков, педагоги [1, 3, 5] предлагают определения, отражающие сущность данных понятий.
Нравственность – это система внутренних правил человека, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям. Важно отметить, что система внутренних правил человека формируется под влиянием многих факторов:
- Семейных;
- Личного опыта;
- Школьного воспитания;
- Общественных отношений.
Определяя нравственные качества личности, следует учесть, что они относятся преимущественно к внутреннему миру человека. Внешнее их выражение (относящееся к поведению и имиджу) – это так называемые нравственные привычки. Таким образом, нравственные качества личности – это совокупность психических состояний, процессов и свойств, оцениваемых позитивно. В процессе формирования нравственного качества следует учитывать не только ценность мотивов и полезность поступка, но и весь совокупный результат поведения.
Нравственность подростка как личности включает в себя три необходимых компонента, в равной мере подлежащих формированию:
- нравственные знания;
- нравственные убеждения;
- нравственную потребность.
Учитывая, что подростковый возраст – это период развития и становления личностных черт человека, особое значение в этом периоде придается процессу социализации. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс воспитания, процесс социализации индивида, в котором происходит выработка человеческих морально-этических качеств общественного сознания.
Распространена точка зрения, что средства массовой информации, как один из факторов социализации, могут иметь пагубное влияние на сознание подростков. Тем не менее, современные СМИ можно использовать и в качестве инструмента нравственного воспитания, например, организовав работу с текстами англоязычных глянцевых журналов на уроке английского языка.
Такие занятия будут способствовать не только развитию нравственных качеств подростка, но повышению уровня знаний английского языка. Благодаря работе с англоязычными текстами школьник будет не просто совершенствовать свои знания в данной области, но и (с помощью учителя) повысит уровень осознания актуальных нравственно-этических проблем, получит опыт принятия решений в этой сфере.
Как можно использовать тексты глянцевых журналов на уроках иностранного языка?
Существует несколько вариантов организации учебного процесса на основе статей. Один из них – чтение статей и их обсуждение, выявление главной проблемы (темы). Рассмотрим его более детально на примере статьи “An Intimate Look at Life as a Teen Mom” из журнала TeenVogue.
На предтекстовом этапе работы, прежде чем приступить к чтению статьи, необходимо проработать лексику, с которой у учеников могут возникнуть трудности (лексика, сопровождающаяся иллюстрациями; разбор предложений с лексикой, трудной для понимания текста; найти соответствия, т.е. слово – перевод).
Упражнение. Найдите соответствия между словами.
Ultrasound Беременность
Pregnant Быть помехой
Disappoint Направление
Hinder Второкурсник
Sophomoreyear Ультразвук
Direction Разочаровывать
Следующий шаг предтекстового этапа – работа с заголовком.
При работе с заголовком для начала нужно прочитать и перевести его, чтобы постараться понять, о чем будет идти речь в статье. Затем ученики могут высказать свои предположения главного содержания статьи. Для того чтобы ученики смогли высказать свои предположения, предлагаются следующие речевые фразы для облегчения высказывания:
I think the main idea is…
This article is about…
In my opinion the main idea of the article is…
На текстовом этапе ученикам необходимо прочитать статью про себя, для ознакомления и понимания точного содержания.
После прочтения статьи ученики выполняют ряд упражнений, направленных на проверку понимания смысла данной статьи. Это могут быть следующие упражнения:
1. Закончи предложения.
2. Вставь в предложения, пропущенные по смыслу слова.
3. Расположи абзацы статьи в правильном порядке.
4. Выдели в каждом абзаце главную мысль.
Также ученик может изложить содержание текста сначала на русском языке, затем на английском, используя при этом следующие выражения:
The article opens with a description of events in…
The article has told us about…
In this article we can see such situation as…
In conclusion the author says that…
На послетекстовом этапе происходит закрепление прочитанного материала. Чтобы учитель смог разобраться, как ученик воспринял содержание статьи, попросить ученика объяснить причины, поступки, события, которые были приведены в прочитанной им статье. Также ученику необходимо выразить свое мнение по прочитанному тексту, высказать аргументы за и против той или иной ситуации.
Учитель может использовать и другие варианты организации работы со статьей:
1. Разыгрывание диалогов на иностранном языке по одной из тем, затронутых в журнальной статье.
2. Написание эссе по затронутой проблеме.
3. Создание презентаций по тематике прочитанной статьи.
Если статья состоит из нескольких частей, то можно отдельно проработать и развить мысль каждой из них или, напротив, выработать обобщенной взгляд на освещаемые в разных частях вопросы.
Таким образом, использование текстов глянцевых журналов может быть эффективным средством развития нравственных качеств подростков. Англоязычные публицистические тексты несут в себе необходимый объем и смысл информации, которая широко обсуждается в современном мире, и которую подростки с удовольствием будут изучать, чтобы понять открывающийся перед ними «взрослый» мир.
Литература:
1. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание [Текст]/ Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 1979. – 180с.
2. Галузяк, В.М. Концепция нравственного воспитания В. Сухомлинского [Электронный ресурс]/ В.М. Галузяк. – Режим доступа: http://www.info-library.com.ua. Дата обращения 04.03.2014.
3. Манерко, И.В. Духовно-нравственные качества личности: сущность и основное содержание [Электронный ресурс]/ И.В. Манерко. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru. Дата обращения 03.03.2014.
4. Матвиенко, В.И. Личность формируется в семье [Электронный ресурс]/ В.И. Матвиенко. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru. Дата обращения 28.02.2014.
5. Новичихина, Н.В. Методическое пособие по формированию и развитию нравственных качеств личности подростка [Текст]/Н.В. Новичихина. – Барнаул, 2010. – 136 с.